После 1933 года ситуация в США и других странах стала формализовываться, начался экономический рост, где-то достаточно быстрый (как в Германии), где-то медленный (в США). Затем в США экономический рост резко ускорился, но в 1937 году начался новый кризис, промышленное производство упало на треть. Оба кризиса: 1929–1933 и 1937–1938. Оба кризиса, по сути, нужно рассматривать как два этапа одного процесса, поскольку кризис 1937 г. был вызван тем, что экономика еще не смогла преодолеть все накопившиеся структурные противоречия в обществе и экономике.
Основные изменения в результате предшествующего кризиса. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. не только обрушил крупнейшие экономики мира и создал тяжелейшую социально-политическую обстановку во многих странах. Он также привел к такому тупику в развитии старой модели экономического развития, что в результате возникло своего рода промежуточное состояние как мировой, так и национальных экономик. Другими словами, в этот период старая система уже перестала действовать, как требовалось, а новая система только обозначилась, но еще не сложилась. Кризис привел к дезинтеграции мирового финансового и фондового рынков. В результате многочисленных девальваций, фактического отказа от мирового золотого стандарта и усиления протекционизма произошли следующие изменения: резкое сокращение объемов перемещений капиталов между странами и возрастание факторов риска (курсового риска и риска платежеспособности); распад мировой валютной системы на обособленные валютные блоки и зоны, в частности стерлинговый блок, центром которого стала Англия, ее колонии и доминионы, зона французского франка, включающая Францию и ее колонии, и др.; усиление роли государственного регулирования валютно-финансовых операций (см.: Доронин 2003: 104–105). Тарифы и другие барьеры наращивались, торговля резко упала после 1929 г.: в период с 1929 по 1937 гг. ее объем сокращался по 0,4% в год. Особенно сильно пострадали экспортеры товаров первой необходимости (Хелд и др. 2004: 186–187). Все это способствовало созданию авторитарных экономик в ряде стран (Германия, СССР, Япония), усилению военной составляющей промышленности. В то же время в США формируется уже некий прообраз будущей системы государственно регулируемой экономики, которая, так или иначе, работала в течение целого ряда послевоенных десятилетий. Хотя сам по себе «Новый курс» Рузвельта и не дал очень заметных результатов, однако он сумел вытащить страну из кризиса и способствовал экономическому подъему (правда, на короткое время). В отличие от несистематических и противоречивых мер Гувера действия Рузвельта, хотя он ощупью искал выход из тупика, в котором оказалась страна, были намного более решительными, систематичными, последовательными, прагматичными, рвущими с идеологическими догмами и гораздо более смелыми. Кроме того, Рузвельт в первую очередь думал о том, чтобы смягчить наиболее тяжелые последствия кризиса для простых американцев. Поэтому он прежде всего боролся с безработицей, принимая для этого самые неординарные меры, что принесло свои плоды. Главное же – Рузвельт использовал всю мощь государства, не останавливаясь перед самыми решительными шагами, чтобы смягчить ситуацию. Первой мерой были помощь банкам и их санация, в результате которой закрылось 2 тыс. банков (Козенко, Севостьянов 1994: 224), но банковская система заработала. Произошли девальвация доллара и отказ от размена на золото . Вкладчики получили гарантии на свои вклады. Девальвация улучшила ситуацию с экспортом, что дало некоторый толчок для выхода из кризиса промышленности и сельского хозяйства. Инфляция также стимулировала такой выход. Накачивание денег в экономику началось еще при Гувере, к концу правления которого денег в обращении было на 60% больше чем в 1929 г. (см.: Лан 1976: 362–363). Но пока продолжался размен на золото, доллар был слишком дорогим, и поэтому монетарные меры не работали. Важнейшие действия были предприняты для борьбы с безработицей. 2 млн неработающих молодых холостых людей от 17 до 25 лет были фактически призваны в лагеря на гражданские работы в так называемый Гражданский корпус консервации (Лан 1976: 383–384). Также была созданы Федеральная чрезвычайная организация помощи безработным и Администрация гражданских работ и другие организации, которым было ассигновано несколько млрд долларов и в которых было занято несколько млн человек (Лан 1976: 382–383; Козенко, Севостьянов 1994: 225). С их помощью много удалось сделать для развития инфраструктуры страны, образования и социокультурной субсистемы. Было построено много дорог, аэродромов, школ, библиотек и т.д. Были приняты другие масштабные меры по государственному строительству (строительство электростанций в долине реки Теннеси и др.). Качество работ часто оставляло желать лучшего, но по минимуму цели были достигнуты. Также было принят целый ряд мер по различным видам помощи домовладельцам, безработным, бизнесу и т.п. Большую роль в преодолении депрессии и дальней¬шем росте экономики сыграли реформы в области жилищного строительства и ипотечного кредита (ссуд, обеспеченных закладом недвижимости). В 1934 г. в ка¬честве особого государственного агентства была создана Федеральная жилищная администрация, целью которой (для уменьшения рисков банков по долгосрочным ссудам) было страхование ипотечных ссуд, выдаваемых банками и другими финансовыми учреждениями застройщикам и заемщикам (см.: Аникин 2009: 203) . Почти чрезвычайными были меры в области регулирования экономики, зафиксированные в так называемом Акте о восстановлении промышленности. Этим актом регулировались цены и объемы производства, ограничивалось введение новых мощностей, вводились правила честной конкуренции (например, продажа не ниже определенной цены). Все это несколько уменьшало излишнее производство и разрушительную конкуренцию. Но в целом в смысле оздоровления экономики этот закон о государственном и корпоративном регулировании оказался неэффективным (и потому прекратил действие). Были приняты и меры по регулированию биржи, теперь требовалось предварительное одобрение выпуска на нее ценных бумаг. В отношении сельского хозяйства проводились масштабные меры, стимулирующие сокращение (за компенсацию) посевов и забой скота. Целям правительства неожиданно помогли засуха и экологические бедствия, возникшие в результате неразумных распашек предшествующих лет. В 1934–1935 гг. начались песчаные бури, которые сократили в огромном размере объемы сельскохозяйственных земель (земли были испорчены). В 1934–1935 гг. в ряде штатов стояла страшная засуха. В результате 600 тыс. человек покинули фермы. Цены на сельхозпродукцию несколько повысились, но не достигли уровня перед Первой мировой войной. В 1939 г. цены на сельскохозяйственные продукты находились на уровне 77% паритетных цен (Лан 1978: 131). Мероприятия потребовали увеличения государственных расходов более чем в 2 раза (государственный долг в результате возрос с 1932 по 1938 г. вдвое) и увеличения числа государственных служащих, которых также стало вдвое больше (Козенко, Севостьянов 1994: 224; Аникин 2009: 201) Последнее также можно рассматривать как меру борьбы с безработицей; правда, зарплаты госслужащих были ограничены. В 1935 г. были приняты важные законы о социальном страховании по безработице, пенсии по старости, помощи вдовам, инвалидам и некоторые другие (что, кстати, расширяло совокупный спрос в стране). В целом меры Рузвельта, исключительные по масштабам, затратам, охвату, дали некоторые результаты, однако слишком уж успешными они не были, а некоторые и просто провалились (см. подробнее: Лан 1976). Но это было вполне естественно, так как дело оказалось совершенно новое, масштабы бедствия – очень велики, а его причины не во всем ясны даже сегодня. Главное, что экономика стала оправляться, а население поверило в лучшее. Также был накоплен колоссальный опыт. Условия. Выход из кризиса в ряде мест затянулся, например во Франции он продолжался до 1935 г. В Англии и само падение объемов в ходе кризиса было не очень большим, но и рост после кризиса был слабым. Это не только усиливало тенденцию на переход части стран к авторитаризму и тоталитаризму, но и делало респектабельным и притягательным сам тоталитаризм по сравнению с демократией. В Германии происходит выход из экономических трудностей на основе подчинения бизнеса государству и синдицирования промышленности и профсоюзов (Бущик 2002: 316–317). Формирование корпоративного государства происходит в Италии (см., например: Комолова 1970: 94) . Подобное синдицирование промышленности и рабочих организаций было произведено также в Японии (Грузицкий 2002: 335; см. об этом процессе в ряде стран: Гринин 2007б: 278). Мировое производство росло недостаточно быстро. Падение уровня торговли усиливало спад экономической активности. Когда рост возобновлялся, это было прежде всего результатом усилий внутри той или иной страны (Хелд и др. 2004: 186–187). В то же время это период очень активной работы в области создания новых вооружений, подготавливающей будущую «войну моторов». Это также период нового этапа огосударствления науки, когда ее интеллектуальная мощь начала ставиться на службу государству и ВПК, начало периода, который Н. Винер (1967) назвал «научным феодализмом». Это период, когда государство во многих странах становится не просто регулятором, но и основным заказчиком, строителем, инвестором. Отметим, что это было время исключительно интенсивного развития экономической науки (см., например: Хаберлер 2008), причем в большинстве стран (включая и СССР). Это также было время больших экспериментов в области государственного планирования и регулирования. Внешний фактор. Как уже сказано, этот период характеризуется повсеместным усилением протекционизма, девальвациями валют в десятках стран, прекращением долговых обязательств многими странами, отходом от размена валюты на золото, а также началом распада мирового фондового рынка и исчезновением условий, которые обеспечивали развитие мирового рынка капиталов в довоенный период. Таким образом, экспорт капиталов, столь важный на протяжении целого ряда предшествующих циклов, в этот период проявлялся слабо. Конечно, английский капитал продолжал проникновение в рамках Британской империи, также как французский в колониях Франции, но более вяло, чем раньше. Активность проявлял японский капитал в Азии (особенно в Корее и Китае), но он был слаб. В то же время создаются новые политические блоки, идет активная подготовка к войне, делаются первые захваты, происходят первые конфликты, которые делят мир на враждующие лагеря. Подъем экономики и кризис. Подъем производства в 1933–1937 гг. почти повсеместно шел недостаточно быстрыми темпами. Ни о каком перегреве экономики не могло быть и речи. Кризису не предшествовали подъем и напряжение воспроизводства. Фактически ни экономика, ни финансы, ни городское хозяйство во всем мире не оправились еще от бурь предыдущего кризиса. Кризис в большинстве экономик проявился в спаде промышленного производства, падении цен, сокращении объемов внутренней и внешней торговли. В кредитно-денежной сфере кризис 1937 г. в целом в мире сказался не столь резко, он проявился в падении курсов ценных бумаг, в некотором снижении курсов валют (кроме доллара) и усилении их колебаний (что, впрочем, было естественно при отказе от золотого стандарта). На падение курсов валют большое влияние оказали также и политические причины. Кризис 1937 г. затронул целый ряд стран, как, например, Англию, британские доминионы, Францию. Но кризис был средней тяжести, например в Англии было в 1939 г. 2 млн человек безработных, что было довольно много, но не составляло чрезмерно большой цифры. Во Франции производство упало примерно на 12% (см.: Ревуненков 1975: 95). По сути, это было продолжение депрессии предыдущих лет. В отличие от предыдущего этот кризис уже не охватывал весь капиталистический мир, так как в Испании шла гражданская война, Германия активно готовилась войне, в Италии все было подчинено государству. Некоторые страны уже выбирались самостоятельно из кризиса. Так, в Польше после очень тяжелого кризиса, который начался еще в 1928 г., именно в 1937 г. начался подъем (Стецкевич 1975: 191–195). Экономика США медленно и тяжело выходила из кризиса. За первые два года прирост составил только 10%, так что индекс в мае 1935 г. составлял примерно 77% от 1928 г. (Лан 1976: 375). Кстати сказать, темпы восстановления в мире в этот период были выше, чем в США (Там же). Затем рост экономики пошел гораздо быстрее, в 1937 г. объемы ее примерно равнялись или были несколько выше, чем перед кризисом. Биржевые индексы также несколько поднялись. Но далее, с лета 1937 г., вновь начались кризис и снижение, которое явно не было вызвано перегревом. Правда, ФРС стала опасаться слишком быстрого развития, чреватого внезапным переходом в кризис, в результате чего норма резервирования с1935 по 1937 годы выросла в два раза с 13% до 26%. Естественно, это ударило по развитию. Но вряд ли это с тало основной причиной кризиса, как считают монетаристы. На мой взгляд, этот кризис стал продолжением предшествующего, поскольку еще не все диспропорции были ликвидированы, а с учетом регулирования заработной платы, цен и объемов производства прежние механизмы регуляции экономики уже работали не так, как раньше. Да и покупательский спрос еще не соответствовал возможностям экономики, что видно из ситуации с выпуском автомобилей (см. ниже). В следующем 1938 г. производство сократилось примерно на 1/3. Особенно пострадали металлургическая и автомобильная промышленность. Динамика была такова. Выпуск автомобилей в 1929 г. составил 5600 тыс. машин, затем сократился до 1400 тыс. в 1932 г. В 1937 г. производство автомобилей приблизилось к докризисному уровню в 5 млн штук, но в следующем году оно сократилось наполовину. Жилищное строительство также находилось почти на всем протяжении 30-х гг. в состоянии кризиса и депрессии (Лан 1978: 133). Опять резко упали цены на продукцию фермеров, уменьшился объем внешней и внутренней торговли (Козенко, Севостьянов 1994: 240). Сильно выросла безработица, и положение населения опять ухудшилось. В этих условиях президент Рузвельт поддержал закон о справедливых стандартах труда, принятый Конгрессом в июне 1938 г., который устанавливал 44-часовую рабочую неделю, минимум почасовой оплаты и высокую оплату сверхурочных, а также запрещал труд детей (Лан 1978: 427; Козенко, Севостьянов 1994: 240–241). Были опять расширены общественные работы. Все это улучшило положение, а затем начался выход из кризиса, а далее рост военных заказов в 1939 и 1940 г. окончательно стал выводить страну из депрессии.
Предвоенные годы и Вторая мировая война
Предвоенные годы характеризуются усилением международной напряженности, что как будто открывало иллюзорный выход для ряда государств из экономического кризиса. Мировой рынок в этот период обострения международной обстановки становился все более и более сжатым и тяжелым. Пожалуй, только торговля оружием и стратегическими материалами чувствовала себя лучше, но она, конечно, была под государственным контролем. Валютные ограничения по текущим и капитальным операциям в начале Второй мировой войны завершили процесс распада некогда единого мирового валютно-финансового пространства (см.: Доронин 2003: 104–105). Таким образом, прежняя система достаточно интегрированного и свободного (как в смысле движения капиталов и денег, так и в смысле невмешательства государства в дела бизнеса) мирового экономического пространства окончательно исчезла. Требовались время, тяжелый опыт и трагедия войны, чтобы создать новую систему. Период Второй мировой войны, как известно, связан с колоссальными разрушениями, людскими потерями, перенапряжением экономик, изнашиванием инструментального парка и т.п. Но каждая катастрофа имеет и какой-то положительный потенциал, таким для мировой экономики стало активное развитие технического прогресса, так как военные разработки затем переходили в гражданские области; а также то, что был накоплен большой опыт государственного регулирования. Из крупных держав только США вышли из войны более сильными. Остальным пришлось еще по крайней мере 5–7 лет восстанавливать экономику. Отметим также, что большое значение в отношении побежденных стран имела возможность их насильственного реформирования. И именно в побежденных странах после войны экономика развивалась по типу «чуда». Как уже упоминалось, в США выход из депрессии состоялся лишь в течение войны. Достаточно привести только цифры, связанные с безработицей. В 1940 г., когда производство США уже охватил военный бум, в стране официально еще числилось свыше 8 млн безработных. В 1944 г. эта цифра составляла менее 700 тыс. Конечно, много рабочих рук было призвано в армию и флот, но в то же время за пять лет (с 1940 по 1944 г.) за счет естественного прироста численность рабочей силы США увеличилась почти на 2,5 млн человек (Лан 1978: 116).
4. Общие черты кризисов и циклов второй четверти ХХ в. • Оба кризиса, по сути, можно рассматривать как два этапа одного процесса, поскольку кризис 1937 г. был вызван тем, что экономика еще не смогла преодолеть все накопившиеся структурные противоречия в обществе и экономике. • В целом, отмечается усиливающееся вмешательство государства в экономику, без которого кризисы становились все разрушительнее. • Но поскольку циклы шли в обстановке нарастания государственного регулирования и вмешательства, поэтому, с одной стороны, были модифицированы им, а с другой – кризисы частично были реакцией на те или иные вмешательства. • Циклы шли в обстановке очень сильной социальной и классовой борьбы, в их ходе происходило принятие социальных законов, важные социальные реформы и т.п., что существенно модифицировало циклы и кризисы. • Нельзя не отметить, что зарплаты и цены в результате различного влияния на них указанных выше социальных законов, роста роли профсоюзов и государственного регулирования (гарантий) вели себя иначе, чем в предыдущих циклах, не всегда становясь индикатором смены фаз, а учетные ставки, кредитно-денежная политика ЦБ и государства были более активными, чем ранее. • Поскольку это была понижательная фаза длинного цикла, в целом она, как и предыдущие, обуславливалась тенденцией цен к снижению, но следует учитывать, что цены были слишком высоко подняты в результате Первой мировой войны, поэтому снижение их было сильнее, чем обычно, а с другой стороны, регулирование экономических процессов сдерживало их падение и оно было растянуто во времени. • Масштабы кризисов были выше, чем раньше, что обусловлено разбалансированием мировой экономической системы в результате Первой мировой войны и послевоенных социальных потрясений; гигантским обобществлением производства и его монополизацией; огромным масштабом производительных сил; ростом значения финансового сектора и финансовых услуг. Словом, масштабы увеличивались тем, что как в рамках национального хозяйства, так и в рамках мирового рынка требовались кардинальные изменения, которые, к сожалению, могли произойти только путем тяжелых потрясений; одновременно требовались крупные социальные реформы, которые также могли произойти только в результате потрясений. Кроме того, произошел окончательный переход экономического центра Мир-Системы в США, но ее политический центр оставался в Европе, что вызывало диспропорции и напряжения в международных отношениях. • Циклы проходили в условиях усиливающегося протекционизма, нарастающих сложностей для экспорта капитала и мировой торговли, краха прежней золотовалютной системы мировых расчетов, фактического дефолта многих стран и массовых девальваций, отказа от золотодевизного стандарта. • Можно говорить о связи циклов с политическими событиями, но эта связь теперь меняет свои знаки. Если в предыдущей фазе длинной волны политические события просто властно вмешивались в протекание циклов, то теперь, после 1924 г., уже сами кризисы стали такими, что начали менять политический ландшафт, вызывать политические события; фактически длительные кризисы и депрессии очень сильно повлияли на повороты политических процессов в целом ряде стран. Табл. 1.10. Экономические кризисы второй четверти XX в. (повышательная фаза третьей длинной волны)
ПЕРИОД
|
Основные государства, сильно затронутые кризисом
|
Особенности/ связь с событиями
|
Ведущие мир-системные связи
|
Сила и продолжительность
|
1929–1933 гг.
|
Большинство стран мира, но особенно тяжело – США, Германия, Австрия; в меньшей степени – Англия и Франция, Япония
|
Не связан прямо с политическими событиями, но во многом вызван послевоенными кризисами и переустройством мира (эти геополитические изменения особенно сказались в Германии и Центральной Европе); в США был вызван повышением их роли в мировой экономике и не соответствующим такой роли уровнем экономического регулирования
|
Происходит ухудшение экономических связей в Мир-Системе, обнаруживается необходимость в реформировании системы международных расчетов в связи с крахом послевоенного золотодевизного стандарта
|
Исключительно, небывало сильный и длительный
|
1937–1938 гг.
|
Целый ряд стран, в большей мере – США, в меньшей – Франция, Англия и др.
|
Связан с предыдущим кризисом, является, по сути, его продолжением. Привел к ликвидации некоторых диспропорций в экономике и проведению ряда реформ
|
Окончательный распад или упадок прежних экономических мир-системных связей, разделение мира на враждующие группировки, подготовка к войне
|
Средний по силе и длительности
|
Авторство:
Авторская работа / переводика
Вернуться назад
|
Кризисы 1929–1933 и 1937–1938 годов, несомненно, способствовали ухудшению международной обстановки и возникновению Второй мировой войны. После первой мировой войны произошел окончательный переход экономического центра Мир-Системы в США, но ее политический центр оставался в Европе, что вызывало диспропорции и напряжения в международных отношениях. И только война разрешила эти противоречия, также как вывела мировую экономику из депрессии. И это опасный прецедент в условиях затянувшейся в последние двенадцать лет экономической депрессии и политической турбулентности.