ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Новые Шёлковые Пути на китайско-казахской границе в действии

Новые Шёлковые Пути на китайско-казахской границе в действии


9-01-2020, 12:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Новые Шёлковые Пути на китайско-казахской границе в действии

Центральная Азия между Китаем и Европой бурлит

Новые Шёлковые Пути на китайско-казахской границе
Поезд платформенной компании под названием «Юксиноу» (Yuxinou ) тянет груз между Германией и Чунцином, он виден с автомагистрали Алматы-Хоргос. Фото: Пепе Эскобар/Asia Times.

Мы мчимся по девственно чистому 380 километровому четырёхголосному шоссе из Алматы в Хоргос — оно было закончено в 2016 году, стоимость строительства составила $1.25 миллиардов, 85% стоимости покрыто займом Мирового Банка. А затем, внезапно, параллельно с нами возникает настоящая звезда связности Новых Шёлковых Путей.

Знакомьтесь — «Юксиноу», грузовой контейнерный поезд, курсирующий туда-сюда по 11 000 километровому железнодорожному коридору, связывающему город Чунцин в провинции Сичуань через Синцзянь и Казахстан с Россией, Белоруссией, Польшей и в итоге Дуйсбургом в долине Рура. И всего за 13 дней.

По пути «Юксиноу» останавливается помимо прочего в Алматы, Бишкеке, Ташкенте, Тегеране, Стамбуле, Москве и Роттердаме: прямо «свливки» евразийских городов. Он перевозит ноутбуки, BMW, запчасти, одежду, механическое оборудование, международные почтовые отправления, химические продукты, медикаменты и медицинский инструментарий — всевозможные товары, сделанные как в Китае, так и в Европе. И всего лишь за 20% от цены воздушных перевозок.

Эта операционная платформенная компания называется «Юксиноу (Чунцин) Логистик Co., Ltd.», совместное предприятие железнодорожных компаний Китая, России, Казахстана, Германии и муниципального правительства Чунцина, которое очень гордится своей «беспрепятственной интеграцией многонациональной железнодорожной логистики» — вкупе с быстрой таможенной процедурой, называемой «единая декларационная и инспекционная служба на всей дистанции пути».

Главный перекресток «Юксиноу» — перекрестье между Алашанькоу на китайской стороне казахской границы и Хоргосом, особой экономической зоной в Казахстане. Весь проект, возможно, только начинается. В конце концов Инициатива «Пояса и Пути» всё ещё, в соответствии с подробным расписанием Пекина, находится на стадии планирования.

Итак, Хоргос, возможно, далёк от превращения в новый Дубаи, о чём шумели несколько лет назад. Но смотреть на Хоргос в действии — увлекательный опыт, не имеющий аналогов по своей полезности для огромного потенциала «Пояса и Пути». Как и Китайско-Пакистанский Экономический Коридор, по северной части которого я путешествовал год назад, это одна из драгоценностей короны «Пояса и Пути».

Посещение торговых центров

На самом деле есть три места перейти границу в Хоргосе. Я прибыл по шоссе на эксклюзивный переход грузовиков-контейнеровозов. Затем я зашёл на переход, которым пользуются казахи и жители всей Центральной Азии, он ведёт к ряду мега-торговых центров с товарами дьюти-фри, официально он называется Международный центр пограничного сотрудничества (ICBC). Затем есть ещё станция  в Алтынколе, где «Юксиноу» останавливается, как и грузовые/пассажирские поезда Урумчи-Алматы. Настоящая специальная экономическая зона (SEZ) — многие здания ещё строятся — на окраине Хоргоса.

yu-e1575453640975

Расписание движения поездов Алматы-Урумчи на станции Алтынколь.

ICBC — 5,3 кв. километров с пятью многоэтажными торговыми центрами, где более 2 000 магазинов — своего рода нейтральная ничейная земля. Если вы казах или китаец, виза не нужна. Но приезжают и люди со всей Центральной Азии — автобусом, желая воспользоваться преимуществами неограниченного предложения товаров под маркой «Сделано в Китае».

Остановка автобуса в Хоргосе перед пересечением границы к китайскому мега-торговому центру Фото: Пепе Эскобар.

yu3-e1575452696360

Новая, с иголочки, казахская таможня Фото: Пепе Эскобар.

Процедура вполне прямолинейна. Посетители обычно прибывают рано утром на огромную автобусную парковку. Они проходят пешком небольшое расстояние между очень современным зданием казахской таможни (в день моего приезда из-за лютого холода было практически пустым). Затем садятся в автобус-шаттл, едут к китайской границе, которую проходят почти без всякой бюрократии (хотя жителям Центральной Азии, кроме казахов, нужны визы), и устремляются в торговые центры.

yu21575450653391

Носильщик с добычей покупателей в китайском торговом центре Фото: Пепе  Эскобар.

Они возвращаются в конце дня, полностью обвешанные товарами — великолепный бизнес для армии носильщиков и упаковщиков. Затем садятся на свои автобусы и возвращаются во все точки Казахстана и других «станов». В напряжённые дни, особенно летом, в ICBC может быть до 8 000 покупателей.

Основная связь Китая с центрально-азиатскими и западно-азиатскими рынками и далее в Европу идёт через Казахстан, который считается вторым по величине торговым партнёром Китая. В то же время важно помнить, что Хоргос — прямо на границе провинции Синцзянь, а это подразумевает максимальную бдительность китайских служб безопасности.

yu5-train-e1575453139602

«Юксиноу» на станции Алтынколь в Хоргосе Фото: Пепе Эскобар.

 Азиатский Банк Развития также предоставил финансирование альтернативного маршрута из Бишкека в Ош наряду с $850 миллионами займа от Экспортно-импортного банка США.  Эта дорога — просто нечто, она перерезает киргизские горы и проходит далее, сокращая по меньшей мере 220 километров путешествия в сравнении с древним путём. Ответственность за её строительство, как и 3,3 километровый тоннель, несла инженерно-мстроительная компания из Гонконга China Road and Bridge Cooperation.

Но дорога весьма занятная: на последнем горном переходе перед последним броском до Бишкека мой водитель Алекс и я провели многие часы, договариваясь с водителями грузовиков, съехавших на обочину в снег, и мириадами беспомощных водителей, застрявших без колесных цепей.

Китай и «станы»

Другой переход китайско-киргизской границы — Эркеш-Там. Раньше он был основной южной ветвью древнего Шёлкового Пути, идя прямо из Кашгара. Дорожное покрытие было обновлено в 2013 году, добавив к связности сети интеграции, связывающие Киргизию, Синцзянь и шоссе Каракорум в Пакистане. Я обогнал автоколонну китайских грузовиков-контейнеровозов, идущих из Эркеш-Тама.

Китайско-таджикский переход только один, на высокогорном переходе Кулма, на высоте 4363 метра. На самом деле китайская граница в 14 километрах от границы Таджикистана, очень близко к шоссе Каракорум — ещё один пример связности. Та дорога открылась в 2004 году и тоже идёт по древнему Шёлковому Пути.

Вся дорога между переходом Кулма и столицей Таджикистана Душанбе, в которую входит легендарное шоссе Памир (тема грядущей двухсторонней особой встречи) все еще (медленно) в процессе работы. Она финансируется $254 миллионным займом от EXIM Банка Китая. Работы ведутся компанией China Road and Bridge Cooperation.

У самого Душанбе на съезде с Памирского шоссе я увидел многоуровневую дорожную развязку, построенную на заём Еаропейского Банка Реконструкции и Развития и ещё один  от Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций. То, что я видел, было просто историей в процессе развития: это был первый заём на развитие от Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций. Будет их ещё много, ведь связность между Китаем и соседними с ним «станами» набирает скорость.


Вернуться назад