ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Чего от нас хочет МВФ?

Чего от нас хочет МВФ?


19-07-2019, 15:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В свете того, что экономический блок правительства руководствуется рекомендациями МВФ, как инструкцией к применению, думаю многим будет интересно, чего же хочет МВФ от России в этом году. Завуалированные формулировками требования я попытаюсь описать более понятным языком, тем более, что я не экономист. Вообще документ у МВФ, опубликованный 16 июля, получился довольно забавный.

 

Двенадцатого июля 2019 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультации с Российской Федерацией в соответствии со Статьей IV.

С первого абзаца документа возникают вопросы...

Инфляция, достигнув ранее в 2018 году рекордно низких уровней, во второй половине года ускорилась. Основными движущими силами ее ускорения были разовые факторы (такие как снижение курса рубля и повышение цен на продовольствие и топливо), а не давление спроса.

Для меня лично, это большая новость - рост цен на продовольствие и топливо оказывается это разовые факторы, которые ни как не связаны со спросом. И что бы не распыляться по тексту, в следующем же абзаце есть фраза:

Инфляция стала снижаться и, как ожидается, вернется к целевому уровню в 4 процента к началу 2020 года .

Я один вижу противоречия в этих двух предложениях?

Рост экономики в 2019 году, по прогнозу, составит 1,2 процента, что обусловлено низкой оценкой роста в первом квартале, снижением цен на нефть и воздействием более высокой ставки НДС на частное потребление. В то же время росту ВВП должно благоприятствовать увеличение расходов государственного сектора в рамках национальных проектов, объявленных в 2018 году.

Государственные расходы на инфраструктуру в рамках национальных проектов наряду с увеличением предложения рабочей силы из-за пенсионной реформы могут позитивно повлиять на темпы роста потенциального объема производства. Однако, если не будут проведены более глубокие структурные реформы, долгосрочные темпы роста, по прогнозу, установятся на уровне примерно 1,8 процента.

Тут нужно напомнить, что МВФ прогнозировал рост ВВП за 2019 год, по оценкам января на 1,6%, в октябре 2018 прогноз был в 1,8%. Прошу запомнить, что МВФ прогнозирует рост ВВП страны за счёт работы госсектора.

Директора отметили, что несмотря на продолжающееся восстановление экономики, среднесрочные прогнозы остаются невысокими. Они призвали к продолжению энергичных мер экономической политики и комплексных структурных реформ для повышения потенциального роста, устранения институциональных недостатков и проблем управления, укрепления финансового сектора, а также повышения производительности и инвестиций.

Комплексные структурные реформы, в виде увеличения НДС и повышения пенсионного возраста мы уже получили, какие ещё реформы готовит нам МВФ?

Директора согласились, что нейтральный курс налогово-бюджетной политики в настоящее время является целесообразным. Вместе с тем, они отметили, что в долгосрочной перспективе потребуется дополнительная бюджетная консолидация, с тем чтобы обеспечить справедливое распределение между поколениями. 

За термином "бюджетная консолидация" скрывается банальное сокращение расходов, ради справедливого распределения между поколениями того, что бы хоть что-то осталось. Однако можно ведь, вкладывать деньги в развитие собственной экономики и усиливать её рост, а не банально "экономить на еде, что бы что-то осталось детям".

Но следующие предложения от МВФ говорят нам, что это не вариант...

Директора согласились, что бюджетное правило позволяет закрепить курс налогово-бюджетной политики и помогает защитить экономику от колебаний цен на нефть и тем самым содействует экономической диверсификации. Они подчеркнули, что следует избегать дальнейших изменений правила, особенно после небольшого смягчения в прошлом году, с тем чтобы установить прочное доверие к этому правилу. Директора рекомендовали официальным органам воздерживаться от квазифискальной деятельности через Фонд национального благосостояния (ФНБ), и отметили, что им следует продолжать инвестировать средства ФНБ в высококачественные иностранные активы.

Да, да, всё то же бюджетное правило, в соответствии с которым деньги сверх 40$ за баррель идут в ФНБ. Под небольшим смягчением в прошлом году МВФ наверное имеет ввиду заявление министр финансов - Силуанова от 09.07.2018, что цена отсечения в бюджетном правиле вырастет до $45 за баррель к 2023 году. Россия с 2018 года перешла на новое бюджетное правило: дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, направляют не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2%. Сверхдоходы от нефти Минфин не тратит, а направляет на покупку иностранной валюты на внутреннем рынке. Затем купленная валюта зачисляется в фонд национального благосостояния (ФНБ). Значит будем продолжать поправлять своими деньгами положения забугорных Лемон Бразерсов. Для полноты картины, советую ознакомиться с прошлогодней статьёй - "МВФ испугался, что сверхдоходы от нефти пойдут на майские указы".

И при этом, МВФ требует отказаться от квазифискальной деятельности, через ФНБ. Если по простому, то МВФ требует от России ни коим образом не использовать ФНБ для увеличения госсектора в экономике, через возможное субсидирование, финансовые гарантии и другие финансовые операции. 

Директора отметили, что система бюджетных доходов России могла бы быть улучшена путем расширения базы налогов и за счет дальнейших благоприятных для роста сдвигов в налогообложении, направленных на стимулирование предложения рабочей силы, уменьшение неформальной занятости и привлечение новых инвестиций. Они рекомендовали упростить налогообложение нефтяного сектора и постепенно отменить субсидии на внутреннее потребление топлива. Директора отметили, что расходы на социальную помощь необходимо сделать более адресными, с тем чтобы усилить их воздействие на сокращение бедности.

Мало видов налогов в России, говорят ребята из МВФ. Нас уже пугали налогом на сбор ягод и грибов, но по видимому придумают кое-что ещё. И топливо слишком дешёвое в стране, субсидии нужно бы убрать.

Директора поддержали продолжающееся смягчение денежно-кредитной политики ввиду фактических показателей инфляции в последнее время. Они приветствовали планы ЦБ РФ сохранять свой осторожный и опирающийся на данные подход к определению денежно-кредитной политики, поскольку инфляционные ожидания пока прочно не закреплены. Директора рекомендовали ЦБ РФ продолжать совершенствование своей стратегии коммуникаций по вопросам денежно-кредитной политики.

Помятуя о противоречии в направлении инфляции, указанной мною в первых двух абзацах документа, похоже ребята в МВФ действительно не разобрались куда же она идёт и хотят держать руку на пульсе.

Директора призвали официальные органы продолжать совершенствование банковского надзора и регулирования. Это должно включать укрепление оценок качества активов и сокращение ссуд связанным лицам. Они также рекомендовали продолжить действия по завершению консолидации банковского сектора. Директора приветствовали недавние макропруденциальные меры властей по ограничению необеспеченных потребительских кредитов. Они отметили однако, что если рост кредитования не замедлится, возможно, потребуются дополнительные меры.

Тут сразу вспоминается спор Орешкина, Кудрина и Набиуллиной по поводу есть ли пузырь потребкредитования или нет. В МВФ их рассудили - действительно, пузырь может быть и есть.

Директора подчеркнули значимость внушающей доверие стратегии возвращения оздоровленных банков в частные руки таким образом, чтобы это содействовало повышению конкуренции между банками.

Ну и конечно же ребята из МВФ не забыли про своих коллег - банкиров и сказали, что России нужно заниматься национализацией убытков неудачных коллег, что бы другие продолжали заниматься приватизацией её прибыли, ведь международная банковская система хрупка и её нужно поддерживать со всех сторон.

Директора подчеркнули, что масштабные структурные реформы будут важны для повышения темпов роста. Они отметили необходимость приоритетного внимания созданию более динамичного частного сектора и уменьшению роли государства в экономике.

Из увиденного в документе, к реформам можно отнести: расширение базы налогов, отмену субсидирования на топливо, сокращение социальной поддержки, общее сокращение расходов, ну и конечно же уменьшение госсектора и вообще роли государства в экономике. Это при том, что в самом начале документа было сказано, что росту ВВП России в 2019 году должно благоприятствовать увеличение расходов государственного сектора.

Вместе с тем директора особо отметили значение, прежде всего, повышения конкуренции путем облегчения выхода компаний на рынок и ухода с него, а также укрепления институциональной структуры, в рамках которой соревнуются фирмы. Они приветствовали успехи правительства в реализации программы прозрачности в налогово-бюджетной сфере и подчеркнули необходимость дальнейшего прогресса, в том числе раскрытия обязательств органов государственного управления в рамках государственно-частных партнерств, сокращения доли засекреченных расходов в бюджете и укрепления системы управления государственными предприятиями.

По открытости бюджета Россия занимает 15-е место среди 115 стран в последнем рейтинге неправительственной организации «Международное бюджетное партнерство» в оценке бюджетов за 2017 год. Для примера, США, с их скрытыми расходами Пентагона, на 8-м месте, а такая страна как Германия на 18-м месте. Не думаю, что МВФ выставляет к Германии требования о сокращении засекреченных расходов бюджета. Видимо скрытое финансирование работы нашей оборонки очень беспокоит МВФ.
 

Напомню, что в документе "Российская Федерация. Консультации 2017 года в соответствии со Статьей IV", а консультации эти проходили с 10 по 20 мая 2017 года и принимали в них участие Министр финансов - Силуанов, министр экономического развития  - Орешкин, глава ЦБ - Набиулина. В п.31 (стр. 24) говорилось про необходимость повышения НДС с 18 до 22%. В п.40 (стр. 27-28) про необходимость повышения  пенсионного возраста, но с оговоркой (стр.14), что такая реформа возможна только после выборов президента 2018 года.

Комментарий автора: 

Ещё текущее от этой троицы:

Повышение налоговой нагрузки начнет оказывать положительное влияние на экономический рост во втором полугодии. Об этом глава Минфина Антон Силуанов, выступая на Апрельских чтениях в ВШЭ, сообщало в апреле finanz.ru.По словам министра, средства, изъятые в бюджет через повышение НДС до 20% – около 600 млрд рублей в год – «должны поступить в экономику ближе ко второй половине года» в виде инвестиций и национальных проектов.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин ожидает ускорения роста ВВП РФ во втором полугодии 2019 года. Об этом он сообщил журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума, сообщал в июне ТАСС.

Рост российской экономики демонстрирует признаки краткосрочного замедления под влиянием внешних и внутренних факторов временного характера. Однако уже во втором полугодии темпы экономического роста ускорятся до своего потенциального уровня. К такому выводу приходят авторы очередного выпуска бюллетеня «О чем говорят тренды», подготовленного в мае Департаментом исследований и прогнозирования Центрального Банка России.

Пока же: Как указывается в документе министерства экономического развития, «во 2-м квартале 2019 года ВВП продолжил демонстрировать слабую динамику».Экономика России по итогам II квартала 2019 года прибавила 0,8% в годовом сопоставлении после подъема на 0,5% в январе—марте текущего года, следует из мониторинга МЭР. При этом в министерстве оценили экономический рост по итогам I полугодия в 0,7% в годовом выражении.


Вернуться назад