ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Монгольский маршрут минимизирует вложения России и Китая в "Силу Сибири-2"

Монгольский маршрут минимизирует вложения России и Китая в "Силу Сибири-2"


11-02-2020, 18:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Начатая оценка возможностей прокладки "Силы Сибири-2" через Монголию открывает торг между Россией и Китаем за гарантии в проекте. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Центр изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Просчитывается вариант прокладки "Силы Сибири-2" через Монголию

Просчитывается вариант прокладки "Силы Сибири-2" через Монголию
wikipedia.org / Doron/CC BY-SA 3.0

Россия и Китай продолжают переговоры по "западному маршруту" поставок газа в КНР ("Сила Сибири-2"), который предполагает поставку 30 млрд кубометров газа в год, стороны оценивают перспективы прокладки трубопровода через Монголию. Об этом говорится в статье министра энергетики РФ Александра Новака в журнале "Энергетическая политика". Ранее сообщалось о том, что Москва и Улан-Батор должны создать рабочую группу для анализа перспектив строительства газопровода и определения его параметров.

"Проект прокладки второго газопровода из России в Китай изначально предусматривал четыре варианта, - отмечает специалист. – Если вести его восточнее Монголии, то придется тянуть длинную трубопроводную сеть по Восточной России по сути вдоль Транссиба, что очень дорого. Слева от Монголии можно зайти в Китай через Казахстан – там есть определенные трубопроводы, но они рассчитаны на среднеазиатский газ и уже заняты. То есть опять же придется строить новую длинную систему.

Между Казахстаном и Монголией у России есть небольшой перешеек границы с Китаем – теоретически там можно через горы проложить трубопровод. Там можно зайти в китайский газопровод "Запад-Восток", но он строился не под "Силу Сибири-2" и не может гарантировать свободные мощности в 30 млрд кубометров на многие годы вперед. Если же взять линейку и проложить на карте прямую от Ямала до Пекина, то наиболее выгодно класть трубы через Монголию, которая становится посредником".

Перспективы поставок

"Сегодня обсуждаются различные маршруты прокладки трассы, в том числе и через Монголию, которая демонстрирует интерес к проекту. В настоящее время проводится оценка возможности трубопроводных поставок газа из России в Китай через территорию этой страны", - отмечает Новак. "Силой Сибири-2" недавно называли проект газопровода "Алтай" между месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, планировался он без посредников.

РФ и Китай не первый год обсуждают проект второго совместного газопровода

РФ и Китай не первый год обсуждают проект второго совместного газопровода

Президент России Владимир Путин 9 сентября 2019 года на встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером поручил ему рассмотреть возможность использования ресурсов Иркутской области, Красноярского края, а также Ямала для поставок газа по западному маршруту в Китай через Монголию. Предварительные договоренности о проработке нового проекта газовых поставок между Москвой и Пекином анонсировались летом 2019-го, но конкретики все еще нет.

"Некоторое время назад сам Китай выступал против прокладки трубопроводов на свою территорию через Монголию – с точки зрения энергетической безопасности Пекин видел в этом для себя существенные риски. Но в последнее время мы видим, что руководство КНР активно развивает сотрудничество с монгольской стороной, в том числе энергетическое. И теперь категорической позиции "против" нет – Китай допускает наличие монгольского транзита в газовых поставках. С точки зрения экономики он оптимален.

Другой вопрос, что в любом случае придется строить новую и достаточно мощную трубопроводную систему с Ямала через Россию и Китай. Это достаточно сложные проекты, и их реализация не случится без гарантий окупаемости. Переговоры по "Силе Сибири" шли 20 лет, и до сих пор возникают вопросы о привлекательности этого трубопровода после снижения мировых цен на газ. И в вопросе новой магистрали как Россия, так и Китай будут крайне осторожны", - подчеркивает эксперт.

Торги и гарантии

Монголия неоднократно предлагала свою территорию для транзита российского газа и нефти в Китай, указывая на безопасность, степные условия и на меньшую протяженность. В июне 2018 года проект обсуждался на саммите Шанхайской организации (ШОС) в городе Циндао. Тогда Россия поддержала предложения Монголии о строительстве транзитных магистральных трубопроводов из России в Китай, с оговоркой о необходимости тщательно проработать ТЭО проекта.

Первая "Сила Сибири" до реализации обсуждалась почти два десятилетия

Первая "Сила Сибири" до реализации обсуждалась почти два десятилетия
gazprom.ru / ПАО «Газпром»

С другой стороны, стоимость строительства "Силы Сибири-2" предварительно оценили в 30-50 млрд долларов. С учетом амортизации расходов на строительство, это существенно повысит стоимость газа для Китая. Но Пекин при наличии больших объемов поставок сжиженного природного газа не хочет переплачивать за сырье. Россия же явно не готова на благотворительность в энергетических проектах.

"С одной стороны, Китай уходит от угольной энергетики, замещая ее газом, потому спрос на сырье будет расти. При этом Китай в 2015-м использовал 193 млрд кубометров, а к 2040-му будет потреблять 600 млрд. С другой – уже сейчас перспективный объем "Силы Сибири-2" в 30 млрд кубов в общем энергопотреблении Китая составляет меньше 1%. То есть эти поставки не критичны – лишь малая доля в общем балансе.

Но опять же Китай рассчитывает на повышение собственной добычи, а пока ее увеличивать существенно не удается. Так что спрос на импорт гарантированно будет расти.

Для России ситуация тоже двояка. С одной стороны, "Сила Сибири-2" даст возможность перенаправлять потоки газа с единой ресурсной базы на Ямале как в КНР, так и в Европу. Но расходы на строительство нового газопровода должны подкрепляться гарантиями заказов лет на 30 вперед по необходимым ценам. И уже сейчас понятно, что торг за этот проект между РФ и КНР будет сложным и долгим, его перспективы непредсказуемы", - заключает Вячеслав Кулагин.

 

Автор: Максим Бут

Вернуться назад