В первый день 2020 года прекратит действовать контракт на транзит газа из РФ по украинской ГТС в Европу. Учитывая, что мы лишь формально не покупаем российское топливо (на деле "реверс" осуществляется за счет того же российского газа), проблема может быть глобальной. На вопрос о том, что будет, если решения по транзиту газа не найдутся до "часа Х", председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер отшучивается: "1 января — новогодний праздник... Значит будет весело". Дабы упредить январскую "потеху", три стороны — Минэнергетики Украины, РФ и Еврокомиссия — запланировали переговоры на 16 сентября. "Вести" выяснили, вероятно ли их успешное завершение и какие есть варианты развития событий, если контракт не будет продлен, а в Европе возникнет дефицит газа.
Шансы "50 на 50"
Инициатор переговоров — Еврокомиссия. Европейцы еще весной предлагали Украине и РФ заключить контракт на 10 лет с гарантией прокачки через нашу ГТС объемов газа не менее 60 млрд кубометров в год (до 90 млрд). Нынешний объем равен 85 млрд кубометров, и это приносит в казну $3 млрд в год.
"Да, в переговорах участвуем. Мы должны будем получить новый состав правительства, соответственно, Украину будут представлять уже новые министры", — рассказал "Вестям" представитель президента в Кабмине Андрей Герус, которого, кстати, называют в числе претендентов на кресло министра энергетики и углепрома. На вопрос о вероятности заключения нового "транзитного" договора он ответил обтекаемо — "50/50".
Причин для оптимизма нет, так как вопрос политизирован. РФ выставляет свои требования: прекращение тяжб, инициированных (и отчасти выигранных) "Нафтогазом". "Они требуют пойти на "мировую" по уже существующему решению Стокгольмского арбитража (в частности, от февраля 2018-го, когда были удовлетворены требования "Нафтогаза" в $4,63 млрд по компенсации недопоставленных объемов газа для транзита. — Авт.), — говорит "Вестям" соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Также важно, будет ли на этих переговорах присутствовать Андрей Коболев, председатель правления "Нафтогаза" — в силу объективных и субъективных причин его персона стала недоговороспособной".
При этом важно, что европейская сторона на этих переговорах будет играть лишь консультативную функцию. И их пожелания носят лишь рекомендательный характер. А вот позиция РФ была заявлена однозначно: "Газпром" желает заключить краткосрочный контракт сроком на год (вместо европейского десятилетнего предложения), с условием забора газа из украинской ГТС, если его не будет хватать из других источников.
"Это опасная игра"
Второй глобальный вопрос — незавершенность процедуры анбандлинга "Нафтогаза", т. е. разделение функций добычи, продажи и транспортировки газа. По европейским стандартам, принятым Украиной, новый договор обязан будет подписать независимый сертифицированный оператор ГТС. Но руководство "Нафтогаза" и Кабмин видят процедуру по-разному. В правительстве настаивают, что владельцем ГТС (и стороной контракта) должно стать ПАО "Магистральные газопроводы Украины". В НАК же видят модель, при которой новый оператор будет использовать ГТС на правах концессии (де-факто же она останется в собственности "Нафтогаза").
"НАК "Нафтогаз" выиграл лишь часть иска к "Газпрому" — он ведь хотел изменить методологию расчета ставки транзита. И подал следующий иск. И теперь их позиция заключается в том, что если изъять "Нафтогаз" из цепочки контроля за ГТС, то этот новый иск точно будет проигран, и уже мы будем должны миллиарды "Газпрому", — пояснил Марунич. — Из-за позиции НАК все подвисло в воздухе".
Эксперт полагает, что сама ситуация была создана специально. "Они ведь суды могут продолжать бесконечно, подавать иски на $40–50 млрд. А игру эту придумали с одной-единственной целью — оправдать непроведение анбандлинга. Это очень опасная игра, и она точно не украинская", — сказал "Вестям" новоизбранный нардеп от "Батькивщины", экс-глава МинЖКХ Алексей Кучеренко.
Официальная позиция нового президента такова — процесс анбандлинга будет завершен в 2019-м, причем по модели, предлагаемой Кабмином, "но не любой ценой и не в интересах отдельных политсил" (заявление пресс-службы, сделанное еще в мае). "Нужно завершать анбандлинг, доводить эту работу до конца, — сказал нам Андрей Герус. — Но, думаю, в случае с "Газпромом" этот вопрос не основной, который они поднимают". "Но именно поэтому 16 сентября все застопорится. Мы едем на переговоры, у нас спрашивают: где ваш сертифицированный оператор? И нам нечего ответить", — поясняет Марунич.
Сколько протянет "труба"
Понимая слабые перспективы заключения новых контрактов, европейцы уже пару месяцев закачивают газ в свои хранилища. Еще в 2013–2014 гг. в ЕС проводили стресс-тест системы и выяснили, что при условиях "нулевого" транзита через украинскую ГТС Европа сможет прожить два месяца. Но и совсем без поставок газа ЕС не останется: запущены мощности "Северного потока", работает белорусская ГТС "Ямал — Европа". "Плюс американцы на пару с "Новатэком" (российская газовая компания. — Авт.) кружат своими судами-газовозами вокруг ЕС, — говорит "Вестям" эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. — Выгоду от кризиса в виде выхода на рынки ЕС получат именно США, а РФ достанется мощный козырь — "вы ведь видите, чего можно ждать от Украины? Давайте быстро заканчивать "Северный поток — 2".
У Украины в случае кризиса возникает глобальная проблема технического характера. Транзит газа из РФ позволяет обеспечивать давление в украинской ГТС на должном уровне. При полной остановке понадобится "технологический" газ для компрессорных станций. Эксперты видят выход в его получении из подземных хранилищ либо от собственной добычи.
"Какое-то время, конечно, можно будет продержаться. Когда-то я говорил с технарями, и они утверждают, что это — очень недолгое время, — рассказал нам Алексей Кучеренко. — Подобная ситуация уже была в марте 2009-го. Они очень испугались за систему — и им просто повезло, что был март и температура не была низкой".
Но в этом случае неминуемо встанет вопрос роста тарифов на газ: стоимость работы компрессорных и газоперекачивающих станций нужно будет компенсировать и, скорее всего, за счет потребителей. "Если будет кризисный вариант, еще и в ЕС будет холодно, цены вырастут минимум вдвое от нынешнего, летнего уровня, — прогнозирует Землянский. — Если прошлой зимой цены выросли до $350–400/тыс. кубов, есть шанс преодолеть этот порог".
Вопрос, разумеется, можно попытаться компенсировать, заполнив подземные хранилища газа уже сегодня. По данным "Нафтогаза", для беспроблемного прохождения отопительного сезона необходимо закачать порядка 20 млрд кубометров, и сегодня в хранилища уже закачали 15,5 млрд. Впрочем, как пояснили нам энергетические эксперты, минимум треть от этого объема принадлежит частным операторам рынка, а они вольны продавать его кому угодно. "20 млрд кубометров завести успеем. А газ у нас продают и потребляют как государственные, так и частные компании. Заводы-потребители ведь в частной собственности, — пояснил "Вестям" постпред президента в Кабмине Андрей Герус. — Проблемы в закупке газа ими у частников не будет, просто нужно, чтоб этот газ был физически".
"Протянем два месяца": все сценарии конфликта
При "мягком" варианте транзит продолжается по факту, газ следует в транзитном режиме. "Все пройдет явочным порядком, когда-нибудь да договорятся. Разве что не получим оплату за транзит", — говорит Землянский.
Второй, "кризисный", сценарий — прекращение транзита при теплой погоде в Украине и ЕС. ГТС переходит на "самообеспечение", и растут тарифы (около $400–450/тыс. кубов).
Третий, "катастрофический", сценарий — погода в ЕС и Украине холодная. При "нулевом" транзите резко истощаются хранилища в Евросоюзе. "В случае катаклизма могут возникнуть проблемы на юге Одесской области. Цены взлетят весьма существенно, ведь они привязаны к импортному паритету", — утверждает Марунич. По оценкам Землянского, протянуть придется два месяца — до начала марта. "Реверс будет небольшим, но протянем", — говорит эксперт.