Минск рассчитывает занять у Москвы 600 миллионов долларов. Эти деньги нужны для погашения уже имеющихся долгов. Но глава Минфина Антон Силуанов дал понять: кредит никто не гарантировал. Почему Россия отвернулась от партнера по Союзному государству?
«Может и не быть»
В минувшую субботу в Вашингтоне, в кулуарах встречи представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов выразился так: «Не решено пока. Его (решения по кредиту. — Прим. ред.), может, и не будет».
Получив от Москвы 600 миллионов долларов, Минск надеется рефинансировать платежи по основным займам, предоставленным ранее Россией. За кредитом обратились еще в конце прошлого года. К середине мая общий долг Минска Москве достиг 6,3 миллиарда долларов и около 60 миллиардов рублей.
В 2017-м Белоруссия получила от России 700 миллионов долларов на десять лет. Как уточнили в российском правительстве, средства выделены «в целях дальнейшего укрепления дружественных отношений».
В апреле 2018-го Антон Силуанов пообещал очередной государственный кредит для рефинансирования платежей. Но уже в июле замглавы Минфина Белоруссии Андрей Белковец сообщил, что альтернативой может стать кредит от Банка развития Китая.
Сейчас белорусские чиновники отмечают, что «решение не за нами» и кредиторам стоило бы объяснить свою позицию заемщику.
Просят компенсацию
По словам российского министра финансов, задержка с кредитом никак не связана с трудностями интеграционного процесса. Программу взаимного экономического сближения премьер-министры России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас подписали в начале сентября.
Документ предполагает, что стороны объединят в один перечень 31 дорожную карту, подготовят несколько межправительственных соглашений и соответствующую программу действий. В частности, речь идет о едином Налоговом кодексе. Также в планах — унифицировать Гражданский кодекс, объединить платежные системы двух стран и создать общий режим защиты инвестиций.
Однако вместо обсуждения интеграционной программы Минск сосредоточился на двусторонних противоречиях. Одно из самых острых — российский налоговый маневр в нефтяной отрасли: отмена вывозной пошлины на нефть при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Дополнительные издержки у Белоруссии возникают из-за ожидаемого увеличения цены на российскую нефть и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты.
Ситуацию усугубил апрельский инцидент с загрязненной нефтью в трубопроводе «Дружба», проходящем через Белоруссию. В систему попало загрязненное хлоридами сырье, 24-25 апреля Польша и Украина прекратили прием нефти. В течение мая прокачка возобновилась в Белоруссии, на Украине и далее в Словакии, Чехии и Венгрии. Польша подключилась 10 июня, а с 1 июля поставки по «Дружбе» полностью восстановлены. Ущерб компенсирует «Транснефть».
Китайский фактор
По оценкам белорусского Минфина, из-за налогового маневра за два года экономика страны недосчиталась 800 миллионов долларов. А в 2020-м недополучит еще 400 миллионов. Суммарно за шесть лет Минск потеряет 11 миллиардов.
Белоруссия ожидает компенсации, о чем в сентябре вновь напомнил президент Александр Лукашенко. По его словам, партнер не намерен «постоянно на коленях ползать перед своим старшим братом и вымаливать какие-то крохи», а потому к этому вопросу придется вернуться.
Лукашенко подчеркнул, что российский налоговый маневр сократил поступления в бюджет республики, и поинтересовался, какие шаги предпринимает таможенный комитет.
Но в МИД разъяснили: «налоговый маневр — это суверенное право России, поэтому едва ли корректно говорить о какой бы то ни было «компенсации». Речь может идти лишь «о возможном содействии Белоруссии в смягчении последствий».
Задержка с кредитом призвана сделать Минск сговорчивее. Правда, достигнет ли этот прозрачный намек цели, зависит еще от того, насколько Китай готов субсидировать Белоруссию.