ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Китайский дракон потребления

Китайский дракон потребления


1-10-2019, 15:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

С начала проведения реформ в Китае правительство промежуточной целью ставило создание "общество малого благосостояния". Это чисто китайское понятие, означающее уровень зажиточности, при котором у людей есть достаток сверх предметов первой необходимости. И успешно этого добилось. На что китайцы предпочитают тратить кровно заработанные – в материале Веры Лоншаковой.

Последние 15 лет наблюдаю за увеличивающимся уровнем потребления. Китайцам, особенно молодому поколению, нравится совершать покупки, посещать модные места, питаться в ресторанах. При этом все больше и больше требований предъявляется к качеству. Из-за того, что когда-то Китай заполонил мир дешевыми товарами, до сих пор бытует стереотип, что в Поднебесной все а) очень дёшево б) плохого качества. Оба стереотипа сильно устарели. Китайцы любят тратить деньги, но тратить на хорошие вещи, которые стоят отнюдь недёшево.

Куда уходят деньги?

Так на что, в основном, тратит деньги молодой 30 летний китаец/китаянка в городе? Молодежь в Китае больше склонна к потреблению, чем старшее поколение, стремится наслаждаться благами жизни сейчас, а не откладывать на черный день, экономя на всем. Хотя нельзя назвать китайцев транжирами, они, скорее, более четко расставляют приоритеты.

Хороший телефон. Это обязательный атрибут. Недаром Китай называют главным рынком по продаже айфонов. Социальная жизнь, онлайн - покупки, передвижения, денежные потоки - все идёт через телефон. По наблюдениям, большая часть китайцев предпочитает iPhone, следом идет Samsung, затем - китайские производители Xiaomi и Huawei, потребителей которых становится с каждым годом все больше. Сможет ли китаец с зарплатой в 6000 юаней (примерно 54 тысячи рублей) потратить те же 6000 юаней на айфон? Конечно, да. Здесь хороший смартфон не просто привилегия, а жизненная необходимость.

Еда. До сих пор в Китае имеет место быть культ еды. Время обеда и ужина священны. Если раньше стояла задача накормить огромное население, и на качество продуктов закрывали глаза, то сейчас для китайцев этот пункт становится все более важным. Они с удовольствие приобретают импортные продукты, именно в связи с идеей об их лучшем качестве. Правда, эти товары продаются не во всех супермаркетах, но в престижных районах, т.е. там, где живут богатые продвинутые китайцы и иностранцы, появились специализированные магазины иностранных продуктов.

Кроме того, очень популярны заведения общепита. Не все готовят дома, особенно, если живут одни. И ввиду традиций местные жители предпочитают коллективные застолья, как корпоративные, так и с друзьями. Это легко заметить, если посетить любой китайский ресторан. Везде стоят круглые столы с вращающейся стеклянной столешницей. И большая часть таких столов рассчитана на большие компании, т.е. вряд ли вы найдете круглый стол, рассчитанный на четырех человек. Скорее или на 6 человек, или на 12.

В Китае работает закон гостеприимства: кто пригласил, тот и платит. На корпоративных мероприятиях, естественно, платит босс. При встрече друзей часто наблюдала этакие соревнования, а кто сегодня будет платить. Оплатить счет - "не потерять лицо", а это самое важное в Китае. Тут скорее работает логика: в этот раз я пригласил, в следующий раз ты. При средней стоимости блюда 30-40 юаней на компанию друзей из шести человек ужин обойдется, как минимум, в 300 юаней (2700 рублей).

Техника. Да, и здесь китайцы уже не ориентируются на мировые бренды. Есть такие гиганты как Midea, Haer, TCL, Gree, которые завоевали своё место под солнцем не только в Китае, но и активно продвигаются в других странах. А жители Поднебесной активно поддерживают своих производителей. И не потому, что местные бренды дешевле (разница не критична), а просто потому, что это действительно хороший товар, и раз существенной разницы в качестве нет, то лучше поддержать местный бренд. Популярная бытовая техника такая же, как везде - телевизоры, холодильники, стиральные машины, микроволновки. Разве что с утюгом у них не сложилось. До сих пор не знаю ни одной чисто китайской семьи, где бы был в доме утюг.

Одежда, обувь, аксессуары. Вот где простор для души. В Китае огромный выбор на любой вкус, цвет и кошелек. Жаль только, что не на любой размер. Все же полных людей практически нет. Только в Гуанчжоу несколько рынков одежды, обуви, несколько отдельных зданий, отведённых под рынки сумок. Этот сегмент колоссален.

Тенденция последних лет состоит в том, что китайские потребители активно переходят с оффлайн-шопинга в онлайн. И это понятно. Ведь у них есть Таобао. Если при покупках в обычных магазинах не всегда можно найти оптимальное соотношение цена-качество или просто подходящий дизайн, то Таобао даёт широкий простор для выбора. Можно сравнить цены, читать отзывы покупателей о товаре, найти эксклюзивную модель, которую не так просто достать оффлайн.

Если говорить об экономии, то цены при покупке онлайн ниже. Чем еще хорош Таобао, так тем, что там можно приобрести аутентичные местные товары, не какие-то мировые массовые бренды типа ZARA, Mango и т.д , а именно интересные модели, лучшие и по цене и часто по качеству. Главное, шанс увидеть кого-то в такой же одежде или обуви минимален. Так, по той же цене, что одежда в Zara, можно купить вещи не из полиэстера, а из хлопка.

"Китайская грамота" для покупателя

Конечно, китайцы, как и все, любят скидки и распродажи. Только со скидками не всегда получится разобраться с первого раза. Казалось бы, что проще, смотришь на цифры и понимаешь размер дисконта. Все так, но не в Китае. К примеру, вы видите на завлекательном стенде магазина 打9折,но не спешите сразу радоваться 90% скидке. Данная надпись обозначает, что нужно заплатить 90% от первоначальной стоимости товара. Т.е. скидка - всего 10%. Многие туристы были введены в заблуждение этой системой.

В Китае есть и свой аналог "чёрной пятницы", это дата 11.11, т.е. 11 ноября, известная так же как "день холостяка" (четыре единицы символизируют несостоящих в паре людей). Не совсем понятно, как получилось, что именно на день холостяка стали делать распродажи, но сейчас это явление повсеместно и популярно. Статистика сообщает, что в 2018 году объем интернет-продаж на платформе T-mall за один день 11 ноября составил 213,5 млрд юаней (примерно 30,5 млрд долларов). И это рекорд продаж за всю историю Таобао.

В культуре Китая очень важно "сохранить свое лицо", на этом принципе построено и потребление. Т.е. важно иметь хороший телефон, это показатель не только статуса, но и незаменимый помощник, своего рода инвестиция. Причем, такая покупка прослужит года два, как минимум. Китайцам важен социальный статус, важно встречаться с друзьями и иметь возможность заплатить за компанию, т.е. опять, "не потерять лицо". В зависимости от возможности можно встречаться или раз в месяц, или раз в 2 недели. Потратить все за неделю, а потом выживать до следующей зарплаты, это не про китайцев. Расставлять приоритеты, наслаждаться жизнью, но в тоже время не скатываться в транжирство – весьма ценное и достойное уважения качество.

 
Источник: Вести Экономика

Вернуться назад