ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Россия в мировом противостоянии. Финансы. Мнение
Россия в мировом противостоянии. Финансы. Мнение26-01-2019, 12:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Низкий уровень государственного долга - основа устойчивости государства. Все мы помним катастрофу 1998 года, когда из-за невозможности обслуживания государственного долга обвалился рубль, а за ним и экономика. В итоге - за счёт правильных действий нового правительства Е.М. Примакова и нового руководства Центрального Банка России - этот кризис всё-таки был обращён на пользу нашей стране и в 2017 году Россия уже находилась на 6 месте в рейтинге крупнейших экономик мира. Однако, это не означает, что подобные кризисы стоит допускать и пытаться затем извлечь из них пользу. Мастерство политических и экономических властей страны заключается в том, чтобы не допускать кризисы и при этом поступательно развивать страну по всем направлениям: экономическому, финансовому, военному и так далее. Судя по всему, наша власть сделала все необходимые выводы из кризиса 1998 года и больше не собирается повторять ошибок прошлого. В статье будет рассмотрено нынешнее состояние государственного долга России, сравнение текущего этапа с 1998 годом и современным состоянием дел в Китае и США. Государственный долг и внешний долг - не тождественные понятия. Государственный долг складывается из внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга. Внешний государственный долг в России - это все долги в иностранной валюте, как перед резидентами (юридические и физические лица из России), так и перед нерезидентами (юридические и физические лица, выдающие кредиты российским органам государственной власти, юридическим и физическим лицам, но при этом они зарегистрированы в иностранных государствах). Внешний долг - это долги государства и организаций (банки+нефинансовые предприятия) в рублях и валюте перед нерезидентами. 1. Размер государственного долга России. По состоянию на 2 квартал 2018 года - 233 млрд. долларов. тот же график в рублях. По состоянию на 2 квартал 2018 года - 14,635 трлн. рублей. тот же график в % к ВВП. По состоянию на 2 квартал 2018 года - 15,1% ВВП. Как мы видим, несмотря на рост долга в рублях, в % к ВВП он стабилен и даже немного упал с пиковых значений 2015 года, когда он равнялся 16,3% ВВП (если оценивать последние годы). В долларах размер государственного долга сокращается в основном по причине ослабления курса рубля. Цифры российского государственного долга России разительно отличаются от Китая, где он уже достиг 47,6% ВВП и США, где он находится на уровне 77,7% ВВП (без учёта внутриправительственных долгов). Если сравнивать кризис 1998 года с кризисом, который был в 2014, то получаем следующие цифры: на начало 1998 года государственный долг составлял 49,4% ВВП, в августе перед кризисом уже 52% ВВП. После девальвации госдолг вырос почти до 150% ВВП. Основная причина такого резкого роста заключалась в том, что большая часть государственного долга нашей страны была в иностранной валюте, а в тот кризис реальный эффективный курс рубля обвалился по отношению к доллару почти на 50% и долги взлетели вверх. Если вы обратите внимание, то на графике, где приводится соотношение госдолга к ВВП, виден небольшой подъём в конце 2014 года/начале 2015 года: тогда долг вырос с 13,1% до 16,3%, то есть всего на 3,2%. А насколько у нас тогда упал реальный эффективный курс рубля? На 30.4%. Если сравнить цифры 1998 года с цифрами 2015 года, то видна колоссальная разница в том, как изменялся госдолг при падении курса рубля: в 2014-2015 гг. его изменение было практически на уровне статистической погрешности, несмотря на сильную девальвацию национальной валюты. Основная причина здесь заключается в том, что на 2014 год значительная часть государственного долга России была уже в рублях и поэтому изменение курсов валют не сыграло такой роли в 2014 году, как это было в 1998. Если вернуться к конкретным цифрам по государственному долгу России по состоянию на 2018 год, то получаем: 1. Внутренний госдолг на 1 декабря 2018 года - 9,137 трлн. рублей, из них собственно долга 7,7 трлн. рублей и государственные гарантии - 1,4 трлн. рублей. Государственные гарантии - это не собственно долг. Государство выступает в качестве поручителя по долгам кого-либо. Государственные гарантии учитываются при расчёте госдолга, но при этом государство не тратит денег на их текущее обслуживание. 2. Долг субъектов и муниципалитетов РФ на 1 декабря 2018 года - примерно 2,4 трлн. рублей. Долг исключительно внутренний в рублях, из которого порядка 1 трлн. - это долги региональных бюджетов перед федеральным по ставке в 0,1% годовых. 3. Внешний госдолг на 1 декабря 2018 года - 47,1 млрд. долларов, из них собственно долга 36,5 млрд. долларов и государственные гарантии - 10,6 млрд. долларов. В рублях примерно 3 трлн. по курсу 65 рублей за доллар. Получается, что на 1 декабря 2018 года порядка 80% государственного долга России - это внутренний долг, номинированный в рублях. При этом, из 7.7 трлн. рублей внутреннего государственного долга, 7,2 трлн. рублей приходится на облигации федерального займа. И из них на государственные банки приходится почти 3 трлн. рублей долга, ещё почти 700 млрд. рублей выкуплено Пенсионным фондом России (это накопительная часть пенсии, которая осталась в ПФР), таким образом почти 50% внутреннего госдолга федерального бюджета приходится на государственные банки и Пенсионный фонд. Получается, что значительная часть государственного долга России - это, грубо говоря, долг государства самому себе. Так же стоит сюда добавить, что государство активно сокращает не только дефицит государственного бюджета, но так же в рамках этого и ненефтегазовый дефицит бюджета. Ненефтегазовый дефицит бюджета представляет собой разницу между расходами бюджета и его доходами без учёта нефтегазовых доходов, то есть это размер дефицита бюджета в нашей стране, если при текущих расходах нефтегазовые доходы составляли бы 0 рублей. В 2018 году по расчётам ненефтегазовый дефицит должен составить примерно 6,6% ВВП, а по итогам 2019 году не превысить 6% ВВП. Стоит отметить, что в 2019 году заложен рост расходов почти на 8% и получается, что даже с учётом серьёзного роста расходов в 2019 году планируется дальнейшее сокращение ненефтегазового дефицита бюджета, то есть требуемое всеми "слезание с нефтяной иглы" будет продолжено. Также хочу отметить тот факт, что внешний долг России (общий) в иностранной валюте тоже неуклонно сокращается и растёт его рублёвая составляющая: если перед активной фазой противостояния (начало 2014 года) на доллары приходилось 60,6% долга, на рубли 25,7% и на евро 10,5%, то на 1 июля 2018 года на доллары приходилось уже всего 51,7% долга, на рубли 27,4% и на евро уже 17,1%. И это с учётом значительного ослабления курса рубля с 2014 года по 2018 (важный фактор при расчёт внешнего долга, так как рублевые долги пересчитываются в доллары по текущему курсу для включения в баланс внешнего долга страны). Причём активней всего от доллара избавлялось именно государство: в 2014 году 49% долгов в долларах, на 1 июля 2018 года всего 36% долгов в долларах. Внешний долг - это долги государства и организаций (банки+нефинансовые предприятия) в рублях и валюте перед нерезидентами. Получается, что наша страна и с точки зрения государственного долга фактически переводится на режим "финансового самообеспечения": если занимать, то в рублях и при этом максимальную часть долга сосредотачивать в государственных структурах и окологосударственных финансовых организациях с целью достижения максимальной управляемости государственным долгом страны. Следующая статья будет заключительной в цикле "Россия в мировом противостоянии" с выводами о том, куда двигается наша страна и какие цели стоят перед нами. Вернуться назад |