Республика Беларусь является 86-й по численности населения и 83-й по площади территории страной мира. При этом по размеру ВВП (ППС) она занимает 70-е место в мировом рейтинге МВФ по итогам 2016 года. После обретения независимости в 1992 году Беларусь сумела преодолеть шоковые последствия от распада единой советской экономики и создать собственный экономический механизм, в целом похожий на немецкий, с высокой долей промышленного производства и значительным вкладом внешней торговли в ВВП.
К примеру, Беларусь экспортирует 97% производимых у нее тракторов, 74% грузовых автомобилей, 65% (это почти 408 тыс. шт.) телевизоров, 70% химических волокон и нитей, а также 83% продукции калийного производства.
Опираясь на это республика проводит многовекторную внешнюю политику, стремясь балансировать влияние всех ее ключевых соседей. Однако известно, что в современном мире политические возможности любой страны прежде всего определяются возможностями ее экономики и структурой внешней торговли. Таким образом, анализ этой структуры позволит выявить не только основные текущие внешнеполитические способности РБ, но и определить контуры их изменений в будущем. Как минимум - в среднесрочной перспективе.
Внешняя торговля, как она есть
При совокупном объеме валового внутреннего продукта в 161 млрд. долл. (данные МВФ) внешняя торговля Беларуси достигла 50,98 млрд. долл. В том числе: экспорт - 22,412 млрд.; импорт - 27,570 млрд. долл. При этом общий итоговый баланс остается стабильно отрицательным (минус 4,15 млрд.), и на протяжении ряда лет убыток стабильно растет. В 2015 году отрицательное сальдо составляло 3,6 млрд., что в 2,9 раза больше, чем внешнеторговый дефицит 2000 года.
Республика поддерживает торговые связи со 190 государствами из 197 официально признанных стран мира. Из них 45,1% экспорта и свыше 57% импорта приходятся на Россию, являющуюся главным внешнеэкономическим торговым партнером Беларуси. Второе по значимости направлением внешней торговли (27,6%) составляет Евросоюз. Прочие страны вместе дают 15,4% из которых чуть более двух процентных пунктов составляет Китай.
Согласно заявлениям руководства страны, Беларусь предпринимает обширные меры по существенному изменению сложившегося баланса. Так, в частности, к 2025 году доля Китая должна возрасти до 15 - 20%, тем самым уравновесив влияние ЕС и заметно снизив российское. Кроме того, Минск в последние годы активно пытается продвинуться на новые рынки. В частности в Латинской Америке – в Венесуэле, Аргентине, Эквадоре, в Азиатском регионе – в Израиле, ОАЭ, Иране, Южной Корее и Пакистане. Следует отметить, достаточно низкую активность экономической экспансии на африканском континенте, являющемся сегодня главным направлением продвижения практически всех ведущих стран мира.
Основными экспортными позициями Беларуси являются: продукция нефтехимического комплекса (нефтепродукты, химические волокна, шины); калийные и азотные удобрения; металлопродукция; сельскохозяйственная и грузовая техника; мясомолочная продукция; сахар и другая продукция агропромышленного комплекса; сантехническая продукция: древесина и пиломатериалы, а также мебель. Однако, при всей широте экспортного предложения, основной его объем формируется всего пятью товарными группами: минеральные продукты (под таким обозначением в РБ проходит, прежде всего, нефть и продукты ее переработки) в 2016 году обеспечили 21,6% всего совокупного экспорта страны; продукция химической промышленности - 20,2%; машины и оборудование - 18,4%; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 17,5%; черные и цветные металлы - 6,9%. Так как в сколько-нибудь существенных объемах собственная добычи углеводородов в РБ отсутствует, то их экспорт оказывается напрямую тесно связан с их же импортом. В первую очередь из РФ.
Вторым по значимости направлением внешней торговли Беларуси стали услуги. С 2000 года и по настоящее время их совокупные оборот вырос в 7,17 раза и достиг по итогам 2016 года 11,07 млрд. долл. Причем, если операции с товарами и продуктами имеют отрицательное сальдо, то в области услуг Беларусь демонстрирует стабильно позитивные результат. В 2000 году - плюс 465 млн. долл., в 2005 - плюс 1,2 млрд., в 2015 - плюс 2,26 млрд., в 2016 - плюс 2,54 млрд. долл. Внешнеторговые операции с услугами в целом демонстрирует рентабельность в 20,5%. За период января - июня 2017, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общий объем оборота услуг вырос до 108,3%, в то время как экспорт увеличился до 113,8%, а импорт практически не изменился - 100,1%.
Основой сферы услуг является логистика, а ключевыми партнерами - Россия (41% экспорта) и Евросоюз (28%). Существенную долю в услугах формируют также компьютерные и прочие деловые.
После 2008 года, в особенности после февраля 2014, по мере введения и расширения антироссийских экономических санкций и реакции РФ на них, заметную долю внешней торговли Беларуси стал формировать реэкспорт попавших под санкции товаров. Как после незначительной переработки (в том числе просто переупаковки), так и без оной напрямую потребителю. Прежде всего это касается энергоносителей и продуктов питания.
Хотя реэкспорт и услуги оказываются весьма доходными для Беларуси, в целом компенсировать проблемы реального сектора ее внешней торговли они не в состоянии. Общее сальдо остается отрицательным: 2015 год - минус 6,3%, 2016 год - минус 8,14%, первое полугодие 2017 года - минус 6,96%. Кроме того, в каждой из ключевых, для белорусской экономики, групп происходят внешне пока не очень броские, но системно весьма существенные перемены.
Минеральные продукты
За первые семь месяцев 2017 года экспорт из Беларуси по товарной группе "Минеральные продукты" достиг 7,99 млрд. долл. США, что на 22,5% выше аналогичного показателя годом ранее. Из них: 3,08 млрд. долл. (38,5%) принесли нефтепродукты (прежде всего бензины и масла), которых было отгружено 7,186 млн. тонн.; 0,332 млрд. (4,1%) обеспечил реэкспорт непосредственно нефти и конденсата (947 тыс. т) и столько же дал экспорт нефти, добытой из собственных битумных песков. Кроме них за указанный период экспортировано 5,46 млн. т. прочих нефтяных дистиллятов на общую сумму 2,149 млрд. долл. (26,8%), а также на 690 млн. долл. (8,6%) разнообразных битумов и на 246 млн. (3%) газа (метана, бутана, пропана и прочих).
Таким образом, нефть и нефтепродукты, включая газ, формируют 85,1% совокупной выручки по всей товарной группе. На остальные более ста позиций, включая торф и каменный уголь, остается лишь 14,9% дохода.
Это влияет и на восприятие общей географии торговли. Хотя деловыми партнерами по экспорту минеральных продуктов из Беларуси числятся свыше трех с половиной десятков стран по всему миру, в действительности значимыми являются очень немногие из них. В частности из общего объема подгруппы нефтепродуктов, основной по размеру ее доли в категории, 47,8% отгружено в Великобританию, 30,1% - на Украину, 5,2% - в Нидерланды, 4,7% - в Литву и Латвию. В то время как экспорт продуктов переработки нефти в Россию составляет лишь 177 тонн или 2,4%. Аналогично выглядит картина по легким ( 59,4% - Великобритания, 33,9% - Украина ) и прочим (44,6% - Великобритания, 21,1% - Украина, 5,9% - Литва и Латвия, 4,8% - Польша, 4,1% - Нидерланды) дистиллятам.
Причем все рапорты об успехах развития торговых отношений с новыми партнерами, особенно на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, касаются лишь стран, фактические объемы поставок в которые находятся на уровне статистического шума. Например, тех же прочих дистиллятов отгружено в Колумбию в 2,2 раза больше аналогичного периода прошлого года. Однако в абсолютных цифрах размер отгрузки туда составил всего 29 тыс. тонн ( 0,5% от общего объема по группе) на 17 млн. долл.
Дополнительными штрихами в этой картине служит Германия, потребляющая весь объем экспорта сырой нефти, добытой из белорусских битумных песков, а также весь объем белорусского реэкспорта остатков нефти, поступающей из России, и не переработанной на белорусских НПЗ.
Таким образом, если ранжировать экспортных партнеров Беларуси в целом по группе "минеральные продукты", то главным контрагентом является Великобритания, куда уходит почти половина всего бензина и масел. За ней следует Украины, потребляющая до четверти всех нефтепродуктов. Третье место у Германии, забирающей всю долю экспорта сырой нефти. Четвертыми идут Нидерланды, покупающие почти весь битум и прочие компоненты нефти, использующиеся в качестве химического сырья. Замыкают пятерку Литва, Латвия и Польша. На указанные шесть стран приходится 9/10 экспорта всех минеральных продуктов из Беларуси. Торговля с остальными партнерами для белорусской экономики существенного значения не оказывает.
Химическая продукция
В товарной группе "химическая продукция" общая картина в целом значительно повторяет положение с минеральными продуктами. За период с января по июль 2017 года, согласно официальным данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, выручка от экспорта продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности превысила 6,03 млрд. долл. Из них определяющими являются экспорт удобрений, в частности калийных и непосредственно хлорида калия, на общую сумму в 2,59 млрд. долл. что составляет 42,9% от общей выручки по группе. Причем все 100% экспорта удобрений приходятся на категорию стран "вне СНГ". Из суммарного количества прочих видов удобрений до 4/5 объема также продается за пределами СНГ и ЕАЭС. Например из 148 тыс. т. смешанных минеральных удобрений: 44,6 тыс. т. потребляет Литва; 23,8 тыс. т. - Польша; 1,8 тыс. т. - Венгрия; 1,5 тыс. т. - Эстония; 60,3 тыс. т. - Украина.
Остальная выручка химической продукции формируется сложением более чем трех сотен подгрупп, охватывающих широкий диапазон товаров, от чисто химических веществ вроде гидразина и гидроксиламина, до медицинских препаратов, включая лекарственные сборы и лекарства на их основе, а также широкую гамму вакцин. Причем, химическое сырье в большинстве своем (по некоторым группам до 90% их объема, а редкоземельные металлы - на 100%) преимущественно отгружается в Россию. То же касается всего обширного (свыше 40 наименований) разнообразных кислот.
Производимые в Беларуси медицинские препараты также почти полностью поставляются в Россию. В частности, это касается поливитаминов (97,3%), витаминов А, В1, В2, В6 (по 100%), лекарств расфасованных для розничной продажи (77,5%), пенициллина и его производных (95,8%), прочих антибиотиков (85,3%). В целом можно отметить, что фармакологическая отрасль Беларуси, за первое полугодие обеспечившая более 180 млн. долл. экспортной выручки, в основном работает на российский рынок. С огромным отставанием второе место занимают страны Средней Азии. Третье место у разнообразных новых торговых направлений вроде Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Центральной Америки, но их суммарный объем едва дотягивает до 3 - 4%. Хотя благодаря эффекту низкой базы цифры динамики развития торговых отношений с ними выглядят ошеломляюще. Рост в 15 - 20 - 24 раза за год.
Машины и оборудование
Товарная группа "машины и оборудование" за семь месяцев текущего года принесла 2,8 млрд. экспортной выручки и является самой диверсифицированной группой из всех существующих в Беларуси. В ней отсутствуют категории, чья доля превышает хотя бы 15%. При том что статистическая сводка по товарной группе на сайте белорусских статистиков занимает 526 машинописных страниц.
Тем не менее, из общей совокупности производимых в РБ и экспортируемых промышленных товаров и разнообразного оборудования следует отметить такие подгруппы как: холодильники, морозильники и промышленное холодильное оборудование (вместе с бытовыми категориями 9,2% от общей выручки по группе); разного вида центрифуги и фильтры (до 5,5% от общей выручки); всевозможные разгрузочно-погрузочные машины, подъемники и лифты (11,1%); дорожная и строительная техника всех видов (8,8%); машины сельскохозяйственного назначения и оборудование к ним (7,9%) и так далее. В этой области без сколько-нибудь заметной натяжки можно сказать, что Беларусь является своего рода восточноевропейским вариантом Германии, производящей практически все виды товаров в области среднего машиностроения, от молокоперерабатывающих заводов и оборудования для зерноэлеваторов до тракторов, комбайнов, грузовых и специализированных машин.
Деловые связи тут также обширны, многообразны и сильно диверсифицированы. Хотя ключевым (до 42%) потребителем в данной товарной группе остается Россия, не менее трети ее объема приходится на все бывшие советские республики без сколько-нибудь существенного выделения кого-то из них, а четвертая часть уходит практически во все страны мира. Таким образом обеспечивается максимальная экономическая стабильность в отрасли. Сокращение спроса на одних рынках, даже просто по закону больших чисел, компенсируется ростом на других.
В то же время в товарной группе "машины и оборудование" наблюдается самые явные признаки стагнации. При формальном росте итоговой выручки по большинству наименований в среднем на 10 - 12% по сравнению к аналогичному периоду прошлого года, объемы продаж в натуральных показателях (тоннах, штуках и т.п.) существенно падают. Местами снижение достигает 20 и более процентов. Это означает, что натуральный объем продаж машин и оборудования у РБ сокращается, а положительные отчетные цифры обеспечиваются разного рода монетарными мерами, в том числе снижением курса белорусского рубля.
Пока эти меры еще работают, но вместе со снижением натуральных объемов производств неизбежно происходит рост себестоимости выпускаемой продукции, а значит и падение ее фактической рентабельности. Что ведет за собой и обострение проблем с поддержкой на плаву самих производящих предприятий. Так как не зависимо от того, работает завод на полную мощность или только на половину, необходимо все равно полностью освещать, отапливать и технически обслуживать все его помещения, а также содержать полный штат сервисных подразделений.
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Формально за упомянутый выше отчетный период поставки продовольствия принесли стране более 2,9 млрд. долл. экспортной выручки. В том числе: 139,5 млн. долл. - мясо и субпродукты крупного рогатого скота; 21,7 млн. долл. - свинина всех видов; 252,5 млн. долл. - птица и продукты из нее; 97 млн. долл. - рыба, в основном мороженая и переработанная (включая морскую, как, например, сардины, и деликатесную, например, лосось и его икра); 944,5 млн. долл. - молоко, сливки, сметана; 546,3 млн. - сливочное масло и молочные жиры всех видов; 450,2 млн. долл. - сыр и творог.
Из представленных данных видно, что белорусское сельское хозяйство носит прежде всего ярко выраженный мясо - молочный характер. Точнее, даже молочно - мясной, так как молоко и все виды продуктов из него (сливки, сметана, сыворотка, сыры) формируют 62,7% продовольственного экспорта страны. Поставки мяса приносят еще 14,2%. Прочие виды сельскохозяйственной деятельности, включая пресловутую белорусскую картошку, обеспечивают всего 23,1% суммарной "продовольственной" экспортной выручки.
По большинству позиций ключевым покупателем (от 75 до 80%) выступает Российская Федерация. В особенности это касается рыбы, прежде всего океанской и деликатесной, но в данном случае, учитывая географическую специфику страны, скорее всего эти цифры отражают часть упомянутого выше продовольственного реэкспорта иностранных санкционных товаров в Россию. Такой вывод напрашивается еще и в результате анализа динамики среднего размера цен. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены на эти категории рыбы упали на 35 - 40%, в то время как объемы белорусского рыбного экспорта в Россию поднялись на более чем 65 - 72%.
В продовольственном экспорте также серьезно проявляются тенденции, упомянутые в анализе динамики экспорта машин и оборудования, только проявляются они несколько иначе. По абсолютному большинству позиций растут как средние экспортные цены, так и объемы итоговой выручки.
Например, белорусское не сгущенное молоко подорожало на 42,5%, а выручка от продаж увеличилась на 24,7%. По мере роста средних отпускных цен на белорусские товары их объем продаж на традиционных рынках, прежде всего в России, начинает постепенно снижаться, но падение руководство страны стремится компенсировать активным расширением поставок на рынки других стран, как внутри СНГ, так и за его пределами. Правда пробиться на рынок Евросоюза у Минска не получается, все достижения обеспечиваются успехами в Средней Азии, на Кавказе и в Закавказье, а также очень активным выходом в Юго-Восточную Азию и Китай.
Так снижение на 12,9% объемов сбыта белорусского молока в Россию сопровождается увеличением его продаж в Азербайджан (на 59,4%), в Молдову и на Украину (на 16% в каждую), и в 2,5 раза в страны "не входящие в СНГ". Хотя совокупный объем в первом полугодии 2017 года поставок молока в ЮВА и не дотягивает даже до 1 тыс. тонн, тем не менее белорусское молоко уже продается в Китае (рост в 4,3 раза), Сингапуре (рост в 7 раз) и Объединенных Арабских Эмиратах (рост в 37 раз). Очень активно белорусские молочники осваивают рынки Казахстана, Таджикистана и Туркмении. А продажи в Грузии им удалось увеличить в 10 раз.
Впрочем, не смотря на отдельные успехи, совокупный объем экспорта белорусского молока стабильно падает. На сегодняшний день отставание от прошлогодних показателей уже достигло 24 - 29 %. Несколько лучше ситуация со сливочным маслом. При более чем 71% росте средней отпускной цены белорусам пока получается не просто удерживать объемы поставок, но даже нарастить их на 7%. Как долго такое положение вещей продержится сказать сложно. Вероятно до исчерпания емкости рынков Казахстана и других бывших советских республик в Средней Азии.
Аналогичная картина наблюдается по всему традиционному ассортименту молочной продукции, сметане, сливкам, творогу, сырам. Например, по творогу падение экспортных объемов достигло 10,9% в то время как ресурсы по возможности роста отпускной цены (18,7%) уже исчерпаны. На всех традиционных рынках, прежде всего на российском, цены почти не растут ( 4 - 6%) и Минск пытается компенсировать потери ростом цен на новых. В частности, средняя отпускная цена там поднялась на 86,8% при росте объемов поставок на 44%.
Другим способом реагирования на складывающиеся негативные тенденции в Беларуси становится переориентирование молочного экспорта на нетрадиционные виды товаров. От более менее знакомых, вроде плавленых сыров, до новых йогуртов и разных биокефиров. Суммарный объем этой продукции пока еще слишком мал для сколько-нибудь существенного влияния на общую картину, но динамика наращивания темпов поставок безусловно впечатляет. Особенно нагляден пример с появлением и развитием группы "голубых сыров", экспорт которых за полугодие составил 1,6 млн. долл. Впрочем, не исключено, что это тоже проявление продовольственного реэкспорта, так как еще в недавнем прошлом "голубые сыры" в Беларуси не производились.
Ключевые торговые партнеры
Учитывая широкий ассортимент и многовекторность белорусской внешней торговли, целесообразно отдельно проанализировать не только товарные группы экспорта, но и его географию в деньгах. Это позволит лучше соотнести перспективы ведущих торговых партнеров с перспективами самой Беларуси.
По итогам первых семи месяцев 2017 года ключевыми внешнеторговыми партнерами РБ остается Российская Федерация, с которой Минск сохраняет обширную двустороннюю торговлю (экспорт на 7,2 млрд., импорт - 10,4 млрд. долл.). Второе место занимает Украина, являющаяся для РБ прежде всего рынком сбыта (экспорт - 1,85 млрд., импорт - 0,66 млрд.). Третье место прочно закрепилось за Великобританией, куда Беларусь традиционно продает продукты переработки топлива (экспорт - 1,37 млрд., импорт - 0,12 млрд. долл.). Далее следует Германия, белорусское торговое сальдо с которой носит ярко выраженный отрицательный характер (экспорт - 0,6 млрд., импорт - 0,89 млрд. долл.), Польша (экспорт - 0,59 млрд., импорт - 0,79 млрд. долл.) и Нидерланды, где положение выглядит диаметрально противоположным (экспорт - 0,49 млрд., импорт - 0,15 млрд. долл.).
Из прибалтийских соседей наиболее тесные торговые отношения сложились с Литвой (экспорт - 0,44 млрд., импорт - 0,17 млрд. долл.) и Латвией (0,19 и 0,05 млрд. долл. соответственно). Хорошо видно, что торговля с ними весьма выгодна для Минска, но ее масштабы не покрывают отрицательного сальдо от взаимодействия с Германией и Польшей.
Серьезным прорывом "в дальние страны" может служить развитие торговых отношений с Бразилией, куда РБ экспортирует своих товаров на 0,285 млрд., а импортирует бразильских товаров и услуг всего на 56 млн. долл., и Индией (145 и 82 млн. долл. соответственно).
Все прочие страны имеют значительно меньший оборот торговли с Беларусью и на общую картину как-либо существенно не влияют.
Исключение составляет только Китай, взаимоотношения с которым в белоруской внешнеторговой системе стоят сильно особняком. При общем торговом обороте с ним в 1,5 млрд. долл., белорусский экспорт в Поднебесную составляет скромные 175,8 млн. долл., в то время как импорт из нее превышает 1,34 млрд.! То есть возникает отрицательное сальдо в 1,1 млрд.. Отрицательный баланс у Беларуси больше только в торговле с Россией - минус 3,24 млрд. долл. Впрочем, из ста наиболее значимых внешнеторговых партнеров Беларусь имеет отрицательное сальдо с 49, то есть практически с каждым вторым, а совокупный дефицит торгового баланса страны составляет 2,34 млрд. долл.
Выводы
На первый взгляд Беларуси удалось создать многоукладную и многовекторную экономику, обеспечивающую ей прочные торговые связи с абсолютным большинством стран мира. Это должно обеспечить ей максимальную экономическую стабильность и широкое поле для политического и торгового маневра. Тем не менее, фактическая картина говорит, что экономическое пространство в настоящее время существенно сужается.
Главным источником торговых доходов являются Великобритания и Нидерланды, но торговля с ними сведена к одной узкой товарной группе - нефтепродуктам, - и она расширена быть не может. В свою очередь, возможности по объему продаж нефтепродуктов туда сильно зависит от объемов и условий их импорта из России. Пока Россия позволяет покупать нефть по внутренней цене, а продукты ее переработки и оставшиеся излишки экспортировать на мировой рынок по мировым ценам. Но как долго продлится такое положение вещей - вопрос открытый.
На Украине, являющейся третьим по общей величине, источником внешнеторговых доходов Беларуси продолжается глубокий социально-политический кризис, обернувшийся гражданской войной и экономическим коллапсом. Тем самым снижается и покупательская способность Украины как торгового партнера. Учитывая, что Киев уже балансирует на грани долгового дефолта, Украина может в любой момент перестать быть источником дохода для Минска.
Платежеспособность Литвы и Латвии тоже становятся все более сомнительными. Особенно в свете перспективы прекращения финансирования их экономик из центральных фондов Евросоюза. Такой поворот чреват сильным сокращением импорта белорусской продукции по причине неспособности этих стран его оплатить.
Следовательно, в среднесрочной перспективе, можно ожидать падения общего объема экспорта и прогрессирующего роста размера отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Беларуси. Хочется верить, что у правительства страны получится переориентироваться на Юго-Восточную Азию и Ближний Восток, тем более, что на бумаге прогресс есть и он весьма существенен. Однако при безусловно впечатляющих цифрах относительного роста, абсолютные объемы экспорта на новые рынки продолжают оставаться незначительными. В лучшем случае они едва дотягивают до 2% совокупного оборота, что проблему отрицательного торгового сальдо вряд ли сможет решить.