Снаружи слышен накат волн Балтийского моря на берег, внутри — оглушительный шум. На заводе фирмы Wasco Coatings Germany GmbH тяжелые машины перемещают через цех одну стальную трубу за другой. День за днем, в строго отмеренном ритме каждая из поступивших из Рурской области труб получает здесь бетонную оболочку, в результате чего ее вес увеличивается вдвое и достигает 24 тонн. Работа ведется высокими темпами, поэтому сотрудники в жилетах оранжевого сигнального цвета, занятые в цехе, предельно внимательны. «За последние недели мы увеличили производство и теперь работаем на полную мощность», — говорит руководитель производства Жерар Фогель (Gérard Vogel).


Примерно в 300 метрах к югу, у причала порта Засниц-Мукран на Рюгене, пришвартовано грузовое судно «Klaverbank». Краны погружают на борт судна длиной почти 100 метров готовые элементы труб, которые каждую минуту поступают с завода. Пароход ежедневно отправляется в шведский Карлсхамн. Там, на промежуточном складе фирмы трубопровода «Северный поток — 2» сложены уже почти 4 тысячи труб, по которым в будущем должны поставляться через Балтийское море в Германию миллиарды кубометров российского газа. Благодаря утяжеленному бетоном весу, они должны, согласно плану, быть особенно стабильными на дне моря и легко выдерживать приливы и отливы.

 


В общей сложности этот трубопровод — один из самых спорных энергетических проектов в Европе — должен состоять примерно из 200 тысяч труб. Большинство труб, каждая из которых длиной в 12 метров, поступает из фирмы Europipe в Мюльгейме на реке Рур, а в Мукране они тщательно обрабатываются, и к этому строительному проекту в регионе относятся не так, как где-либо еще. В то время как восточноевропейские государства, такие как Польша и Венгрия, предостерегают от зависимости от российского газа, а комиссия ЕС враждебно относится в этому проекту, многие люди в Передней Померании видят в нем прежде всего создающиеся дополнительно рабочие места. На одном только заводе Wasco работают около 340 сотрудников, хотя их деятельность и ограничена по времени. От более высокой загруженности выигрывает и порт. «Экономическая мотивация играет в этом регионе существенную роль, — говорит Кристиан Дальке (Christian Dahlke), начальник отдела в министерстве энергетики столицы земли Шверине. — Для Мекленбурга-Передней Померании „Северный поток — 2“ имеет большое значение». 


С другой стороны, эта федеральная земля также важна для будущего трубопровода, поскольку в Штральзунде находится ведомство, которое выдает разрешения на строительные работы в немецкой части морского побережья. Кроме того, территория между Рюгеном и Узедомом имеет значение и в так называемых компенсационных мероприятиях, с помощью которых фирма-оператор, дочернее предприятие российского концерна Газпром, намерена компенсировать ущерб, причиненный этим строительством природе. В этом смысле проект уже значительно продвинулся вперед. После того как крестьяне на Рюгене стали резко протестовать против концепции, предусматривавшей ренатурализацию пахотных земель и тем самым сокращение количества удобрений, попадающих в акваторию острова Рюген вдоль низменных морских берегов, затопляемых во время приливов и штормов, фирма-оператор выступила несколько дней назад с новым предложением.

Оно предусматривает превратить в луга лишь около 70 гектаров пахотной земли вместо первоначально запланированных 250 гектаров. Два из начально запланированных четырех мероприятий на Рюгене — проекты по Wreecher See и Mellnitz-Üselitzer Wiek — теперь полностью исключены из экологических компенсаций. Включенные в проект площади на Ossen и Lobber See уменьшены в размерах. Вместо этого проектная фирма намерена теперь инвестировать средства для дополнительных фильтров на очистительных сооружениях Рюгена в Бергене и Гёрене. Таким образом в воду будет попадать меньше нитрата и фосфата от сельскохозяйственного производства, что пойдет на пользу морю. Крестьяне с этим согласны. «Нам будет легче  жить с этой переработанной концепцией», — говорит крестьянин Майк Цилиан из Позерица. Если план будет осуществлен в таком виде, то и «поступившие жалобы можно будет отправить в архив».

Если ведомство в Штральзунде также одобрит эти планы и даст добро на строительную документацию, то этот проект мог бы преодолеть большой барьер. Хотя до сих пор ни в одном из пяти затронутых проектом прибалтийских государств не выдано разрешение на строительство, тем не менее ведутся интенсивные подготовительные работы, чтобы тотчас приступить к строительству после получения разрешения. Даже в Германии еще существует большое сопротивление, прежде всего со стороны экологических организаций, которые уже в течение нескольких лет протестуют против «Северного потока — 2». До конца недели они должны выработать свою позицию относительно экологической компенсации. И уже этот срок выводит их из себя. «У нас слишком мало времени для компетентной оценки», — говорит управляющая делами Союза по охране природы Германии (Nabu) в Мекленбурге-Передней Померании Рика Мюнхбергер (Rica Münchberger). Nabu и другие экологические союзы еще не решили, будут ли они подавать жалобу после принятия решения об утверждении этого плана.

Правительство ФРГ до сих придерживалось той точки зрения, что трубопровод стоимостью около 9,5 миллиарда евро является проектом исключительно частного бизнеса, в который политики не должны вмешиваться. Однако на переговорах ХДС/ХСС, СвДП и зеленых о создании «коалиции Ямайка» этот двойной газопровод длиной 1,2 тысяч километров вновь стал темой для обсуждения. Риск представляет собой также Еврокомиссия, которая еще с весны стремится получить мандат на переговоры с Россией и лишь несколько дней тому назад предприняла новую попытку, чтобы все же вмешаться в переговоры. Несмотря на все эти сложности, проектирующая фирма уверена, что до начала будущего года она сможет получить все разрешения и начать строительство. Трубопровод должен быть сдан в эксплуатацию в 2019 году и увеличить в два раза — до 110 миллиардов кубометров газа — транспортную мощность через Балтийское море, где уже шесть лет тому назад был проложен первый газопровод «Северный поток». На скорый старт надеются также партнеры Газпрома по проекту: Wintershall, Uniper, которая возникла на основе Eon, компания OMV из Австрии, британско-нидерландская фирма Shell и французская Engie. 


Дания принадлежит к тем странам, которые могут и дальше вставлять палки в колеса фирме-оператору. Потому что это государство наряду со Швецией, Финляндией, Россией и Германией принадлежит к прибрежным странам, которые формально должны дать свое согласие. Дания критически относится к этому проекту. Уже несколько недель парламент в Копенгагене обсуждает закон, который может запретить строительство таких трубопроводов по датскому континентальному шельфу. Для «Северного потока — 2» это было бы неудачей, однако планировщики уже разработали варианты на крайний случай. Они предусматривают, очевидно, другой маршрут, в обход датских вод. «Мы изучаем различные возможности на случай, если Дания запретит строительство трубопровода, — подтвердил представитель «Северного потока — 2». — Хотя это и вызвало бы дополнительные расходы, однако не смогло бы воспрепятствовать осуществлению всего проекта».