ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Что внутри у пустыни

Что внутри у пустыни


27-07-2017, 08:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Что внутри у пустыни

Поставку в Узбекистан новой партии горного оборудования и техники, в том числе, экскаваторов, планирует «Уралмашзавод» (УЗТМ). Свою технику на узбекский рынок продолжает поставлять и другой российский производитель карьерных экскаваторов — ИЗ-КАРТЭКС. Оба предприятия входят в УК «УЗТМ-КАРТЭКС», подконтрольную «Газпромбанку». Возвращение российских карьерных экскаваторов тяжелого класса на рынок Узбекистана состоялось в начале 2000-х годов. Сегодня российские машиностроители планомерно укрепляют свои позиции.

Техника Мypунтaу

Золтоносное месторождение Мypунтaу находится на юго-западе Узбекской пустыни Кызылкум. По объемам добычи руды и золота оно в пятерке крупнейших в мире. В год из огромного карьера площадью около 9 кв км  извлекают порядка 60 млн тонн породы (большая часть, конечно,  пустая порода — вскрыша). В центральной части иа дне рудника хранятся основные золотоносные руды. Сейчас добыча ведётся на глубине в 600 метров, и каждые пять лет карьер становится глубже ещё на 50 метров.

«Мы в своё время в пустыне бурили сверхглубокую скважину в 4,5 километра. И на четырёх километрах находили золото. Представляете, какой у нас потенциал тут. Мы открываем следующую очередь месторождения, запасов которого хватит до середины следующего века. К тому времени глубина достигнет километра», — рассказывает начальник рудника Сергей Лунин.

На обслуживании карьера в Мypунтaу  трудится более двух сотен единиц техники, начиная от ПАЗиков, развозящих  рабочих по карьеру, и заканчивая 220-тонными автосамосвалами – БеЛАЗами и Caterpiller. В целом мировая практика последних десятилетий показывает, что горная техника постепенно увеличивается в размерах. Если  первый карьерный самосвал БелАЗ-540, появившийся  в 1961 году, мог взять на борт около 40 тонн, а модель 1968 года  могла перевозить уже 80 тонн груза, то модель 1982 года — 170 тонн. Супермощный грузовик "БелАЗ-75600" грузоподъемностью 320 т был создан в 2005 году. Гонка за объемами перевозимых  карьерными самосвалами грузов повышает эффективность горного дела — однако требует и дополнительных расходов.  В первую очередь, это расширение дорог и обновление парка обслуживающих  экскаваторов. В самом деле, было бы странно грузить огромный БеЛАЗ маленьким ковшом.

Российские карьерные экскаваторы работают в Мypунтaу со времен основания карьера  «Мы ещё в 1970 году купили оборудование на Уралмашзаводе и Ижорском заводе. И оно до сих пор работает. У нас есть опыт использования иностранных конкурентов – гидравлических экскаваторов, но после 15 лет качество их работы резко снижается. российские же как работали, так и работают. Уже 47 лет!», — рассказывают на комбинате. Опыт работы на руднике Мypунтaу – это так называемый рефренс, иметь его крайне важно для любого производителя техники. Мало того, что это одно из крупнейших в мире по объемам выемки грунта объектов, так еще и работа идет в адских условиях пустыни, когда летом температура на руднике превышает 50С. Зимой же могут прихватить морозы и даже выпасть снег.

Наши антишпионские экскаваторы

Несмотря на имеющийся опыт работы с советской техникой, отлаженный сервис, опыт работы водителей и экскаваторщиков, в 1990-е годы, когда экономические связи начали распадаться, а обслуживать карьер Мypунтaу было жизненно необходимо, узбекские власти закупили технику в США и Японии. «Импортная техника первые четыре-пять лет показывала себя безукоризненно,  — рассказывает глава рудника,  вместе с журналистами скрываясь от палящего узбекского солнца в тени, которую откидывает сломавшийся посреди дороги из карьера Caterpiller. — Импортная техника заехала в карьер и не требовала каких либо "мучений" по обслуживанию. Однако со временем машины начали ломаться». Запчасти для них приходилось ждать очень долго, а ремонт осуществлял только авторизированный поставщик. В итоге карьерные самосвалы и экскаваторы долгое время простаивали. Любой простой оборудования — это убытки. В итоге со временем, поэксплуатировав Caterpiller, карьер Мypунтaу решил вернуться к старым и проверенным БеЛАЗам, которые к тому же в 2000-е заметно обновили модельный ряд. «БеЛАЗы купил — и они потихоньку начинают сыпаться. Сыпятся они все 20 лет своей работы, однако у нас своя ремонтная база, понимание, как эту технику ремонтировать, и в итоге в эксплуатации БЕЛАЗы оказались эффективнее», — замечает Сергей Лунин.

Справедливо это высказывание и по отношению к экскаваторам. Возможно, российские экскаваторы — не самая идеальная техника в мире (конкуренты из США выпускают эту технику более ста лет), однако она простая, надежная и ремонтопригодная, даже в условиях пустыни Кызылкум. Да и российские производители традиционно смотрят «сквозь пальцы» на то, что горнообогатиталеьные предприятия своими силами ремонтируют технику. Такая практика устоялась еще с советских времен, когда у каждого крупного ГОКа был свой ремонтный цех, у некоторых — даже с литейным производством и кузнями. Предприятия, разбросанные по огромной территории страны, могли сами быстро починить технику, не дожидаясь поставки от завода. Это экономили и время, и средства.

Еще одним аргументом в пользу российской техники является, как ни странно, отсутствие тесной связки с новыми цифровыми технологиями. По данным «Эксперта»,  многие добывающие предприятия беспокоятся из-за цифровизации: современные импортные самосвалы и экскаваторы все время должны быть online. Вся информация о перемещении техники, объемах выполненных работ и целостности конструкций стекается в единый информационный центр. При желании эту информацию можно использовать для оценки масштабов деятельности каждого конкретного ГОКа. В условиях жесточайшей мировой конкуренции на рынке commoditys, такая информация попавшая в руки конкурентов, может сыграть злую шутку с предприятиями. И пусть пока это не вышло никому «боком», тем не менее, многих руководителей это настораживает.

Топ-махина

В России два производителя крупных карьерных экскаваторов: «Уралмашзавод» (УЗТМ) и ИЗ-КАРТЭКС. Оба производят  ЭКГ (Э - экскаватор, К – карьерный, Г – гусеничный. Цифра (например, ЭКГ 5) обозначает вместимость ковша в кубических метрах. У «Уралмашзавода» ЭКГ  с реечным напором, у  ИЗ-КАРТЭКС — с канатным и реечным напором. Рейка и канат – способ управления и крепления ковша. Какая технология лучше — канатная или реечная — это спор для профессионалов горного и экскаваторного дела, однако главное, что и на тот, и на другой экскаватор спрос есть.

В 90-е годы, когда зарубежные конкуренты развивали свою технику, наши промышленные предприятия оказались не у дел. Главной их целью было сохранить имеющееся — кадры, компетенции и промплощадки. В результате было потеряно время, а время — это технический задел. Кроме того, западные и восточные конкуренты занимали освободившиеся от отечественных машиностроителей ниши. В итоге, чтобы вернуться на рынок, российским промпредприятиям пришлось ускориться в разработке новых видов техники. Сейчас одним из приоритетов для российских инженеров является  увеличение объемов ковшей, то есть попытка выхода в ниши, ранее недоступные для конкуренции. В рамках этой тенденции в 2013 году ИЗ-КАРТЭКС поставил на рудник Мурунтау два экскаватора ЭКГ-20К с ковшом вместимостью 20 куб.м.

А Уралмашзавод ведет переговоры о поставке на карьеры Навоийского горно-металлургического комбината самого популярного экскаватора с маркой УЗТМ – ЭКГ-20.

– Сейчас Уралмашзавод второй раз открывает для себя рынок Узбекистана: с Навоийским и Алмалыкским горно-металлургическими комплексами УЗТМ сотрудничал с 1970-х годов. В советское время на эти предприятия поставили две сотни уральских машин, однако после перестройки сотрудничество прекратилось и возобновилось только с 2010-х. В этом году «Уралмашзавод» отгрузит на Навоийский ГМК еще два экскаватора ЭКГ- 5А, мы работаем над созданием крупных мельниц с перспективой продвижениях их именно в Узбекистане, - делится планами Директор дивизиона «Горное оборудование» Уралмашзавода Михаил Гуницев.

Топовая модель ИЗ-КАРТЭКС  ЭКГ-32Р — огромная махина весом 1100 тонн, способная лопатой перемещать до 65 тонн за одну операцию. Объем ковша при этом может варьироваться от 54 до 77 куб. м. То есть самый большой БеЛАЗ загружается таким ковшом в три-четыре подхода. Но поставка такого экскаватора на рынок — событие редкое. В основном пользуются спросом ЭКГ-10,15,20. Это крупная техника (но не гигантская), она  хорошо зарекомендовавала себя. За все время своего существования  ИЗ-КАРТЭКС   поставил более 3800 экскаваторов, а около 1000 из них до сих пор в строю.

В Узбекистан за последние пять лет от ИЗ-КАРТЭКС ушло около сорока машин. УЗТМ поставил порядка 20 машин. Хотя пересечение в модельных рядах все же есть, предприятия пытаются не конкурировать друг с другом напрямую.. Поэтому около года назад было принято решение, что два предприятия будут работать в тандеме под брендом управляющей компании «УЗТМ-КАРТЭКС».

— Сегодня остро стоит проблема выхода на экспортные рынки и конкуренция на них с западными производителями, – говорит и.о. директора по продажам ИЗ-КАРТЭКС Александр Охотников. – Западные конкуренты уверенно закрепились на рынке и, в силу лучшей экономики, могут предложить более выгодные условия финансирования сделок по приобретению дорогостоящего горного оборудования, даже при явной дороговизне по сравнению с российским оборудованием. Но совместными усилиями при финансовой поддержке Газпромбанка нам удается менять ситуацию. Так, за последние годы удалось заметно усилить свои позиции на рынке Узбекистана, Казахстана, Индии. Новый контракт ИЗ-КАРТЭКС о поставке 37 экскаваторов узбекским партнерам – лучшее тому доказательство.

В целом же оба машиностроительных предприятия отработали прошлый год удачно. На рынке чувствуется спрос на новую технику, как результат ИЗ-КАРТЭКС смог выручит в 2016 году  6 млрд руб., коллеги из УЗТМ  7,1 млрд руб. (рост у обоих предприятий к 2015 году почти в 2 раза).

Навои-Зарафшан-Москва


Вернуться назад