Вчера состоялось заседание Правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов. По оценкам специалистов, до 2024 года финансирование транспортной инфраструктуры в России должно составить не менее 12 трлн. рублей.
При этом, в бюджете нет такого количества средств. Соответственно, необходимо искать иные источники финансирования.
Андрей Белоусов является сторонником масштабного вливания средств в экономику из разных источников. Где первый вице-премьер собирается взять финансы, расскажу далее.
В августе 2018 года все деловые СМИ буквально разразила новость о том, что Белоусов, находящийся тогда в статусе советника Президента по экономической политике, направил письмо Путину с предложением изъять у крупного бизнеса около 500 млрд. рублей и направить их на инвестиции. По расчетам Белоусова, именно такая сумма "перепала" олигархам в результате внезапного роста цен на сырьевые товары. Другими словами, крупный бизнес заработал эти деньги не в результате своей плодотворной работы, а в результате резкого скачка экспортных цен вверх.
К сожалению, тогда в правительстве доминировали системные либералы, которые не поддержали предложение. Таким образом, Белоусов остался фактически в одиночестве.
Однако теперь все изменилось. Экономическую политику страны в связке с Мишустиным определяет именно Андрей Белоусов. Вчера на выступлении в ГосДуме Михаил Мишустин оперировал терминами и лексикой первого вице-премьера. Соответственно, следует ожидать, что крупный бизнес наконец-то начнет не выводить средства в офшоры, а вкладывать в экономику. В частности, на первом этапе в инфраструктуру.
Напомню об указе Путина, который ввел налог в 15% на отток капитала, что делает данную процедуру бессмысленной с экономической точки зрения. Мера заработает с 1 января 2021 года.
Теперь крупный бизнес будет вынужден искать иные способы размещения капитала. Именно разработкой этих инструментов занят Белоусов.
Отмечу, что лозунг "отобрать и поделить" в корне неправильный и его применять нельзя. Нынешние олигархи отличаются от олигархов 90-х годов, даже если они являются теми же людьми. Тогда крупный бизнес базировался на эксплуатации советских предприятий. Сейчас "советское наследие", спустя 30 лет, ушло в прошлое. Все заводы прошли полную модернизацию и обновления. Станков, изготовленных в 70-х годах прошлого века практически не осталось.
Это значит, что крупный бизнес научился работать эффективно, внедряя лучшие мировые практики. Поэтому главной задачей правительства является предложить бизнесу взаимовыгодные инструменты размещения капитала, при которых деньги будут сохранены, но, в то же время, останутся в российской экономике и будут работать на нее.
Легче всего это сделать в отрасли транспортной инфраструктуры. Думаю, на первом этапе, подобные инструменты будут предложены именно здесь. В июне РЖД провело первое пробное размещение вечных бондов на сумму 30 млрд. рублей. Опыт оказался успешным, и в конце июля РЖД разместит облигаций еще на 15 млрд. рублей.
Белоусов поручил проработать подобный механизм и Автодору, который отвечает за создание дорожной инфраструктуры. В частности, трассы Москва - Казань.
Помимо этого, на заседании Правительственной комиссии по транспорту речь шла об эффективных механизмах в создании портовой инфраструктуры, куда будут приглашены частные инвесторы.
Таким образом, на начальном этапе крупному бизнесу будет "предложено" инвестировать в создание транспортной инфраструктуры, либо посредством ГЧП, либо через покупку соответствующих облигаций. Остается открытым вопрос, что делать, если олигархи вдруг не заходят принимать участие в подобных проектах при их очевидной выгодности. Это мы увидим после. Однако, думаю, что таких случаев будет по минимуму. Во-первых, вряд ли кто-то захочет ссориться не просто с бывшим советником Президента, а с целым составом правительства. Во-вторых, даже с практической точки зрения иных форм сохранения средств у крупного бизнеса остается мало.