Международный валютный фонд одобрил новую программу сотрудничества с Украиной. Так и не выполненная программа расширенного финансирования (EFF), которую в 2015 году называли программой реформ Украины, прекращена досрочно. Вместо нее вступила в силу программа оперативного реагирования (Stand-by).

Она рассчитана на 14 месяцев, при максимально возможном сроке заключения — 36 месяцев. До февраля включительно Украина сможет получить кредит в 3,9 миллиарда долларов предварительно тремя траншами — 1,4 миллиарда долларов, 1,25 миллиарда долларов, 1,25 миллиарда долларов. Для открытия новой кредитной линии Украина выполнила два основных условия — подняла цены на газ для населения и утвердила госбюджет на 2019 год согласованный с кредитором.

Первый транш может поступить на счета НБУ уже в ближайшие дни. Условий для продолжения кредитования в программе Stand-by существенно меньше, чем в ЕFF, однако, выполнение некоторых из них уже сейчас выглядит маловероятным. Для получения второго транша цена на газ для населения должна быть повышена на 15% уже в мае, для третьего — на 22,7% с 1 января 2020 года. Вряд ли правительство Владимира Гройсмана или любого другого премьера пойдет на такой шаг перед парламентскими выборами. Таким образом, есть вероятность, что первый транш по программе Stand-by станет последним независимо от потребность в дешевых заемных средствах.

Совет директоров международного валютного фонда 18 декабря одобрил предоставление кредита Украине по программе Stand-by общим объемом 3,9 миллиарда долларов. Эти средства Украина может получить в течение 14 месяцев — до февраля 2020 года включительно.

Первый транш кредита в размере 1,4 миллиарда долларов может поступить на счета Национального банка Украины уже в ближайшие дни. По словам министра финансов Оксаны Маркаровой — до 25 декабря. Следующие транши по 1,25 миллиарда долларов планируется выделить в середине и конце 2019 года. В Минфине ожидают что пересмотр программы пройдёт в мае и ноябре.. Выделение денег будет напрямую зависеть от выполнения условий программы.

Новая программа с МВФ фактически заменила действующую с марта 2015 года программу расширенного финансирования EFF. По этой программе Украина должна была в течение трех лет получить от МВФ кредит на 17,5 миллиарда долларов плюс кредитные пакеты от Всемирного банка, ЕБРР и Европейского союза. Общий объем финансирования ожидался на уровне 40 миллиардов долларов.

«Это амбициозная, жесткая программа, которая также содержит определенные риски. Но это реалистичная программа, которая, после рассмотрения и одобрения Советом директоров, может стать поворотным моментом для Украины», — говорила глава МВФ Кристин Лагард в 2015 году перед утверждением программы EFF. В правительстве Арсения Яценюка эту программу называли даже программой реформ Украины. Однако ожидаемого эффекта она не принесла.

Что случилось с прежней программой EFF

Из-за того, что Украина затягивала сроки выполнения условий для кредитования, из общей суммы от МВФ было получено лишь 8,7 миллиарда долларов, причем последний транш — более полутора лет назад — в апреле 2017 года.

Не поступили в полном объеме и кредиты других международных финансовых организаций. Задержки с финансированием были вызваны, прежде всего, неготовностью Украины повышать цену на газ для населения до уровня импортной, а также затягиванием с принятием решений о создании Высшего антикоррупционного суда, о национализации Приватбанка и проведении пенсионной реформы.

В итоге, почти все было выполнено, однако в более поздние сроки. Кроме того, в 2015 году Украине в рамках сотрудничества с МВФ удалось реструктуризировать часть внешнего долга, списав почти 4 миллиарда долларов и перенеся сроки выплаты 15,6 миллиарда долларов на 4 года.

Основным невыполненным условием осталось повышение цены газа для населения с октября почти на 60%, а с марта 2019 года, согласно программе EFF, она должна была сравняться с импортной, по которой газ покупают промышленные предприятия. Замена программы на новую фактически позволила пересмотреть график повышения цены газа и продлить срок сотрудничества с МВФ на год. Договоренности по программе практически потеряли силу. Размер повышения цены газа был сокращен до 23% и установление новой цены стало предварительным условием для одобрения программы.

 

19 декабря правительство приняло решение повысить цену газа до 8550 грн за тысячу кубометров. Следующее повышение, согласно новой программе, ожидается в мае 2019 года — до уровня 80% от импортной цены и с 1 января 2020 года цены для населения и промышленности должны сравняться. По прогнозным расчетам правительства, в мае 2019 года цена газа для населения может вырасти на 15% — до 9 тысяч 717 гривен за тысячу кубометров, в январе 2020 года — еще на 22,73% — до 12 тысяч гривен.

 

Согласовать и утвердить новую программу с МВФ можно было бы еще летом, если бы правительство Владимира Гройсмана повысило цену газа в апреле. Причем тогда цена могла бы увеличиться не на 23%, а 18%. Тогда после принятия в начале июня закона об антикоррупционном суде, можно было бы сразу вступить в переговоры с МВФ о замене программы. При таком сценарии кредитование по Stand-by могло произойти в августе-сентябре, то есть, до начала бюджетного процесса 2019 года, и Минфину не пришлось бы привлекать средства на внешних рынках под 8,99% и 9,75% — размещения были бы дешевле.

Условия для продолжения кредитования

Кроме повышения цены газа, обязательным условием для выделения Украине второго транша в размере 1,25 миллиарда долларов является создание Высшего антикоррупционного суда. Это определено как «структурный маяк» на март. Правда Президент Петр Порошенко на пресс-конференции 16 декабря заявил, что суд будет создан до февраля. Также надо будет принять закон о разделении функций Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР. Соответствующий законопроект принят в первом чтении еще летом 2016 года.

Никаких жестких условий, касающихся принятия закона о рынке земли сельскохозяйственного назначения в новой программе с МВФ нет — в ней предусмотрено лишь продолжение работы по этой теме.

В общем, условий в программе Stand-by существенно меньше, чем в ЕFF. График выделения траншей и их размер более гибкий. Если макрофинансовая ситуация в стране-заемщике будет относительно стабильной, то сроки получения последующих траншей, а следовательно и выполнение условий для этого, могут откладываться. Сама программа, по определению, предназначена для оперативного реагирования МВФ на потребность страны-кредитора во внешнем финансировании, для того, чтоб была возможность возобновить экономический рост. То есть, если острой необходимости в деньгах не будет, то последующие транши можно будет и не запрашивать.

Первый транш может стать последним

Кроме того, нахождение в программе само по себе облегчит доступ к другим внешним ресурсам. После заявления МВФ 19 октября о возможности предоставления нового кредита Украине, Европейский союз принял окончательное решение о выделении 500 миллионов евро первого транша макрофинансовой помощи, второй транш в таком же объеме ожидается в начале 2019 года. Всемирный банк одобрил гарантии по кредиту на 750 миллионов долларов.

Деньги от ЕС и ВБ пойдут в бюджет, а от МВФ — в резервы Нацбанка. Глава НБУ Яков Смолий уже заявил, что в сотрудничестве с МВФ будет легче погашать почти $12 млрд внешних долгов в 2019-2020 годах.

В 2019 году действительно, никаких проблем с внешними выплатами быть не должно — программа МВФ покрывает весь год двойных выборов в стране. А вот как ситуация будет развиваться в 2020 году после президентских и парламентских выборов, пока не ясно.

К тому же, маловероятно, что правительство отважится перед парламентскими выборами еще раз существенно повысить цену газа в мае 2019 года, а этого для получения второго транша избежать уж точно не удастся, потому что повышение цены газа в мае и январе уже предусмотрено постановлением N867, и отказ от этого будет считаться нарушением предварительно принятого обязательства. По информации Українських Новин, в правительстве сопротивлялись фиксировать в постановлении дальнейшие этапы повышения цены газа, однако МВФ все-таки удалось настоять на своем.

Таким образом, есть вероятность, что первый транш по программе Stand-by станет последним независимо от потребность в дешевых заемных средствах.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.