ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Импортозамещение: инвестиционные предпочтения промышленности
Импортозамещение: инвестиционные предпочтения промышленности29-05-2018, 11:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Импортозамещение: инвестиционные предпочтения промышленностиПолитика импортозамещения приобрела новые черты. В апреле Минпромторг России подготовил обширный список техники, оборудования и материалов, которые госкомпании с 1 июля не смогут купить за рубежом без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению. Как это соотносится с предпочтениями предприятий? Данная инициатива получила поддержку российских производителей, продукция которых попала в новый документ Минпромторга. Это логично в современных условиях, когда рост спроса возможен в первую очередь со стороны государства и его компаний, а не со стороны частного сектора. Однако и без таких административных мер принуждения к импортозамещению российские промышленные предприятия проявляют (или вынуждены проявлять) высокий интерес к отечественным машинам и оборудованию. В пользу такого вывода говорят результаты двух опросов ИЭП в 2011 и 2018 гг. В ходе этих исследований, проведенных на выходе из двух последних кризисов, предприятиям задавался одинаковый набор вопросов о том, оборудование производства каких стран фактически закупалось в предыдущий период, планируется ли его закупать в ближайшее время и какое именно было бы предпочтительней приобретать. Рассмотрим сначала, чье оборудование закупала российская промышленность в годы, предшествовавшие двум опросам (рис. 1). Основными поставщиками средств производства для отечественных предприятий всегда были Западная Европа и Россия при небольшом преимуществе импорта. Девальвация рубля декабря 2014 г. и санкционная война 2014–2017 гг. мало повлияли на географию закупок машин и оборудования у основных стран-поставщиков. Западная Европа сохранила первое место в 2018 г. с 71% уровнем популярности у российской промышленности по сравнению с 77% в 2011 г. Отечественные же производители машин и оборудования практически не смогли обрести новых покупателей на территории своей страны. Рис. 1. Какое оборудование фактически закупала российская промышленность, 2011 и 2018 гг., %
Среди стран-поставщиков второго эшелона произошли более существенные изменения. Доля российских предприятий, закупавших американское и японское оборудование, сократилась между двумя опросами с 33 до 22%, что все-таки не так существенно, как можно было ожидать в условиях девальвации национальной валюты и а дминистративных запретов на поставки/закупки оборудования. Поставщики оборудования из Китая и Индии, наоборот, оказались в выигрыше от санкционной войны. Они смогли добиться продаж своей продукции уже 35% российских промышленных предприятий по сравнению с 19% семью годами ранее. Снижение доли закупок машин и оборудования, произведенных в странах СНГ, объясняется в большой мере свертыванием торговли между Россией и Украиной. Рассмотрим инвестиционные предпочтения российских предприятий, т.е. какое оборудование отечественная промышленность хотела бы покупать в 2011 и 2018 гг. Как показывает график на рис. 2, предпочтения отечественных предприятий претерпели за истекшие семь лет явные изменения. Во-первых, предпочтительность (распространенность предпочтений) российского оборудования вышла на 2-е место в рейтинге 2018 г. Сейчас уже половина российской промышленности предпочитает покупать отечественное оборудование. Во-вторых, самые значительные потери (с 40% предпочтений до 27%) в представлении российских предприятий в 2018 г. понесли производители США и Японии, откатившиеся на 3-е место. В-третьих, машины и оборудование западноевропейского производства остаются самыми предпочтительными для отечественных предприятий – даже после ослабления рубля и многолетних санкций: 69% российских предприятий хотели бы приобрести машины и оборудование из Западной Европы. В-четвертых, оборудование из Китая и Индии не является предпочтительным для российских предприятий. Максимум, которого смогли добиться производители из этих стран в предпочтениях российских покупателей, составляет 8% и находится на одном уровне с предпочтениями оборудования из стран СНГ. Последнее утратило несколько пунктов предпочтительности к 2018 г. вследствие, скорее всего, разрыва экономических связей России и Украины в предыдущие годы. Рис. 2. Какое оборудование предпочитала закупать российская промышленность, 2011 и 2018 гг., %
Рассмотрим теперь инвестиционные планы российской промышленности – машины и оборудование каких стран реально планируется закупать в ближайшие годы и какое оборудование планировали закупать отечественные предприятия в 2011 г. Ответы на эти вопросы показывают принципиальное изменение намерений российской промышленности (рис. 3). Если в 2011 г. в планах западноевропейское оборудование уверенно обгоняло российское (первое собирались приобретать 72% предприятий против 50% предприятий, намеренных покупать российское), то к 2018 г. показатели сравнялись (приобретение и того, и другого оборудования входило в планы 65% предприятий). Таким образом, политика инвестиционного импортозамещения имеет успех. По крайней мере, в количественном аспекте. Рис. 3. Какое оборудование планировала закупить российская промышленность, 2011 и 2018 гг., % Частичный ответ на вопрос о качестве замещенного западноевропейского оборудования дают данные об увеличении доли предприятий, в планы которых входит закупка оборудования производства Китая и Индии. Она возросла в два раза и является, скорее, признаком перехода на более дешевое, доступное, хотя и менее качественное оборудование. И на уровне предприятий указанное обстоятельство прекрасно осознается. Если сравнить предпочтения и планы предприятий 2018 г., то планы закупок оборудования из Китая и Индии значительно превосходят предпочтения предприятий: 35 против 8%. Российская промышленность, таким образом, вынуждена сейчас в силу сложившихся обстоятельств переходить на не самое лучшее оборудование. В 2011 г. похожее явление тоже имело место, но было менее масштабным: о планах закупок китайского и индийского оборудования сообщали тогда 18% предприятий при желании его иметь только у 4% предприятий. Аналогичная ситуация складывается и в отношении российского оборудования. Его хотели бы закупать около половины российских предприятий, но планируют (вынуждены будут) это делать в последующие годы 65% предприятий. Вернуться назад |