ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Не рыбу, а удочку

Не рыбу, а удочку


2-05-2018, 11:23. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Не рыбу, а удочку

Если применять расхожую шутку «не учите меня жить, лучше помогите материально» к отечественному предпринимательству, то часто можно услышать продолжение: не надо нас поддерживать, главное, не мешайте. Тем не менее, государство и крупный ответственный бизнес каждый год предлагают не только субсидии и всевозможные гранты, но и новые образовательные проекты и идеи, призванные помочь как бизнес-новичкам, так и предпринимателям со стажем не утонуть в бурной реке нестабильной экономики

Дискуссия о том, как и чему учить предпринимателей, закономерна для страны, где бизнес как класс зародился совсем недавно. Понимая, что благосостояние общества зависит не только от материальных ресурсов, но и от энергии бизнеса генерировать инновации, власть активно ищет способы поддержки сектора МСБ. Крупный бизнес, в свою очередь, как никто другой заинтересован в развитии отечественной экономики и понимает, что это невозможно без сектора МСБ в целом и инновационного подхода к развитию человеческого капитала — в частности. А потому готов делиться. Не только ресурсами, но и опытом, предоставляя предпринимателям возможности оттачивать лучшие практики. Впрочем, принципом «лучше помочь голодному удочкой, чем дать рыбу» в последние годы все чаще руководствуются и бизнес, и власть.

Обучение предпринимателей способно стимулировать развитие экономики региона, считает исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Валерий Андрияшкин. Так, по его словам, проект «Инновационный бизнес-навигатор» 2017 года, организованный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» и АНО ДО «Центр регио­нального развития и бизнес-технологий РСПП», в Красноярском крае дал развитие девяти достойным бизнес-планам, помог раскрыть интересные инициативы и по-настоящему инновационные идеи.

Цель проекта «Инновационный бизнес-навигатор» — создать основу для экономической стабильности российских предприятий, усилить их конкурентоспособность и стимулировать развитие соответствующих отраслей путем обучения предпринимателей, поясняют инициаторы проекта из «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». Компании-участники программы получают профессио­нальную помощь в разработке бизнес-планов и в создании оптимальных условий для их устойчивого развития. Кроме того, представителям малого и среднего бизнеса предоставляется возможность пройти обучение в Бизнес-школе РСПП, где можно получить знания от профессионалов в области макроэкономики, налогообложения, маркетинга, психологии и политологии.

«Инновационный бизнес-навигатор» — это уникальный проект, который реализуется в регионах, хоть и является пилотным. Проект направлен на обучение предпринимателей и помощь в разработке среднесрочных и долгосрочных бизнес-планов инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса, а также создание условий для реализации этих бизнес-планов. Его реализация позволит усилить конкурентоспособность российского производства и стимулировать развитие соответствующих отраслей. Мы надеемся, что те знания, которые получают конкурсанты, вне зависимости от результатов, помогут им развиваться, строить надежные бизнес-планы и переходить к реальному финансовому успеху своей деятельности», — говорит управляющий по корпоративным вопросам региона ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков.

В компании считают, что инвестиции в такие проекты, как «Инновационный бизнес-навигатор», — это вклад в инновационное образование для российского бизнеса, который позволит ему быть более конкурентоспособным и расширить возможности партнерства с государственными и частными организациями.

О важности развивать партнерские отношения не только в рамках обучающих курсов, но и за их пределами, говорит и заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин: «Важно, чтобы образовательные проекты не заканчивались подведением итогов, а продолжались взаимодействием власти, организаторов курсов и бизнес-сообщества. Ведь, получив свидетельство об окончании курса, никто в этот же день сделку не заключит. Помогать в дальнейшем, сопровождать предпринимателей в развитии, поддерживать принцип клубности — важная составляющая любого бизнес-образования».

 14-02.jpg

 

Представитель регио­нального минпромторга убежден, что каждому предпринимателю помочь финансово — субсидией или грантом — государство не может. Да и не должно. И поэтому одним из самых массовых и эффективных форматов поддержки малого и среднего бизнеса являются образовательные проекты. «И по опыту разработки таких программ скажу, что бывает важнее предпринимателя отговорить от каких-то необоснованных инвестиций, чем помочь финансово, — поясняет свою мысль Останин. — Помочь, обучив его правильно рассчитывать собственные финансы и возможности, изучать предлагаемые обстоятельства. Очень часто к нам приходят предприниматели, которые говорят, что у них есть капитал, который они хотят вложить в какое-то дело. И нередкий случай, когда начинаешь раскладывать человеку бизнес-план по полочкам, и он понимает, что не учел массу нюансов: где-то налоговую нагрузку, где-то еще какие-то маркетинговые моменты или риски, и так далее — на фоне этого становится важным элементарное обучение».

Исходя из своего опыта общения с предпринимателями и понимания их потребностей, городские или областные департаменты видят необходимость в образовании бизнесменов в ряде сфер. По информации Максима Останина, если в 2014–2015 годы предпринимателей больше волновало все, что связано с кадрами, налоговым администрированием и доступностью финансовых ресурсов, то опыт последних двух лет показал, что на первое место у малого и среднего предпринимательства выходят вопросы, связанные с падением продаж, сложности с получением государственного заказа, проблемы административного давления и взаимодействия с тем же ритейлом.

«Мы сегодня очень часто слышим про образовательные проекты для стартаперов, начинающих предпринимателей и т.д. Средняя продолжительность таких курсов — три месяца. Но вопрос даже не в том, возможно или нет за это время начать свое дело. Реальность показывает, что сегодня нужна линейка образовательных проектов и для уже действующих, существующих предпринимателей. Потому что до последнего момента они оказывались без поддержки», — говорит чиновник.

Что касается направлений этих образовательных программ и курсов — они должны определяться реальными проблемами предпринимателей, убежден Останин. Еще будучи в статусе начальника управления инвестиций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, он курировал не один проект для обучения предпринимателей, в том числе такие узконаправленные, как «Поставщик 2.0» и «Школа ВЭД».

«От курсов тематической направленности и эффект выше — потому что на них приходят те, кого эти проблемы действительно волнуют. И для многих предпринимателей полученные знания и навыки становятся гораздо важнее, чем получить субсидию в 500 тысяч руб­лей от государства. Потому что благодаря полученным знаниям и навыкам они заработают гораздо больше. Ключевой KPI всех образовательных проектов измеряется просто — сколько денег заработал потом предприниматель. Потому что деньги в кассе, количество привлеченных контрактов и продвинутого продукта — это главный показатель для бизнеса», — говорит замминистра промышленности.

Свои образовательные проекты есть у Альфа-Банка и Промсвязьбанка. Недавно о старте совместной бесплатной образовательной программы для представителей микро— и малого предпринимательства объявили Сбербанк и Google. На данный момент проект реализуется в 33 регионах России. К концу 2018 года планируется подключить к программе более 40 субъектов России.

Число пользователей программы «Бизнес класс» от Сбербанка постепенно увеличивается, на момент этой публикации количество зарегистрировавшихся участников только в Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае составило более семи тысяч.

Такой масштаб вовлечения и успех программы во многом объясняется все тем же партнерством — в данном случае не только с другим крупным игроком, но и с регио­нальными и федеральными властями. По словам представителя Сбербанка, банк действует через регио­нальные представительства «Опоры России» и «Деловой России», а те уже информируют местный бизнес.

Тем не менее, появление с каждым годом все больше образовательных программ, инициированных не «сверху», а самим бизнесом, говорит о том, что реальная потребность в «удочке» у российского МСБ имеется.

Бывший министр финансов РФ, глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин в ходе последнего Российского инвестиционного форума в Сочи заявил, что считает целесообразным учить предпринимательству уже в школе и снизить до 14 лет возраст, с которого в России возможна самостоятельная предпринимательская деятельность. По его словам, сегодня в России всего 4,3% предпринимателей от занятого населения, в то время как в развитых странах — в 2,5 раза больше.

 «У нас в стране людей, готовых начать свой бизнес с рисками и бюрократическими процессами, не так много. В СССР предпринимательство не развивалось, да и сегодня мы этому мало учим. К тому же сейчас все еще много рисков, большая ответственность… Эти завалы надо разгребать», — заявил Кудрин на пленарной сессии «Новая экономика: потенциал молодежного предпринимательства».

Представители крупного бизнеса и банки, организующие бизнес-курсы и образовательные программы, с ним соглашаются. И закрывают глаза на упреки в весомой маркетинговой составляющей своих обучающих проектов — ведь несмотря на наличие таковой, «удочка», протягиваемая ими предпринимателям, самая настоящая.


Вернуться назад