ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Риски трансграничного обмена электроэнергией
Риски трансграничного обмена электроэнергией23-08-2019, 17:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Отличная статья! Волнуются на Западе. Говорят, надо трансграничные энергосети под надежный контроль ставить, чтобы производители электроэнергии покупателей экономически не обижали и политически не шантажировали. Начало меня сразу порадовало: ...Мир нуждается в эффективности общих энергетических сетей, поэтому ему нужен и способ предотвратить их использование для принуждения. Растущая взаимосвязь электроэнергетических систем как внутри стран, так и между ними имеет большие перспективы для поддержки экологически чистых энергосистем будущего. Если где-то солнце не светит или ветер не дует, древняя электрическая сеть с наземными высоковольтными линиями поможет передать электричество в нужное место. Такая инфраструктура может служить основой для прочного торгового мира между соседями, но также может служить и инструментом давления, если электричество может быть отключено одной стороной.
Трансграничная торговля электроэнергией в настоящее время доминирует в Европе – 90% рынка торговли электроэнергией в размере $5,6 млрд расположено в ней. Но в будущем рост торговли электроэнергией, особенно в Азии, будет резко расти. Самое смелое предложение исходит от китайской компании GEIDCO, которая при поддержке Государственной сетевой корпорации Китая (State Grid Corporation of China), имеющей более 1 миллиона сотрудников, способствует региональной и даже глобальной сетевой интеграции. С одной стороны, такая сетевая интеграция могла бы способствовать большей взаимозависимости в зонах конфликтов, смягчая их. Но есть и другая проблема, которую мы называем стратегическим отказом в обслуживании. Это то, что Фаррелл и Ньюман называют "милитаризованной взаимозависимостью": когда одна страна асимметрично использует взаимоотношения для получения политических уступок от другой страны. Китай оказывает мощную финансовую поддержку проектам в области электроэнергетики в рамках инициативы "Один пояс, один путь" (ОПОП) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). До двух третей проектов ОПОП стоимостью около $50 млрд были инвестированы в энергетический сектор. Некоторые наблюдатели уже высказывали опасения, что могут означать для своих соседей китайские инициативы в этом пространстве. Филипп Корнелл, пишущий для Атлантического совета, предупредил: "Несмотря на преимущества интеграции сетей, даже если местные сети могут работать независимо, глубокая взаимосвязь сетей сделает спрос и предложение электроэнергии все более зависимыми от этой суперсети. При этом она может управляться "международными правилами и договорами об использовании", как предлагают китайцы, но ее работа будет определяться региональными органами, где Китай будет иметь особое влияние". Возможности для трансграничной торговли электроэнергией есть не только у Китая. Индия пытается интегрировать в свою сеть то, что она называет "зелеными энергетическими коридорами" - страна поставляет электроэнергию некоторым своим соседям. Индия уже экспортирует около 660 МВт в Бангладеш, и индийские фирмы строят электростанции, которые смогут удовлетворить до 25% потребностей Бангладеш в электроэнергии. В настоящее время Индия поставляет электроэнергию в Непал, но и Непал имеет потенциальную возможность поставлять гидроэлектроэнергию в Индию. Непал и Бангладеш также рассматривают возможность торговли между собой электроэнергией через промежуточную индийскую сеть. Гидроэлектростанции на Меконге из Лаоса уже поставляют электроэнергию в соседний Таиланд. Может ли государство использовать электричество в качестве инструмента давления? Технически процесс отказа в передаче электричества не так уж и сложен. Отключение энергоснабжения в системе передачи - это всего лишь вопрос оперативного контроля. Это можно сделать практически мгновенно. Ограничение поставок электроэнергии в другую страну может быть сопряжено с серьезными экономическими рисками для отключающего. Но государства могут использовать этот способ для получения уступок по вопросам, имеющим политическое значение. Потенциально уязвимое перед отказом поставок государство может попытаться подготовиться к такому сценарию путем наращивания дополнительного резервного потенциала генерации электроэнергии и сокращения спроса, но в некоторых условиях или сезонах добиться сокращения спроса может быть непросто. Страна может найти альтернативные источники электроэнергии у других соседей, либо подключать более дорогие внутренние источники генерации, хотя эти меры могут занять время и/или оказаться более дорогостоящими, чем существующие трансграничные договора. Во время Холодной войны Советский Союз смог сохранить доминирование над Восточной и Центральной Европой, связав поставки энергии с советской энергетической сетью, сократив возможности европейских стран для независимых действий. Страны Балтии и Польша остались привязанными к российской электросети. Только в 2018 году Эстония, Латвия, Литва и Польша завершили соглашение об отделении от российских энергосетей и переходе к сетям ЕС к 2025 году стоимостью $1,2 миллиарда. Страшные опасения потенциальных отказов России успешно помогли им преодолеть все препятствия. В июле 2018 года Иран отключил подачу части электроэнергии в Ирак за неоплату в разгар летней жары. В феврале 2019 года администрация Трампа пригрозила повторными санкциями в отношении Ирака, чтобы воспрепятствовать покупке им иранской электроэнергии и природного газа. Это уже отказ в обслуживании не производителем электроэнергии, а влиятельной третьей стороной. В июне 2019 года США предоставили Ираку временный четырехмесячный отказ от санкций, чтобы пережить лето при помощи импорта из Ирана и страна не испытала волну беспорядков, как это было в 2018 году. В мае 2019 года столкнулись США и правительство Мадуро в Венесуэле в судебной битве за эту южноамериканскую страну. До и после отъезда венесуэльских дипломатов левые американские протестующие заняли посольство Венесуэлы в Вашингтоне, чтобы помешать сторонникам оппозиции Хуана Гуаидо захватить посольство. В разгар спора электроэнергия в посольстве была отключена поставщиком электроэнергии PEPCO, что вызвало вопросы о политическом участии администрации Трампа. Если рассматривать посольство как суверенную территорию Венесуэлы, то это будет квалифицироваться как случай отказа в трансграничном обслуживании и говорит о потенциальной уязвимости других таких анклавов, например, военных баз США в других странах. В июле 2016 года Турция временно прекратила подачу электроэнергии на крупнейшую авиабазу США в Инджирлике после попытки переворота против президента Эрдогана. Стратегический отказ в обслуживании вероятнее там, где существуют серьезные противоречия между соседями, при этом конфликт может не ограничиваться недемократическими странами. Использование этой тактики авторитарными странами более вероятно, но и могущественные демократические страны могут также использовать эту тактику против противников. Вне энергетики мы уже видели, как США пытаются использовать свой контроль над банковской системой SWIFT, чтобы заставить другие страны избегать торговли с Ираном. Поскольку страны стремятся сбалансировать свои потребности в электроэнергии, чтобы иметь самый дешевый, самый зеленый источник энергии, они могут стать как импортерами, так и экспортерами энергии. Это может уменьшить соблазн для государства в одностороннем порядке отключить электричество своему соседу, чтобы не развалить партнерские отношения. Однако в мире, где растет озабоченность по поводу суверенитета, мы можем наблюдать всё меньшее количество таких взаимосвязей, поскольку отсутствуют способы и институты укрепления доверия. В отсутствие институтов, защищающих от политически мотивированных отказов в обслуживании, страны будут оставаться разъединенными или даже стремиться отделить свои системы от соседей, которых считают ненадежными.
Использованные источники:
Вернуться назад |