Розница сокращает кассиров
Был вчера в IKEA, покупал лампочки. Протестировал автоматические кассы.
Это, доложу вам, серьёзный шаг вперёд. Если раньше перед кассами в IKEA
надо было протомиться несколько минут в очереди, то теперь я просто
подошёл к одной из свободных (!) автоматических касс, пересканировал
за две минуты свои 15 лампочек и спокойно расплатился карточкой.
Единственное, что меня немного напрягло — «экологичный» бумажный пакет,
на который жадные шведы установили цену в 12 рублей. Я с куда как
большей радостью приобрёл бы обычный пакет из полиэтилена.
Автоматические кассы произвели на меня огромное
впечатление. Скоро покупатели при посещении магазинов будут выбирать
автоматические кассы — мало кто хочет стоять в очереди, быстро всё
выкладывать и упаковывать, отвечать на нелепые вопросы про скидочную
карту и «пакетнужен». Автоматические кассы, пожалуй, можно уже считать
важным конкурентным преимуществом тех магазинов, в которых они
установлены.
Против живых кассиров работает и сугубо финансовая сторона вопроса.
Стоимость работы кассира в супермаркете (зарплата, налоги и так далее)
составляет, допустим, 300 рублей в час. Если в час кассир обслуживает
20 покупателей, получается, что в каждом чеке сидит 15 рублей, которые
уходят чисто на кассира. Это весьма существенно: уволив кассиров,
магазины получат значительную экономию средств.
Будем реалистами: наступление роботов не просто началось, роботы уже
начали уничтожать рабочие места. Всего неделю назад я делал обзор
новостей из мира подступающего киберфеодализма, а сегодня у меня снова
набралось достаточно материала для новой статьи.
Профсоюзный деятель Михаил Шмаков на днях заявил, что в плане
Минэкономразвития, который обсуждался 20 июля на совещании
у вице-премьера Аркадия Дворковича, говорилось о сокращении занятости
в России на 30-40%. Министр труда всё отрицает, однако прятать шило
в мешке с каждым месяцем становится всё сложнее и сложнее. На Западе,
например, розничные магазины уже начали сокращения живой рабочей силы —
её заменяют на роботизированную:
http://finfront.ru/2017/07/21/...
<#>...розница избавляется от ставшего ненужным персонала. Так,
например, магазины массово увольняют старших кассиров — работу
по подсчёту денег выполняют теперь хитрые агрегаты, которые
предоставляются банком. Достаточно загрузить в них деньги, чтобы они
сами всё подсчитали и оформили...
Некоторым кассирам удаётся перейти на новую работу: стоят у двери
и приветствовать покупателей, например. Однако даже такого рода рабочих
мест хватает далеко не для всех.
Обратите внимание — здесь речь идёт уже о других кассирах. О тех, кто
считает деньги в «комнате без окон», а потом отправляет их в банк. Этих
работников тоже увольняют.
Всего в американской рознице заняты сейчас 16 млн человек. Исследователи
предсказывают, что от 30% до 50% персонала могут быть заменены
роботами:
http://cornerstonecapinc.com/w...
Другие отрасли, разумеется, тоже под ударом.
Снова перенесёмся в Россию. Вслед за «Сбербанком» начали
роботизироваться и другие банки. Сотрудников колл-центров заменяют
роботами, которые понимают обычный человеческий язык. Другие роботы
приходят на замену юристам и финансовым работникам. Сейчас роботы
туповаты, что вызывает справедливое недовольство клиентов, однако это
временно — современные технологии позволяют создать робота, который
будет не только сообразителен, но и внимателен, будет помнить проблемы
каждого конкретного клиента:
https://iz.ru/618820/banki-zam...
(Лирическое отступление. Проблема со «Сбербанком», о которой я писал
в пятницу, так до сих пор и не решена. Все мои обращения «Сбербанк»
проигнорировал, QUIK не подключён, и надежды на его подключение,
пожалуй, уже не осталось. Я счёл за лучшее перейти по совету читателей
в ВТБ24).
Новые технологии тем временем на подходе. Блогер vlebedeff пишет, что
робот, умеющий делать видео из текста, мог бы пригодиться, например, для
горячих линий — с помощью такого робота наш президент смог бы «лично»
ответить на каждый из заданных ему миллионов вопросов:
https://golos.io/ru—isku...
Полагаю, для многих возможность получить такого рода персонализированный ответ действительно была бы важной.
Та же технология может быть использована для автоматического перевода
видеороликов с английского на русский. С её помощью мы сможем смотреть
англоязычный Ютуб напрямую, без перевода, наблюдая, как западные ютуберы
говорят на чистом русском языке. С одной стороны, это будет удобно.
С другой стороны, русскоязычные ютуберы немедленно останутся не у дел,
ибо большая часть их роликов является к сожалению не более чем дешёвой
копией западных образцов.
Ещё одно важное применение этой технологии — общение с пенсионерами.
Создание роботов, которым пенсионеры в любой момент смогут позвонить,
чтобы обсудить новости, пожаловаться на что-либо или попросить,
например, вызвать врача. Потребность в такого рода услугах сейчас
огромна. Идеальным вариантом, конечно же, было бы создание полноценного
робота-сиделки... но, увы, по прогнозам футурологов до этого нам ещё
лет 10, при этом опыт показывает, что в таких прогнозах 10 лет иногда
превращаются в 50 или даже 100 лет.
Технология, которая уже работает, и внедрению которой мешает только
инерция мышления — это роботы-курьеры. Вот очередной — японский
автоматический мотороллер начинает доставку суши. Высота робота
CarriRo — один метр, скорость — 6 километров в час. Он может заезжать
в дома и довозить заказ прямо до двери клиента. В чрево робота влезает
60 порций суши:
https://nplus1.ru/news/2017/07...
Россия, разумеется, не остаётся в стороне от процесса. Собственно, курс
на цифровую экономику и был провозглашён вовсе не из желания поиграться
с новыми гаджетами — мы вступаем в новую эпоху, и у нас нет иного
выбора, как участвовать в гонке на выбывание с другими странами.
Технологически отстающие государства могут уже в ближайшие 10-20 лет
скатиться на уровень Африки, безо всякой надежды вернуться в обозримой
перспективе обратно в круг более-менее развитых стран.
На днях Владимир Путин был в центре «Сириус», три часа отвечал на вопросы собравшихся там талантливых школьников:
http://www.1tv.ru/news/2017-07...
Результаты уже налицо. После беседы с президентом юные математики
из России заняли призовые места на Международной олимпиаде в Бразилии:
https://knife.media/maths-comp...
Другие наши школьники выиграли пять золотых медалей на Международной олимпиаде по физике:
http://tass.ru/obschestvo/4433...
Кадры, способные развивать цифровую экономику, у нас несомненно есть.
С разработками тоже всё хорошо — вот, например, интервью
с разработчиками «Яндекса», где они рассказывают о своих проектах
в области искусственного интеллекта:
https://nplus1.ru/material/201...
Один из проектов — CatBoost — Яндекс выложил в открытый доступ. Это
библиотека машинного обучения. Грубо говоря, аналог модных сейчас
нейросетей.
У нас, вообще, весьма развитый IT-сектор, перспективных разработок —
огромное количество. Сейчас, когда в IT начали вливать большие ресурсы,
стоит ожидать взрывного развития технологий:
http://ruxpert.ru/Россий...
Подведу итог
В 2011 году я предположил, что десятые годы станут годами быстрого развития робототехники:
http://fritzmorgen.livejournal...
Прогноз оказался верным. За последние несколько лет видимый скачок
сделали системы искусственного интеллекта — теперь, пожалуй, массовая
роботизация будет с каждым годом только набирать обороты.
Фриц Моисеевич Морген
Вернуться назад
|