ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Оптовые субсидии решат проблему цен на российском топливном рынке

Оптовые субсидии решат проблему цен на российском топливном рынке


18-06-2019, 15:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ситуация с ценами на бензин и дизельное топливо является стабильной, несмотря на последнее поручение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева – считает первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин.

Проблема розничных цен на бензин является краеугольной для экономики России

Правительство РФ уделяет розничным ценам на бензин огромное внимание

Дело в том, что Медведев поручил своему непосредственному подчиненному – заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Козаку, проанализировать сообщения о повышении цен на бензин в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, Медведев отметил, что в случае наличия проблемной ситуации Козаку на этот счет нужно принять меры.

Напомним, что вся эта ситуация с ценами на бензин стала в России не только экономическим, но и политическим фактором. Это связано с поручением правительству РФ со стороны президента РФ Владимира Путина обеспечить рост цен на бензин в России на уровне среднегодовой инфляции. И это не самая простая задача, учитывая проводимый сегодня «налоговый маневр» и предыдущие решения Москвы.

Правительство РФ удерживало рост цен на бензин и другое топливо в 2015-17 годах, несмотря на девальвацию рубля и рост инфляции.

Так что, у этой тенденции по росту топливных цен есть и накопительный фактор, который, естественно, усугубил и «налоговый маневр», благодаря которому производителям нефти стало особенно невыгодно продавать сырье для переработки на внутреннем рынке.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев

Ведь в течение шести лет в рамках налогового маневра будет одновременно отменяться налоговая пошлина и повышаться НДПИ, т.е. налог на добычу полезных ископаемых, и это приведет к тому, что цены на нефть внутри нашей страны постепенно сравняются с экспортом.

«Здесь необходимо понимать, что розничные цены на топливо на Дальнем Востоке всегда были убыточными. Там находится только два НПЗ, а также безусловной доминантой является компания «Роснефть» с ее топливным инфраструктурой», - констатирует Ашихмин.

Еще не надо забывать про протяженность данных российских регионов вместе с их трудной логистикой. Это также влияет на топливные цены, хотя бы из-за того, что очень сложно доставлять топливо на заправки при столь больших расстояниях. Также ручное управление данной сферой влияет и на то, что лимитированные розничные цены делают невыгодным содержание независимых бензозаправок.

Это вообще общероссийская проблема, которая заключается в том, что в отличие от Запада заправки в России не являются универсальной торговой точкой, где можно приобрести разные товары, приносящие 70-80 процентов от прибыли заправочному бизнесу.

Российский Дальний Восток является специфическим регионом

У нас данный показатель на порядок меньше, что в текущих условиях с оптовыми ценами приводит к сокращению заправок, а также к тому, что ухудшается ситуация с доступностью бензина и, как следствие, с розничными ценами на топливо в ряде российских регионов.

Правительство РФ сможет сдержать цены на топливо в России

«От убыточного характера цен на топливо в России страдает Камчатка, Сахалин и Иркутская области. На самом деле, цены на Дальнем Востоке действительно повысились, причем это произошло после того, как повысились оптовые цены, но это повышение было не больше, чем повышение НДС и инфляции в среднем по стране. Так что, это было полностью согласовано с регулятором», - заключает Ашихмин.

Как считает эксперт, именно об этом будут говорить нефтяники на новом совещании у Козака, поскольку в реальности цены на топливо в данных регионах поднялись в розницу на 40-50 копеек, причем где-то за полгода, и это действительно минимальный показатель.

«Поэтому здесь нужно подчеркнуть, что такое повышение входит в тот формат, который был изначально согласован с регулятором и который связан с повышением НДС и ростом среднегодовой инфляции в течение 2019 года», - резюмирует Ашихмин.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак

Впрочем, если посмотреть на информационную повестку, то можно увидеть, что возможности правительства РФ по сохранению цен на топливо постоянно ставятся под сомнение рядом экспертов. По крайней мере, когда речь заходит о текущем договоре с нефтяниками.

«Мы находимся в условиях ручного регулирования топливного рынка, и основной посыл заключается в том, что оптовые цены позволяли розничным операторам в России получать прибыль. Просто если оптовые цены на топливо повышаются, то маржа розничных операторов уменьшается. После этого правительство РФ будет обязано идти на определенные действия», - констатирует Ашихмин.

Просто, раз правительство РФ говорит о том, что нельзя повышать розничные цены на бензин, то нужно как-то компенсировать потери, которые являются следствием искусственного занижения оптовых цен. И именно здесь идет основная работа правительства РФ.

«Это связано с наполнением внутренних цен нефтепродуктами. Например, в конце мая оптовые цены на топливо в России резко пошли вверх, на что сразу обратило внимание правительство РФ, а также Федеральная монопольная служба», - заключает Ашихмин.

Главный вопрос заключается в доступности нефти

После этого российские нефтяные компании развернули свои экспортные поставки нефти и заполнили наш внутренний рынок.

«Все это и привело к остановке оптовых цен на топливо. И это подтверждает тот факт, что правительство РФ, а также другие регуляторы в нашей стране способны эффективно работать с уровнем топливных цен в нашей стране», - резюмирует Ашихмин.


Вернуться назад