ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Об эволюции сельского хозяйства России
Об эволюции сельского хозяйства России20-09-2020, 13:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Введение В газете «Бизнес-Online» (Татарстан) опубликована программная статья президента промышленного союза «Новое Содружество» и совладельца «Ростсельмаша» К.Бабкина под названием «Страшно это писать, но людей в мире слишком много…» [1]. О кризисе перенаселенности Земли (оптимально 2 млрд. чел.), об исчерпании «пустого пространства» (неизведанных территорий и избытка ресурсов), о растущих ограничениях по экологии и дальнейшей интенсификации земледелия на Западе. Это заставляет перейти к дифференцированной по различным странам экологической и демографической политике. Но Россия является островком с противоположной ситуацией: имеет резервы в 35 млн га по свободным и заброшенным землям, по увеличению поголовья скота в 5 раз, приросту населения до 250 млн человек. И тогда рекомендация автора для России: экстенсивно и интенсивно выбрать свои резервы по «пустому пространству». Для этого изменить внутреннюю политику (финансы, стимулы) и внешнюю (протекционизм, участие в реформировании мировых организаций). Тем самым увеличить свою долю в мировой экономике. Но если задаться вопросами: «Так что же в статье сказано нового или принципиального? И есть ли в ней ответ на обозначенные угрозы исчерпания «пустого пространства» и роста народонаселения?» – то статья разочаровывает. Предлагается дораспахать в России всё. Под это расширить занятость, обеспечивающее промпроизводство и экономическую независимость страны. Что, наверное, не удивительно для человека, бизнес которого («Ростсельмаш») именно на этом и основан – на масштабировании интенсивного земледелия на основе распашки земель и агрохимии. Теперь еще с применением цифровых технологий и роботизации (ростом безработицы на селе). И остается непонятным, как предлагается достичь правильный лозунг статьи: «Земля, в случае победы здравого смысла, будет превращаться в ухоженный парк, где люди живут в согласии с природой и сохраняется широкое видовое разнообразие животных и растений»? В результате нам предлагается выход методом, который и так уже привел к экзистенциональному кризису – невозможности далее жить и развиваться по-старому. Даже, по словам автора, развитие технологий нас не спасет. «Есть некоторая надежда на то, что развитие технологий откроет для освоения новые пространства, но понятно, что и в этом случае продолжение потребления ресурсов приведет мир к экологическому коллапсу, да и само развитие технологий уже становится угрозой». Поэтому у автора наблюдается раздвоение и противоречие самому себе: на Западе развитие технологий уже не спасет, но именно в этом выход (за счет территорий России и экологичного поведения всех). Не понятно, как оттяжка времени за счет России решает проблему? Как это делает землю «ухоженным парком»? Если совсем ужать мысль статьи, то она звучит так: давайте окончательно распашем все, где это еще возможно – в России. Ни о каких новых технологиях и подходах речь в статье не идет. По сему продолжим тему. Подойдя к ней с двух позиций - эволюционной и цивилизационной.
Эволюция сельского хозяйства и сельского труда Человечество эволюционирует в способах обеспечения своего материального существования. Для нашей темы – в способах использования и сохранения природы в сельском хозяйстве. И надо различать – эволюцию сельского хозяйства и эволюцию труда в нем. Это несколько разные вещи. Эволюция сельского хозяйства – то, каким способом человечество обеспечивает себе пропитание, часть сырья и энергии. Эволюция сельского труда – каким образом в этом задействован человек. Со временем меняются характер взаимодействия человека с Природой, характер и степень участия человека в этом. Общая эволюционная логика сельских технологий и труда следующая (см. слайд 1 [2]):
Пунктам №1-2 соответствует библейское: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Пункту №3: «Не думай о хлебе насущном: будет день, будет пища» (природоподобие, процессы самоорганизации и сорезонанса). Пунктам №4-5 соответствует революция технологий в возгонке: природные – искусственные – биосферосовместимые и природоподобные – синтез материи и энергии из Ничего (полевых структур, воздуха, гравитации и др.). Последнему пункту №6 соответствует: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Бытие 1, 27). Исправление первородного греха и снятие наказания в виде обязанности трудиться – переход к со-Творению с Ним (homo deus). Видим, что человечество эволюционно попеременно чередует два подхода к растениеводству, животноводству и лесоводству – естественный и искусственный. На допромышленной (первобытной и феодальной) стадии развития подход был естественным, экологичным, но неэффективным, с полным участием человека. На современной индустриальной стадии подход и технологии неественные, неэффективные, неэкологичные, с высвобождением человека из сельского труда, роботизацией. Но уже начинается переход к новым технологиям – постиндустриальным, естественным, высокоэффективным, с высвобождением человека на роль гармонизатора природных экосистем. Тем самым мы присутствуем в начале нового витка. В перспективе эволюция выведет на финишную стадию цивилизационного развития человечества, когда оно будет способным (а) сохранять Природу, превратив ее «Цветущий Сад», (б) творить/синтезировать материальные блага, энергию и пищу из Ничего – подобно тому как Творец сотворил своим Словом мир из Ничего. Тем самым произойдет истинное преодоление Природы – отпадет необходимость ее эксплуатировать и исчерпывать. Человек будет ее сознательно пестовать – как часть завещанного Рая на Земле. Как подтверждение своей способности со-Творца создавать ойкумены - гармоничные сферы и миры своей жизни и процветания. Само слово это подсказывает – все технологии жизни должны приводить к эффекту «цвести», природоподобному существованию и ко-эволюции. Поэтому К.Бабкин не прав – именно развитие технологий к этому приведет. И человечество уже подходит к этой финишной возможности синтеза материи и энергии из Ничего, из полевой среды (эфира, атома, гравитации и др.). Мы уже подошли к возможности неограниченной генерации энергии компактными средствами и ее беспроводной передаче (опыты Н.Теслы и А.Росси [3], готовность к массовому холодному синтезу от компании Lockheed Martin [4], опыты Массачусетского университета генерация э/энергии из атмосферных паров воды, плазменный авиадвигатель от Китая [5] и др.). Получен фазовый переход водорода в металлическое состояние (Французской комиссии по атомной энергии, AEC) [6]. Растет число технологий синтеза из воздуха: топлива (Йельский университет и BMW), пищи (финский стартап Solar Foods по бактериальному синтезу для производства питательной муки из растворенного в воздухе углекислого газа; энергию дает водород, выделенный из воды электролизом; весь процесс в 10 раз эффективнее фотосинтеза; открытие первого коммерческого завода в 2021 году). Или синтез пищи на белковом уровне (опыты в Татарстане, [7]). И так далее. Все это примеры природоподобных и биосферосовместимых технологий. О необходимости перехода к которым призывал В.Путин на юбилейной сессии ООН (07.2016) как к генеральному пути развития человечества. [8] В России тему перехода на природоподобные технологии разрабатывают: НИЦ «Курчатовский институт» (ядерная физика, концепция развития природоподобных технологий [9], разработана по поручению В.Путина), группа веждизма (А.Кашанский, Ю.Забродоцкий, А.Девятов, г.Москва, [10]); авторы сайта «Академии Тринитаризма» по тематике «золотого сечения» (Ю.Бойка, И.Шевелев, А.Стахов, А.Харитонов, А.Иванус, В.Шинягин, П.Сергеев и др., [11]). Есть Теория биотической регуляции окружающей среды и климата В.Горшкова (1995г.), [12]. Проходят международные научные форумы по конвергентным технологиям (Сочи-2018 и др.). Есть письмо от 04.2020 на имя президента от А.Осипова (разработчик стройстандартов золотой пропорции) о необходимости придать государственный импульс этой теме в гуманитарной, идеологической, политической, социальной, техногенной сферах страны. [13] На форуме в Сочи (2018г) были озвучены резоны перехода на эти технологи [14]. Это: (а) «подсматривать» у природы ее технологии, появилась возможность усилить или превзойти природные «решения», необходимость удержания равновесия в природе в связи с новыми технологиями (А.Сергеев, президент РАН); (б) остановить истребление ресурсов планеты через создание «природоподобной техносферы» и экономные технологии (брать у природы ресурсов, не больше чем естественные процессы), переосмыслить социальную роль человека в биосфере, будучи ее частью (М.Ковальчик, Президент НИЦ «Курчатовский институт»); (в) использовать сближение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин для нового ответственного сознания (Е.Яшина, зам. президента того же института). А.Сергеев считает, что концепция природоподобных технологий не нова, известна с прошлого века, и надо использовать термин «реинжиниринг природы». Эволюция технологий минимизирует физическое и интеллектуальное участие человека в труде. Делая его все более автоматизированным, роботизированным, замкнутым на искусственный интеллект. Человек перестает быть частью средств производства и прямой производительной силой. В этом и будет состоять РЕВОЛЮЦИЯ ТРУДА – в отказе от труда и переходе на технологии творения, коллективного со-творчества по улучшению Мира сего. В библейской традиции это будет соответствовать снятию наказания за первородный грех, когда временно возникла необходимость «добывать хлеб в поте лица своего» (Бытие, 3:19). Человек преодолеет не только Природу, но и Труд, перейдя к творению и синтезу материи и энергии из Ничего (благодаря технологиям и алгоритмам/своему слову). Человечество эволюционно проходит свои исторические стадии технологий и в сельском хозяйстве тоже (согласно выше указанной эволюционной логике): «гумус (пользование) – химия (допинг, «наркотик для земли и животных») – гумус (восстановление и пестование) – синтез из Ничего». Кстати, можно видеть, что этап химизации сельского хозяйства – это вариант замещения Природы, но который ее убивает. Тогда как синтез из Ничего – тоже вариант ее замещения, но иного, порождающего свойства. Поэтому К.Бабкин фокусом своих рассуждений должен был держать не свободные земли России (это оттяжка времени), а эволюционные перспективы человечества в сельском хозяйстве. Они состоят в переходе к иному взаимодействию с Природой, Биосферой. К синтезу из Ничего. В позиции со-Творца, в т.ч. с Природой тоже, коли Земля будет как «Цветущий Сад». Всегда тупики и исчерпанность предыдущего этапа эволюции снимаются новыми возможностями следующего этапа. Иного не дано. Таким образом, финишные перспективные позиции человечества как Творца в сельском хозяйстве две – творения из Ничего и со-Творца с Природой. Но прежде чем рассмотреть позицию со-Творца с Природой, дадим оценку нынешней – искусственной – стадии сельского хозяйствования.
Последствия и перспективы современного земледелия Современное сельское хозяйство искусственное, индустриальное и химизированное. Ведет к экологической катастрофе. В частности, к истощению гумуса, обезвоживанию земли. Так, всего 2% площади земли приходится на черноземы. Из них 50% в России. Но сегодня из-за человека плодородие черноземов в России уменьшается. Во многих районах Центрального Черноземья содержание гумуса в земле за 100 лет уменьшилось примерно на треть и больше. На юге Белгородской и Воронежской областей, особенно на правом берегу Дона, есть поля, где плодородную почву смыло и выдуло до материнской породы. На карте воронежских почв 1887 года, составленной знаменитым ученым В.Докучаевым, отмечены обширные зоны с 13% содержанием гумуса. Таких почв сейчас уже нет. С 10-12% тоже. Отдельными вкраплениями встречаются земли с 8-9%. Зато общая площадь пашен, где содержание гумуса 2-4 %, стала вчетверо больше. Такие почвы по плодородию уже равны подзолистым! По прогнозам, при нынешних темпах деградации почв через 60–100 лет плодородие их истощится полностью. Для воссоздания слоя чернозема всего в пару сантиметров у природы уходит от трехсот до тысячи лет [15]. Другой ущерб – водный. Увлечение типовым растениеводством приводит к следующему. «На производство одной тонны зерна уходит одна тысяча тонн влаги осадков. И каждый новый высокоурожайный сорт означает создание более мощного водяного насоса, выкачивающего воду из почвы, причем с большей глубины. Площади пашни и валовый сбор зерна высокой урожайности стали таковы, что вся вода осадков потребляется зерном, в подземные горизонты осадки не поступают! Как результат, за последние 50 лет уничтожено более трети всех родников и ручьёв, обмелели малые реки. Мелеют и большие, плюс снижается уровень грунтовых вод. Теперь нужны опять иные сорта-насосы с более длинными, глубокими корнями и так далее до бесконечности. Такое «увлечение» и привело к уничтожению почвенного плодородия более чем на 50%» [16]. На своем примере могу это подтвердить. Недалеко от деревни моей мамы была быстрая речушка, с разливами, которая полностью в этому году исчезла. Рядом сельхозполя. Перспективы продолжения современного земледелия обозначил и сам К.Бабкин, автор статьи: «Проблемы всего мира происходят из того, что все поля распаханы и дальнейшая интенсификация их использования приведет к деградации природы».
Пермакультура как новый цивилизационный и эволюционный этап Природа – живая, мудрая, высокопродуктивная. А гармония - пик творчества. Поэтому сотворение гармонии с Природой есть позиция Творца и следующий эволюционный шаг в развитии человечества. Умение творить не за ее счет («покорять»), а вместе с ней. И есть два гармоничных взаимодействия с природой: экология – ее сохранение и пестование и пермакультура – возделывание природы ее же средствами. Причем, под последней я понимаю все отрасли естественного сельского хозяйства – новые растениеводство, лесоводство, пчеловодство, естественное содержание домашнего скота и птицы и т.д. Природоподобные и биосферосовместимые сельские технологии. Цель пермакультуры – перейти к следующему цивилизационному способу ведению сельского хозяйства. Естественному, высокопродуктивному, низкозатратному, природоподобному, основанному на саморазвитии и гармоничном гомеостазе природной среды. Когда поля, начиная с личных подворий, представляют из себя не зачищенные моно «участки», а в прямом смысле «природу», изобильную экосистему внутри, а не во вне своих границ. Что освобождает человека от ненужного труда – стремления подчинить природу аграрно-промышленным технологиям на химической и биологической (ГМО и прочая) основе. Такое подчинение ее убивает и вредит здоровью человека (см. слайд 2). [17]. О пермакультуре масса литературы и видео на YouTube. Поэтому выделим отдельные моменты. Промежуточным переходом к пермакультуре являются безотвальные технологии и гидпропоника. В СССР за безотвальное земледелие ратовал Т.Мальцев [18], теперь это пришло к нам с Запада под названием «no-till» [19]. Главным технологическим принципом пермакультуры является биосферосовместимость и поэтому продуктивность на природной гармонии. Когда достигается гармоничное сочетание различных растений на одном участке, обеспечивающих друг другу поддержку, сохранение почвы и высокий урожай. В том числе за счет восстановления гумуса почв ЭМ-технологиями (эффективных микроорганизмов). [15]. И за счет высаживания специальных сортов деревьев, останавливающих рост оврагов и возвращающих плодородие почв, как это делает Г.Минлибаев в Татарстане (заодно готовит замену соснам, которые могут исчезнуть, по отдельным прогнозам, через 20-30 лет из-за климатических изменений, выращивает краснокнижные травы и породы деревьев, продает их саженцы и обучает ремеслу). [16]. И т.д. Г.Минлибаев вплотную подошел к новой модели – к агролесоводству. Это же может оказаться интересным в связи с готовящимся законодательным разрешением переводить земли, не предназначенные для сельского хозяйства, и заброшенные угодья в земли лесоводства для частного выращивания и владения лесом (по этому пути пошли в Тверской области) [20]. Примерно это же делает индиец Шубенду Шарма – выращивает лесосад по всему миру как экосистему, начиная с небольших придомовых и парковых участков, и который растет в 10 раз быстрее обычного леса. Структуру леса можно планировать и менять. Он может быть разным: плодовым, цветковым, для привлечения птиц и пчел, под пермаземледелие и т.д. [21]. Но наиболее правильным и полным является сочетание лесосада и пермакультуры. В интернете есть много видео такого опыта в Европе и США. К пермакультуре относится и колодное пчеловодство. Необходимое восстановление популяции пчел среднерусской породы, используя колоды или борть в деревьях вместо улей. Это ведет к восстановлению и развитию лесов и естественному повышению урожайности в краты раз. И резко снижает затраты на уход за пчелами – подходить к ним достаточно два раза в год. Весной и осенью. Так как колодные пчелы независимы от человека, находясь в естественной среде. Колодный метод развивают в Башкирии, Ярославле, Пскове, в Пермском крае и др. Есть Ассоциация развития естественного пчеловодства. [22].
Богатая деревня. «Личное Подворье-XXI» Современные российские деревни за последние 20 лет делятся на 4 части: (1) исчезли (более 37 тыс., [23]) или близки к этому (еще несколько тысяч); (2) выживают благодаря близости к крупным городам и столицам, но уже не живут собственной жизнью и не развиваются; (3) являются приложением к фермерам, агрохолдингам и промпредприятиям – служат источником их капитализации и зависимы от них во всем; (4) развиваются за счет собственных сил и стратегий. Фермеры и агрохолдинги не сделают сельское население богатым, т.к. платят низкую зарплату. А мировая и российская тенденция сельской роботизации обещает безработицу для большей части жителей. Например, российско-германский агрохолдинг «Эконива» установит автономное управление сельскохозтехникой Cognitive Agro Pilot на 10 тыс. комбайнов в 35 регионах России. [24]. И это еще в России в средним используется 2 комбайна на 1000 га пашни (в Германии 60, в США 25, в Белоруссии 9). А Минсельхоз воплощает программу «Цифровое сельское хозяйство» с идеей «умного земледелия», что тоже не прибавит занятости/ [25]. Примеры собственного развития деревни также существуют: в Китае есть деревня миллионеров Хуаси [26] в России деревня Пестово. [27]. Зажиточно живут в подмосковном АО «Совхоз им.Ленина», в городке Бирюч Белгородской области (компания «ЭФКО», экспорт в 50 стран мира). Из выше сказанного напрашиваются следующие выводы и ключевые задачи:
Дополнительным условием должен стать поиск путей заметного удешевления экономического саморазвития. Сегодня есть гранты, кредиты, субсидии и льготы. Так или иначе, это платность и долговой характер развития. Сам размер помощи часто минимальный и ограничен отсутствием должной залоговой базы. Дополнительно затрудняет развитие «вилка цен», когда посредники и торговля изымают у села большую часть прибыли себе. А самостоятельный выход в торговлю со своим товаром наталкивается на конкуренцию с суррогатным товаром (соя вместо молока, ГМО и т.п.) и демпинг от торговых сетей. Поэтому саморазвитие села, сельских жителей должно опираться на новые экономические модели и мировые тренды села. Назовем некоторые из них. Первый тренд. Переход к природоподобным технологиям и приоритету экологии. Частично мы это уже обсудили выше. Дополнительно укажем, что растет экологическое движение по запрету использования органического топлива – нефти, газа, угля. Так, Европа к 2050 году планирует стать полностью «зеленой» (основным топливом будет водород) и вводит спецналог на импорт товаров, в производстве которых прямо или косвенно эти энергоресурсы использованы [29]. В США уже сейчас банки отказываются кредитовать энергокомпании под давлением экологов. [30]. Российский ЦБ тоже выпустил аналогичные рекомендации, и они скоро станут обязательными. [31]. Это все заставит отказаться от сельхозтехники, работающей на бензине, солярке, и способах обработки земли с ее помощью. Как правило, пропашных и наносящих ущерб земле. Второй тренд. Население Земли растет, климат ухудшается. Будут расти объемы (полу)искусственной пищи. Вплоть до синтезируемой из углекислого газа в воздухе (финский проект Solar Foods, [32]) или синтезируемой на белковом уровне (опыты в Татарстане, [7]). Следовательно, в премиум класс будет переходить пища естественная, умение составлять на ее основе полноценный рацион питания. Крупные компании будут к этому менее всего готовы в силу многих причин. Главная из них - ориентация на монокультуры в промышленных масштабах, на химизацию и отвальные технологии. То же самое в животноводстве – искусственность. Это дает шанс личным подворьям занять нишу естественной пищи. Если личные подворья перейдут на высокопродуктивные и высокоэкономичные, малозатратные методы работы. По своему опыту могу подтвердить: отдельные люди и бизнес в городах, в Москве, начинают самостоятельно создавать для себя инфраструктуру производства и переработки экологичной продукции. Или спонсировать таковую. Третий тренд. Интернет и искусственный интеллект, наблюдения из космоса создают возможность точечного подхода к земле в больших и малых масштабах, до уровня личного подворья. Чего ранее было невозможно. Точечный подход это и есть цифровизация и интеллектуализация сельского хозяйства. Следовательно, кто первым накопит опыт и базы данных точечного моделирования плодородия участков почв (вплоть до 1 метра), привязываясь к местности и особенностям погоды, тот и будет владеть главным интеллектуальным капиталом. Остальное сделает роботизированная техника. И такие базы данных начали создавать. Это и программа Минсельхоза России "Цифровое сельское хозяйство» с ее идеей «умного земледелия». [33]. И базы данных почв России у компании «Фосагро» [34]. Настало время создавать базы данных под экологическое, природоподобное земледелие – безотвальное и под пермакультуру. Это вполне по силам самой деревне. В этом даже может принять участие сельская школа – как факультатив занятий по биологии и информатике, даже математике. Школьники могут начать эту работу, начиная с земельных участков родителей. Поддержать их могут студенты аграрных институтов как часть своей дипломной работы. Так, студенты сельхоз ВУЗа Ульяновска в 2020 году должны оцифровать земельный фонд региона, поэтому вполне могут быть привлечены и для оцифровки пермаучастков, личных подворий. [35] Но и это вторично – кто первым создаст базы данных и цифровые модели земли. Важно переходить на такое земледелие. Кстати, Китай запустил программу «Цифровых деревень». Среди целей – развитие новых моделей сельской цифровой экономики. [36]. Четвертый тренд. Природосовместимые и экологические технологии идут не только в сельское хозяйство. Но и в промышленность, в строительство. Например, утеплители и изолирующие материалы из искусственных и вредных компонент заменяются на естественные, синтезированные специальными бактериями (опыт Сибирского госуниверситета им. М.Ф. Решетнёва). Природа возвращается человеком в поставщика естественных технологий и материалов. Вывод из трендов ясен. Личное подворье является хорошим способом самозанятости и развития села, когда появляется перспектива личного богатства, которой не может быть при наемном труде и перспективах безработицы, роботизации. Мировые и российские тренды начинают на это работать. Все сельские жители и так занимаются своим приусадебным участком. Поэтому вопрос – продолжать это делать по-старинке, для личных нужд, или перейти на пермакультуру, продуктивное подсобное хозяйство и на продажу?
Экономика «Личного Подворья-XXI» Важно понять, где скрытые резервы экономической эффективности и конкурентоспособности личных подворий? Они складываются из нескольких вещей: (1) традиционные способы сельского хозяйства затратны и вредят земле, экологии и постепенно становятся токсичными, подпадающими под запрет (пока только экономическими методами), поэтому агрохолдинги и фермеры начнут проигрывать новым трендам; (2) природоподобные технологии заведомо более эффективны – урожайны и менее затраты, значит, локальное может начать конкурировать с масштабным: рентабельность пермапроизводства у Зеппа Хольцера (Австрия) выше традиционного земледелия в 18 раз [37]; (3) существуют новые, минимально энергоемкие сельские технологии; (4) личные подворья могут кооперироваться на условиях доверия, когда исчезает необходимость в транзакциях купли-продажи, а значит, и в большей части финансовых оборотных и заемных средств. Примером минимально энергоемких технологий является зимняя оранжерея для выращивания овощей без отопления. Изобретение Ван Лэи (село Саньюаньчжу провинции Шаньдун, Китай). Экспорт продукции с его теплиц более чем 20 стран и регионов мира, в т.ч. в Россию. [38]. Кооперация на доверии в переработке и реализации продукции возможна в форме потребкооперации, артели, совместной деятельности, народного предприятия. Но лучше всего – через фондово-ресурсный механизм хозяйствования. О нем мы можно прочитать здесь [39]. Но на этом тема богатства деревни не исчерпана. И даже полностью не сформулирована. Например, следует определить, как правильно формулировать цели развития деревни. Чтобы не казенным и не бюрократическим языком. Типа «это место с благоприятным инвестиционным климатом и возможностями для развития человеческого капитала». Тогда как критериями развития должны быть: население деревни растет, молодежь не уезжает – есть рабочие места и возможности собственного бизнеса, капитал извне начинает приходить (в рублях и валюте), бизнес имеет российские и зарубежные рынки сбыта, имеет научно-технические перспективы и прирост занятости, социальные условия лучше городских, ценные бумаги сельского района (когда появятся) хорошо котируются, строительство домов субсидируется. И т.д. И, как всегда, нужен первый шаг. Для начала согласиться, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Самое ближнее – это личное подворье и брошенные земли под пермакультуру и развитие природоподобных технологий. С экспортом этих технологий и продукции в город и за рубеж. Нужен концепт «Личное подворье XXI века». И нужно выбирать: продолжать придерживаться пролетарской позиции наемного труда на селе – «дайте мне работу» или становиться хозяином на земле. Есть некоторая правда в статье на эту тему «Почему деревню похоронит пролетарское мышление». [40]. Так или иначе, выстраиваются две конкурирующие линии технологий работы на земле. Традиционные промышленных масштабов - с распашкой земель, химизацией и истощением гумуса почвы, ростом экологических налогов. И естественного плодородия, пермакультуры и безотвальных технологий (no-till) – на любых масштабах, начиная с личного подворья и заканчивая уровнем агрохолдингов (как компания «Август-Агро» в Татарстане). [19]. Борьба за экологию и естественную еду станет скоро центральной – выйдет на цивилизационный уровень окончательно.
В завершении Во многих сельских районах, муниципалитетах есть свой «Экологический Паспорт». В нем сформулированы мировые и местные экологические вызовы. Разумно добавить в него мировые тенденции экологического и продуктового развития, их конвертацию в перспективы и шансы для конкретной деревни. Какую политику район и деревня выбирают тут для личных подворий и сельхозбизнеса. Как начинают сотрудничать со специалистами и компаниями, идущими по этому пути. И т.д. Если совсем коротко резюмировать, то экологические вызовы и политика начинают играть на задачу нового богатства на селе. Начиная с подворий. И надо ловить этот попутный ветер в паруса. В видео на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=E7lwHhZ_QEg с говорящим названием «Лесосады – решением проблем голода и бедности» первая фраза звучит так: «Наши методы ведения сельского хозяйства убивают нас». Поэтому выход – в методе пермакультуры, органическом земледелии на личном подворье, в лесосаде, колодном пчеловодстве. И важно: (а) это культура мудрой жизни и хозяйствования, (б) яркий пример того, что богатство – это результат не инвестиций, но создания гармонии в Природе ее же средствами (особые инвестиции не нужны). Следовательно, быть бедным на земле – это нонсенс. Это лишь следствие неграмотности сельских жителей – их незнания пермокультуры. Наконец, пермакультура полностью соответствует библейскому «не думать о хлебе насущном – будет день, будет пища». Воистину так. Поэтому предложение России и миру К.Бабкина только и просто распашки земель, интенсивного земледелия является анти-цивилизационным и анти-эволюционным. И никак не подготавливает нас к всеобщему тренду – появления массовой безработицы вследствие роботизации вообще, в т.ч. в сельском хозяйстве. Оно не соединяет воедино тему человека и земли, биосферосовместимости, а не просто экологии. Экология – она не просто в минимизации ущерба от традиционных технологий, но в отказе от них в пользу природоподобных. В переходе к новому сельскохозяйственному укладу. В том числе к модели «Личное Подворье XXI» как основы богатства деревни на своих собственных основаниях, а не в качестве ресурса стороннего капитала. В эпоху цифровых технологий можно говорить о сумме моделей «Личного Подворья XXI» на основе пермакультуры: аватар (оцифровка) участка – почвы и природных геоусловий; план посадки культур, начиная с подкорневого уровня (типа женьшеня и проч.); риски вредительства сада и урожая и активный и пассивный риск-менеджмент (например, в лесосад будут прилетать птицы и склевывать часть вредителей или их отпугивать); кастомизация – прогноз и график в году дохода/готовности урожая; бизнес-модель обслуживания и монетизации (сбора, переработки и продажи урожая). Так получилось, что я стал помогать деревне – родине моей мамы. Не могу смотреть спокойно, что с ней происходит. И могу поделиться частью того, что совместно задумывается как «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Так, кроме любых стратегий развития есть универсальные базовые вещи. В частности – ключевые балансы состояния деревни, сельского района. Это 5 видов балансов (см. слайд 3, [41]): критические точки экономической устойчивости компаний сельского региона («Колос не должен быть на глиняных ногах»); специальная структуры оптимизационной части бюджета региона, связанная через систему стимулирования, поддержек и защиты бизнеса с перспективами и оборотом этого бизнеса; гумус почвы и состояние леса; KPI «полноты жизни» как модели. По аналогии с тем, как у человека должно быть отменное здоровье – не зависимо от целей его жизни. И видим, что KPI «гумус» и «лес» являются предметом и целью отдельных экологических балансов сельской жизни, которые должны быть достигнуты. Естественно, что политики, платформы и проекты по их достижению пересекаются со стратегией развития деревни в целом – в ее социальной, научной и экономической сферах. Под что у нас есть свой набор проектов, пересекающихся с указанными балансами (см. слайд 4). [42].
Источники:
Вернуться назад |