Именно на нового президента украинские граждане возлагают надежды на усиление борьбы с коррупцией, изменение устаревшей системы государственного управления, улучшение демографической ситуацию в стране и как результат — ощутимый экономический рост. Однако, согласно Конституции, украинский президент имеет очень ограниченные возможности влиять на экономику государства. Основные экономические рычаги закон отдает правительству, Нацбанку и местной власти. Тем не менее, лидер президентской гонки-2019 включил экономический блок в свою предвыборную программу, которую не случайно назвал «Программой мечты» и избегал конкретных обещаний, делая ставку на то, что украинцы должны решать ключевые вопросы напрямую.

 

Эксперты, опрошенные изданием Украина.ру сходятся во мнении, что не стоит ждать радикальных изменений в экономической политике, пока не пройдут выборы в Верховную Раду и не будет сформирована новая команда единомышленников.

НЭП от Зеленского. Чего ждать украинцам

Симулякр вместо серьезной дискуссии

Экономический аналитик Александр Рябоконь говорит, что ему чрезвычайно любопытно читать все разнообразие общественных и экспертных ожиданий от экономической политики будущего украинского президента Владимира Зеленского.

«Особенно ярко они впечатляют на фоне полного отсутствия у победителя президентской гонки какой-либо не то чтобы стройной и целостной, но и вообще осмысленной экономической программы. Какофония на экономико-социальные мотивы людей, называющих себя советниками либо командой президента Зеленского, добавляет в это широкое многообразие особую пикантность. Однако, если попробовать рассуждать серьезнее, то следует отметить отнюдь не секретный факт, что собственно экономические вопросы не являются «коньком» новоизбранного президента, то есть свою победу он добыл вовсе не «экономическим мечом». Соответственно, так либо иначе, ему и его команде придется заполнять зияющее экономическое крыло некими программами, планами, кадрами. Впрочем, поскольку этот процесс серьезный, нелегкий и небыстрый, то не трудно предположить, что каких-либо существенных и глобальных инноваций в нынешней экономической политике Украины в ближайшее время не предвидится. Во всяком случае, до понимания результатов, становящихся все более актуальными, парламентских выборов», — поясняет Александр Рябоконь.

По его мнению, результаты парламентских выборов и, вероятно, последующие за ними в 2020 году выборы в местные органы власти могут окончательно закрепить две главные и важные из существующих уже сегодня тенденций в украинской экономике — децентрализацию (регионализацию) и деиндустриализацию.

 

«Конечно, на ускорение или замедление развития этих тенденций могут существенно повлиять как политические факторы (формат консенсуса между политическим центром и региональными элитами, взаимоотношения с РФ, ЕС и США), так и сугубо экономические (вопросы свободной торговли, пошлин и санкций, инвестиции, монетарная политика, приватизация, цена на ключевые энергоресурсы и прочее), но лишь как катализатор либо замедлитель. Серьезных дискуссий о сущности, цели и ресурсах именно для украинской экономики в обозримом будущем не ведется. Есть вместо этого симулякр — Евроассоциация, конституционное закрепление вступления в ЕС и НАТО, ну и медиаресурс для шоу-политики», — считает экономический аналитик.

Всё размыто и противоречиво

Экономист Виктор Скаршевский сетует, что пока приходится слышать лишь то, что говорят члены команды Зеленского, и эти заявления зачастую противоречивы и размыты. Более того, те, кто их озвучивает, ранее выступали против, например, налога на выведенный капитал взамен налога на прибыль. То есть, каких-то внятных вещей по экономической политике нет, констатирует эксперт.

«Даже если бы и была четко сформулированная экономическая политика, то у Зеленского нет инструментария ее внедрения. Этот инструментарий — большинство в Верховной Раде и соответствующее коалиционное правительство. Чтобы это была одна команда. И уже не на словах «команда Зеленского», а именно властная команда единомышленников. Для этого желательны досрочные выборы в парламент, на которых взять большинство, коалиция — и вперед!», — считает Виктор Скаршевский.

НЭП от Зеленского. Чего ждать украинцам

Что касается того, что очень многое в украинской экономике завязано с добрососедскими отношениями с Российской федерацией, то здесь, считает Скаршевский, говорить о конкретных скорых изменениях не приходится.

«Здесь могут быть лишь надежды на то, что будет нацеленность на решение конфликта, а не на его замораживание. Мы видели, что в течение пяти лет, при президентстве Порошенко, наоборот предпринимались действия, которые усугубляли этот конфликт и отдаляли его решение. Я имею ввиду конфликт в Донбассе, хотя и с Крымом была и продовольственная блокада, и подрывы линий электропередач — и это было больше вредительство для граждан Украины, которые проживают в Крыму. Еще хуже с Донбассом. Блокада Донбасса была введена в феврале 2017 года через Совет нацбезопасности и обороны под председательством президента», — отмечает экономист.

 

По его мнению, Владимир Зеленский, сразу же после инаугурации в рамках Конституции получает возможность снять, например, блокаду с Донбасса и возобновить покупку украинского угля с неподконтрольных территорий, как это было до февраля 2017-го.

«Это будет дешевле и приведет к экономии валюты, потому что после блокады Донбасса Украина стала в России покупать угля на сумму в два раза больше, чем до блокады. Если до блокады импортировалось угля из РФ на сумму 900 миллионов долларов, то сейчас — 1 миллиард 800 миллионов долларов. И это больше выгодно России, нежели Украине, потому что Украина начала больше тратить. Кроме того, предприятия на неподконтрольной территории до блокады отчисляли налоги в бюджет Украины. И Зеленский может сразу же в день инаугурации собрать Совет национальной безопасности и обороны и принять соответствующее решение. Учитывая, что с 1 июня Россия вводит спецразрешения на поставку угля на Украину, необходимо оперативно принять решение о снятии блокады. И такое решение в рамках полномочий президента», — говорит Виктор Скаршевский.

По мнению экономического эксперта, все остальные шаги можно будет делать уже после парламентских выборов.

«Но опять же, необходимо очень четко сформулировать ту экономическую политику, которую Зеленский собирается поддерживать.

Сложилось впечатление, что президент очень много решает и влияет на экономику (и это так и было), потому что Порошенко взял на себя очень много неконституционных полномочий. Например, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг вообще не прописана в Конституции, а президент назначил туда свою квоту. Антимонопольный комитет прописан в Конституции, но там ничего не сказано о квоте президента. А это как раз очень мощные экономические рычаги, именно здесь и процветают самые большие схемы, где Антимонопольный комитет не борется с монополиями, а охраняет их, например, «Роттердам плюс». И, кстати, будет очень интересно посмотреть, как этим будет распоряжаться новый президент Владимир Зеленский. Я бы предложил просто привести всё в рамки Конституции, пересмотрев все законодательство», — подчеркивает Виктор Скаршевский.

 

Когда ждать изменений в экономической политике

Эксперт в энергетической сфере Геннадий Рябцев считает, что сейчас нельзя говорить что-то определённое насчет экономической политики, поскольку у новоизбранного президента пока отсутствуют любые возможности по формированию такой политики.

НЭП от Зеленского. Чего ждать украинцам

«Единственный инструмент, который у него может появиться — Совет национальной безопасности и обороны. Но уже после того, как у СНБО появится новый секретарь (сейчас эту должность занимает Александр Турчинов — Ред.). Причем опять же — все необходимые решения СНБО должны готовиться, и я очень сомневаюсь, что какие-то новые решения в экономической сфере появятся в ближайшие 100 дней после инаугурации. Да, возможен ряд заявлений, возможно, будут подкорректированы и обнародованы те направления экономической политики, которые уже были озвучены в программе кандидата в президенты Зеленского. Но я не ожидаю каких-то кардинальных изменений или каких-то кардинальных соглашений, договоренностей, которые будут достигнуты в первые 100 дней после инаугурации», — говорит Геннадий Рябцев.

При этом эксперт не исключает, что такие возможности появятся после формирования нового состава правительства, однако пока еще не известно, когда это произойдет.

 

«У Зеленского пока нет влияния на новую экономическую политику. Именно в это межсезонье, когда еще старая Верховная Рада, старое правительство, в котором практически все министры, не говоря уже о вице-премьерах, открыто поддерживали Порошенко на выборах, в рабочее время агитируя за него. И чтобы это правительство вдруг изменило экономическую политику так, как захочет, просто захочет избранный президент? Какие-то возможные изменения связаны с парламентскими выборами и формированием нового правительства. Но опять же, в зависимости от конфигурации Верховной Рады — от того, кто попадет в парламент и от состава коалиции, которая будет сформирована, можно будет говорить о том, какими будут основные черты этой экономической политики», — поясняет Геннадий Рябцев.

При этом эксперт надеется, что новый президент не будет заниматься монетизацией льгот, открытием участков автомобильных дорог, срыванием пломб с газовых труб и прочими деяниями, которые не имеют ничего общего с функциями президента Украины.