ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Что на самом деле является причиной американских санкций против России

Что на самом деле является причиной американских санкций против России


3-10-2018, 08:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Что на самом деле является причиной американских санкций против России

Министерство торговли США ввело ограничения в отношении двенадцати российских корпораций, «действующих против интересов безопасности и внешней политики Соединённых Штатов». Уведомление было опубликовано в Федеральном Реестре. На американские корпорации наложен запрет экспорта двойных технологий в адрес компаний, попавших в санкционный список.

Более пристальный взгляд на этот  список наводит на одну мысль. Компании, попавшие под удар санкций, не имеют отношения к оборонной продукции и вообще не имеют связей с Министерством Обороны РФ. Ни одна из них не подписывала договоров с военными. «Аэрокомпозит», часть российской государственной «Объединённой авиастроительной корпорации», производит крылья для гражданского авиалайнера МС-21, ОАО «Авиадвигатель» производит двигатели для военной авиации, но не имеет ни технологий, ни компетенций, чтобы участвовать в оборонных проектах. «Divetechnoservice» производит гражданские акваланги, группа «Nilco» занимается зерном, нефтепродуктами, сталью, деревообработкой, портовыми услугами, бумагой, электронными компонентами и цементом.

В этот раз удар США нацелен не на военные возможности России. Настоящая цель – российское производство гражданской авиации, сейчас находящееся на подъёме. Достаточно вспомнить о том, что стоило «Аэрофлоту» объявить о предстоящей закупке ста лайнеров «Superjet SSJ-100» вместо американских «Боингов», как Министерство финансов США тут же заявило о том, что оно рассматривает возможность введения санкций против российской компании «Сухой», дескать, боевые самолёты её производства могли принимать участие в химических атаках в Сирии.

Тщательное изучение «чёрного списка» показывает нам, что США ввели санкции против компаний, участвующих в производстве гражданского авиалайнера «Иркут МС-21». ОАО «Авиадвигатель» поставляет авиадвигатели ПД-14 и ПД-35, которые невозможно устанавливать на боевые самолёты, «Аэрокомпозит», соответственно, производит композитные материалы, отвечает за разработку и создание крыла из этих них  для лайнера. МС-21 должен стать первым в мире авиалайнером, способным принять на борт более 130 человек, крылья которого будут выполнены из композитных материалов. Расчётная доля композитов в конструкции самолёта составляет 40 процентов. До сих пор компания производила композитные детали исключительно для МС-21 и ни для каких других самолётов.

При этом доля компонентов российского производства нарастает. Россия входит в клуб избранных – в мире насчитываются буквально единицы производителей авиамоторов и крыльев из композитных материалов. Соединённым Штатам конкуренты не нужны. И они избрали путь ведения санкционной войны под предлогом воображаемых угроз национальной безопасности, вопреки принципам справедливой конкуренции.

США наносят удар в уязвимое место. Россия закупает некоторые компоненты для «чёрного крыла» МС-21 за рубежом. «Чёрное крыло» это революционное ноу-хау, призванное кардинально улучшить лётно-технические характеристики, что сделает новый самолёт привлекательным в глазах иностранных заказчиков. Технология вакуумного литья в массовом производстве это прорывное достижение. «Иркут» это единственный в мире узкофюзеляжный самолёт с композитным крылом. На сегодня композитными крыльями комплектуются только широкофюзеляжные воздушные суда.

Российские композитные материалы делают самолёт более лёгким и, соответственно, более дешёвым. Углеродное волокно и стяжки могут оказаться под запретом в результате введения санкций, министерство торговли США знает, куда бить.

С двигателями тоже могут возникнуть проблемы. По сей день МС-21 комплектовался двигателями Pratt & Whitney. Их место готов занять ПД-14 – первый авиадвигатель, созданный в России после распада СССР. Этот двигатель стопроцентно российского производства. ПД-14 сейчас проходит испытания, начало серийного производства ожидается в этом году. МС-21, оснащённый этими двигателями, получит преимущество над своими конкурентами – «Аэробусом А320» и «Боингом 737».

Производство авиационной электроники это область, в которой Россия плетётся позади планеты всей. Наблюдается некий прогресс в авионике, но, тем не менее, это всё ещё ахиллесова пята России. Производство самолёта зависит от Rockwell Collins, Honeywell, UTC Aerospace Systems, Goodrich Corporation, Hamilton Sundstrand, Eaton, French Thales, British Meggitt, Swedish CTT System и Israeli Elbit, — каждая из этих компаний поставляет комплектующие для нового российского авиалайнера.

Невозможно заместить все импортные детали одним волевым решением. Налаживание производства всех необходимых компонентов в России потребует времени и усилий. В то же время это сильно подстегнуло бы российскую аэрокосмическую отрасль. Некоторые комплектующие могут закупаться в других странах, например, в Китае. Это может дать время российским производителям для решения задачи импортозамещения. В худшем результате серийный выпуск МС-21 будет отложен на пару лет. Печально, конечно, но Россия и это переживёт.

Результатом санкций может также оказаться отказ покупателей от приобретения МС-21 из-за опасений перед США. Это главная цель, которую преследуют США. Они как бы кричат всему миру: «Не покупайте даже гражданскую продукцию русских, это небезопасно!» Если не будет спроса на мировом рынке, проект может погибнуть в зародыше.

Санкции также могут отрицательно сказаться на российско-китайских планах строительства широкофюзеляжного авиалайнера, специально для которого ОАО «Авиадвигатель» разрабатывает новый мотор – ПД-35, не имеющий аналогов в мире. Этот проект – первый и единственный вызов засилью «Боинга» и «Аэробуса». Россия – единственный конкурент, обладающий собственным опытом. Ещё в СССР КБ Ильюшина был создан Ил-96 – четырёхмоторный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт, вот почему Китай присоединился к России в этих работах, — он нуждается в её экспертных познаниях.

Последнее, что хотят видеть США, это претворение данного проекта в жизнь. Они молятся на свободный рынок ровно до тех пор, пока обладают на нём монополиями. Когда появляются конкуренты, Америка забывает свои принципы и встаёт на дыбы, вводя протекционистскую политику. Международные соглашения и правила ВТО немедленно отбрасываются. Технологический прогресс России встречен в штыки.

Забудьте о Крыме, Украине, Сирии, отравлении Скрипалей и чём-то-там-ещё, о чём Трамп даже не упомянул в своём обращении к Совету Безопасности ООН 27 сентября. США прибегают к давлению для устранения конкурентов, чтобы все даже думать забыли о честной конкуренции. Вашингтон защищает «Боинг», прибегая к политике «выкручивания рук».

24 сентября Евросоюз, Россия, Китай и Иран провели переговоры в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН для того, чтобы выработать особую тактику противодействия санкциям США против Ирана. Это первый и весьма значительный шаг к отражению американских атак. Евросоюз, Россия, Китай и другие страны стоят перед лицом общей угрозы.

Они могут объединиться на своих собственных условиях, создавая свои рынки, защищённые от американского давления, имея в своей основе принцип честной конкуренции. Если США хотят отгородиться ото всех, — да ради бога. Каждый сам выбирает свой путь. Пришло время проучить стервеца.


Вернуться назад