Исторический крах West Texas Intermediate (WTI), эталонной марки нефти, – это не просто краткосрочное негативное влияние возникшего избытка нефти в мире на американских нефтедобытчиков. Скорее, это начало конца иллюзии американской энергетической независимости, разрыв экономического пузыря, пишет бывший офицер разведки Корпуса морской пехоты США Скотт Риттер в The American Conservative
20 апреля американская нефть поставила рекорд отрицательной стоимости. По состоянию на 21:32 по московскому времени цена барреля впервые в истории упала до минус $37,06. В 21:53 стоимость поднялась, но осталась отрицательной: минус $25.
Это означает, что наступил момент, когда производители нефти вынуждены платить покупателям, чтобы те покупали у них нефть. Возникла ситуация идеального шторма – стечение таких обстоятельств, как резкое падение спроса на WTI, переполнение американских нефтехранилищ, истечение срочных нефтяных фьючерсных контрактов. В условиях пандемии коронавируса оказывается, что нефти слишком много, а хранить её негде.
20 апреля на рынке нефти «играл похоронный марш», заявил партнёр американского хедж-фонда Again Capital Джон Килдафф: «Мощности на хабе в Кушинге, через который проходят физические поставки по фьючерсам, заполнены на 70%, при этом уровень 80% уже считается технически опасным. Условия на физическом рынке – это катастрофа. Поиск доступных резервуаров для хранения вызывает все больше беспокойства».
По оценке крупнейшего мирового нефтяного поставщика, сингапурской транснациональной компании Trafigura, спрос на нефть рухнул более чем на треть, избыток поставок на рынке достиг 36 млн баррелей в сутки. Из-за карантина в связи с пандемией самолёты стоят на приколе, автомобильные перевозки схлопнулись, притом что на топливо для транспорта приходится около 60% потребления нефти. Однако нефтедобыча продолжается.
«По оценкам Стефена Шорка, редактора The Schork Report, место в американских нефтехранилищах будет исчерпано уже через две недели», – писала Financial Times 21 апреля. Поэтому нефть в авральном порядке перегружают в танкеры. По данным Reuters, в настоящее время в танкерах, стоящих на якоре, находятся рекордные 160 млн баррелей нефти. Этот объём удвоился за две недели, в плавучие хранилища превращены 60 супертанкеров класса VLCC, способные нести по 2 млн баррелей на борту.
«В течение всего последнего десятилетия США добывали слишком много нефти, а также слишком сильно субсидировали нефтяную отрасль, одновременно требуя сокращения производства со стороны иностранных производителей… США захватывали долю на мировом рынке, налагая санкции на конкурентов, таких как Венесуэла и Иран. Все это во имя прибыли акционеров и стремления к… энергетической независимости», – пишет Скотт Риттер.
К 2018 году США убрали около двух миллионов баррелей в день из мировых поставок нефти с помощью санкций против Венесуэлы и Ирана. Администрация Трампа планировала заполнить образовавшуюся нишу, увеличив объём производства в США, который в 2018 году превысил 12 млн баррелей в день. К декабрю 2018 года США впервые за 75 лет стали чистым экспортёром нефти, переступив порог, который президент Трамп назвал «энергетической независимостью» (energy independence).
Экономический рост Китая, вызывавший повышение спроса на нефть, был выгоден американским нефтедобытчикам, но сейчас складывается другая ситуация. Торговая война США с Китаем, развязанная Трампом, привела к снижению мирового спроса на нефть, затем – к перепроизводству нефти. «В течение этого времени США продолжали наращивать внутреннюю добычу, стремясь максимизировать прибыль и обеспечить долю на мировом рынке, и всё это во имя “энергетической независимости”, которая стала главной мантрой (leading mantra) для президента Трампа», – отмечает Скотт Риттер. Он считает, что США в ближайшем будущем вновь превратятся в чистого импортёра нефти.
Британская Financial Times также отмечает, что резкое падение цен на нефть стало «серьёзным ударом для президента Трампа». По данным газеты, нефтехранилища США переполнятся полностью к концу апреля. Тогда прогноз в отношении краха американской нефтянки может стать реальностью, в то время как ситуация на мировом рынке нефти уже начала меняться к лучшему.
Рост цен на нефть эталонных марок в ходе торгов 23 апреля ускорялся. К 17:52 мск июньские фьючерсы на североморскую нефтяную смесь Brent подорожали на 11% до $22,59 за баррель. Июньские фьючерсы на западно-техасский сорт WTI поднялись в стоимости на 29,03% до $17,78 за баррель. Всемирный банк обнародовал прогноз средней цены на нефть в текущем году – $35 за баррель, «после чего последует восстановление до 42 долларов за баррель в 2021 году».
Российский экономист Михаил Хазин считает, что по итогам «похоронного марша» на американском нефтяном рынке Россия выиграла: «Первоначально Саудовская Аравия предложила нам уступить, чтобы эту долю взяли США, а сегодня уступают все. Да, американцы не присоединились, потому что это противоречит их законодательству, но сланцевые компании закрываются и прекращают добычу. В итоге Россия выиграла…»
Оценка Хазиным перспектив нефтяной конъюнктуры совпадает с прогнозом Всемирного банка: «Как только паника закончится, месяца через два цена на нефть поднимется. До $60, наверное, уже не вырастет, но до $40, скорее всего, поднимется».
Министр энергетики РФ Александр Новак не склонен драматизировать положение. Он считает, что на топливном рынке России критической ситуации нет, и по мере выхода из карантина ситуация будет улучшаться.