ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Лотаков: доверие к бизнесу важнее ВВП (лекция)
Лотаков: доверие к бизнесу важнее ВВП (лекция)28-05-2017, 08:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Лотаков: доверие к бизнесу важнее ВВП (лекция)Москва, 26 мая - "Вести.Экономика". Когда мы говорим о прогрессе в экономике, то чаще всего речь идет о создании рабочих мест, об инновациях, автоматизации, оптимизации, а еще о глобальных изменениях в расстановке сил на международной экономической арене. Однако управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков посвятил свою лекцию тем процессам, которые напрямую связаны и с внедрением инноваций, и с глобализацией, и с человеческим капиталом, но часто игнорируются. По словам Лотакова, впервые в человеческой истории на первый план выходит вопрос доверия. Управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков посвятил свою лекцию тем процессам, которые напрямую связаны и с внедрением инноваций, и с глобализацией, и с человеческим капиталом, но часто игнорируются. В то же время развитие технологий позволило наращивать эффективность производства и выйти на ранее недостижимый уровень как за пределами страны, так и внутри. Наконец, впервые успех компаний и государств начали измерять и составлять глобальные рейтинги. Такие показатели, как ВВП, внезапно превратились в универсальное мерило. Корпоративная стоимость также стала индикатором успеха. Именно на основе таких индикаторов принимались судьбоносные решения. А вот благосостояние общества игнорировалось. Но до недавнего времени улучшение показателей стран и корпораций в целом коррелировало с ростом благосостояния общества. Проблема в том, что это обеспечивалось за счет переноса производства в бедные государства. А последовавшая роботизация усилила эту тенденцию. Игорь Лотаков "Мы с вами оказались в ситуации, в которой компании, вышедшие из Северной Америки и Европы, продолжали развиваться, а безработица в этих компаниях продолжала увеличиваться. И в этот момент мы с вами увидели разрыв между ростом экономики и таких финансовых показателей, как ВВП и акционерная стоимость, с одной стороны, и безработицей - с другой. И мы с вами в первый раз за последние шестьдесят лет увидели отсутствие или уменьшение корреляции между ростом экономики и благосостоянием общества".Показатели роста при этом свидетельствовали о продолжении развития, и многих это сбило с толку. Государства и бизнес долгое время игнорировали важнейший тренд: вымывание среднего класса. В то время как мы думали, что нужно заниматься защитой прав рабочих из стран третьего мира, штат компаний в "родных" государствах остался у разбитого корыта. Увидеть опасные факторы можно было уже давно. Достаточно было обратить внимание на то, что экономический рост не приводит к сокращению разрыва между богатыми и бедными. Напротив, ситуация усугубилась в последнее время. И 1% населения теперь контролирует столько же богатства, сколько остальные 99%. Более того, 8 самых богатых людей мира обладают таким же богатством, как 3,6 млрд самых бедных. Игорь Лотаков "Еще 20-30 лет назад 95% населения знали три вещи очень четко. Первое: они знали, что у элиты информации больше и она лучше, чем у них. Второе: они точно знали, что элита о них позаботится. Третье: они знали, что у них есть шанс стать элитой в какой-то момент времени. Сейчас на все три вопроса – нет, нет и нет, что тоже приводит к дополнительному расколу общества. И что это значит? Мы с вами впервые видим феномен, когда на фоне уменьшающегося среднего класса и уменьшения доходов части населения, откуда вышли эти транснациональные компании, люди уже не видят улучшения своей жизни по отношению к своим родителям, а также видят снижение уровня жизни своих детей по отношению к тому, который был у них".Попытки вернуть старый образ жизни за счет кредитов были обречены на крах. Одна из них привела к глобальному кризису. И даже сегодня, когда человечество начинает осознавать, что опираться на привычные индикаторы, оценивая уровень благосостояния общества, нельзя, переломить тренд пока не удается. Игорь Лотаков считает, что внимание сегодня необходимо уделить пяти "мегатрендам". Это технологический прогресс, изменение мирового расклада сил, демография, недостаток ресурсов и урбанизация. Каждую неделю население городов в мире увеличивается на 1,5 млн человек. И уже более половины населения Земли живет в крупных городах. Поэтому экономика городов становится важным индикатором. Параллельно с этим человечество сталкивается с нехваткой ресурсов, в том числе – воды и переносом производства из страны в страну, что приводит к вымыванию среднего класса в развитых государствах, напоминает Лотаков. Но если говорить о проблемах развитых стран, то есть и еще одна – старение населения. Изменяется и набор сервисов, необходимых людям в условиях изменения возрастной композиции, и соотношение работающих и пенсионеров. Раньше это было примерно 10 к 1, к 2050 г. мы ждем 2 к 1. Игорь Лотаков "Если вы бывали в Японии, то часть этой тенденции могли видеть прямо на улицах, когда первое, что поражает, - это количество людей старше 60 лет, работающих в городе. То есть тип рабочей силы тоже меняется к более возрастному. Мы видим рост населения, стареющее население, сокращение работающего населения в пропорции к общему размеру населения, что тоже ведет к миграции профессий, к миграции рынка труда".Раз меняется набор сервисов, то меняются и бизнес-модели компаний. Хороший пример здесь – утилизация транспортных средств. Сегодня все чаще говорят о том, что личный автомобиль – это невыгодно. И для этого есть реальные предпосылки. Утилизация личного транспорта в среднем составляет 4%. Для такси старого типа это порядка 25%. А у интернет-такси это уже 40%, и они хотят повысить ее до 75%. Здесь важна скорость принятия решений и реализации планов. В прошлом компании тратили в среднем семь лет на изменение стратегии. Сначала шла разработка, которая велась в строжайшем секрете, затем новая культура внедрялась, и этот цикл повторялся снова и снова. В современном мире такой подход не работает. Теперь бизнес-модели меняются в рамках одного года. Игорь Лотаков "Фактически мы находимся в мире, в котором компании меняют бизнес-модель постоянно. Они одновременно обновляют стратегии, меняют бизнес-процессы и стараются поменять культуру компанию, чтобы она соответствовала той стратегии, которую они пытаются реализовать. Три вещи, которые повлияли на скорость изменения бизнес-моделей, - это, безусловно, персональный компьютер, это интернет и персональная мобильная связь".Компании адаптировались к новым условиям, научились быстрее менять стратегию. И если обратить внимание на те факторы, которые бизнес считает наиболее значимыми, оказывается, что они являются прямым следствием "мегатрендов". Связаны с ними либо напрямую, либо косвенно. Проблемой становится рост населения на фоне нехватки квалифицированных кадров; изменение поведения потребителей происходит из-за старения населения и урбанизации; появляются новые игроки "дисрапторы", меняющие расстановку сил на рынке. И, пожалуй, наиболее значимой тенденцией, отражающей все вышеперечисленное, стало падение уровня доверия. Доступность информации и развитие социальных сетей – тренд, сильно ударивший по доверию. В прошлом скандал с протухшим йогуртом в магазине можно было быстро замять, выплатив компенсацию покупателю. Но теперь та же компания Danone теряет миллионы евро капитализации, когда в социальной сети кто-то публикует фотографию с испорченным брендированным кисломолочным продуктом. В плюс к этому проблема безопасности личных и корпоративных данных. Молодые люди оставляют цифровые следы в соцсетях, и такой термин, как "цифровое бессмертие", становится все более актуальным. Все напечатанное и опубликованное уже никуда не исчезнет. Точно так же никуда не исчезнет, например, информация о том, что компания укрывается от налогов, хотя раньше это было в порядке вещей. Игорь Лотаков "Помните Марио Пьюзо в "Крестном отце" сказал: "Ничего личного, только бизнес". Сейчас это не работает. Теперь все личное. Он, правда, к концу книги поправил эту фразу. В одном месте Майк сказал, что все теперь личное. Цифровые технологии фактически подвели нас к тому, что все стало совершенно личным, что тоже добавляет к проблеме отсутствия или падения доверия, которое мы сейчас наблюдаем".Успех отдельно взятой компании сегодня все чаще зависит от того, берется ли в расчет набор этих новых факторов, завязанных как на мегатрендах в экономике, так и в сфере информации. Нужно также учитывать, что оптимизм внутри самой компании или государства почти всегда контрастирует с пессимизмом со стороны. Иными словами, на себя мы смотрим более оптимистично, чем смотрят на нас другие. Этому нужно противодействовать, меняя как бизнес-модели, так и структуру управления, заключает Игорь Лотаков. Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/85920 Вернуться назад |