При открытии этой конференции китайское государственное агентство «Синьхуа» объяснило, что эта инициатива — первоначальное её официальное название «Один пояс, Один путь» (ОПОП), а сейчас «Пояс и Путь» — это не «колониализм с помощью захвата».
«Китай не нуждается в марионеточный государствах», — заявило «Синьхуа», в сущности, повторяя то, что сказал Си в своей программной вступительной речи.
«Китай хочет поделиться своим опытом развития с остальным миром, — заявил Си, — Но мы не будем вмешиваться во внутренние дела других стран, экспортировать нашу социальную систему и модель развития, а также не будем навязывать их другим».
Коммюнике форума — краткое изложение основных тезисов, развёрнутых в программной речи Си, — сообщает, что страны, представленные в Пекине, обязались продвигать «практическое сотрудничество в сфере дорог, железнодорожной сети, портов, морского и внутреннего водного транспорта, авиации, транспортировки энергоносителей, электроэнергетики и телекоммуникаций».
Большой бизнес тоже был представлен и, как сообщается, полон воодушевления.
Джек Ма из компании «Алибаба», так приверженный развитию Международной торговой платформы, выступил перед китайскими СМИ на форуме, и приветствовал то, что инициатива «Пояс и Путь» «охватывает молодёжь, женщин, малые предприятия и развивающиеся страны».
В заключительный день форума Пекин даже соорудил нечто вроде Новых Объединённых Наций Шёлкового пути, в виде круглого стола лидеров, с микрофонами, открытыми в равной степени для всех. Это событие стало остроумной иллюстрацией того, как Си хочет, чтобы мир воспринимал его инициативу.
«Первоочередное намерение и высшая цель инициативы «Один Пояс, один Путь» — предоставить возможность всем участникам совместно решать глобальные экономические проблемы, находить новые возможности и драйверы для роста, достичь положения, когда сотрудничество будет взаимовыгодным, и продолжать продвижение к сообществу с общей судьбой», — сказал Си.
Дальше Си привёл наставление из эпохи династии Мин адмиралу Чжэн Хе — как «дружественной миссии» — прежде чем привести метафору для нового мирового торгового порядка, который он только что обрисовал.
«Дикие китайские гуси, — сказал он о крупной и редкой дикой птице, открытой в Азии, а не в Европе, — способны лететь далеко и безбоязненно через вихри и штормы, потому что они летают стаей и могут помогать друг другу как члены одной команды».
Верхом на диком гусе-лебеде
Впереди у Новых Шёлковых путей неизбежны бури. На этом форуме министр экономики и энергетики Германии Бригитта Циприс угрожала не подписать итоговое коммюнике, если в него не будут включены гарантии фирмам по свободному проведению тендеров — как и положения об отсутствии каких-либо благоприятствований китайским компаниям — связанных с будущими проектами ОПОП/ИПП.
Но, если говорить о строительстве железных дорог, их расширении и эксплуатации, то может ли кто-нибудь конкурировать с Китаем?
Сейчас грузовые составы регулярно отправляются из восточного и центрального Китая, пересекают степи Центральной Азии и за 17 дней преодолевают тысячи километров, прежде чем прибыть в Лондон, Мадрид, Дуйсбург или Лион. Они отбывают, загруженные товарами повседневного спроса, одеждой и запасными частями, а возвращаются с продуктами химической промышленности, винами и детским питанием.
Это вдвое быстрее, чем морские перевозки, даже при том, что грузовой поезд везёт 100 контейнеров по сравнению с целыми 20 тысячами на грузовом судне. Хотя по-настоящему имеет значение то, что это всего лишь первый этап будущей скоростной железнодорожной сети от восточного Китая в Европу через Центральную Азию.
Частно-государственное партнёрство также будет частью этой экспансии. Например, создание первой ветки Железного Шёлкового пути, железной дороги Чунцин-Дуйсбург, шесть лет назад инициировала не политика Пекина, а гигант Кремниевой долины «Хьюлетт-Паккард», для доставки миллионов ноутбуков в Европу грузовыми поездами.
Но сейчас политика Китая — это быстрое продвижение по всей Европе. На форуме Восточная Европа была широко представлена, и этому региону оказывается помощь через созданный три года назад фонд для первоначальных инвестиций в 10 миллиардов евро.
Три Шёлковых пути, протянувшихся от Китая до Юго-Восточной Азии, Европы и Африки, январь 2017 г.
В прошлом году китайская «Эвербрайт» купила аэропорт Тираны в Албании. Китайский «Эксим-банк» финансирует строительство железной дороги в Македонии и Черногории. В 2014 году китайская «China Road and Bridge Corporation» построила мост через Дунай в Белграде, так называемый «мост китайско-сербской дружбы», профинансированный в основном китайским «Эксим-банком».
Затем есть ещё высокоскоростная железная дорога между Афинами и Будапештом, через Македонию и Белград. Важнейшее направление Будапешт-Белград — с которым до сих пор тянет бюрократия ЕС — должна наконец войти в эксплуатацию в этом году.
Геоэкономика в очередной раз толкает вперёд геополитику. Вкладываясь в создание коридора от Эгейского моря до Центральной Европы, Пекин будет активно наращивать торговлю через знаменитый греческий порт Пирей, который фактически находится под китайским контролем с 2010 года.
А сейчас настало время воевать с помощью «мягкой силы»
Чжоу Вэньчжун, генеральный секретарь Боаоского Азиатского Форума, встреч на высшем уровне по делам региона, охарактеризовал Новые Шёлковые пути как «китайский ответ глобализации». Но нет ли в этом на самом деле чего-то большего? Не является ли это на самом деле видением нового мира? И такого, который состоит из настолько многих и постоянно меняющихся частей, которые на сегодняшний день трудно определить?
Си использовал Форум, чтобы попытаться прояснить концепцию, но реальность в том, что местные условия и обстоятельства будут определять различные стратегии в будущем. Это будет включать для каждого проекта политику отношений между отдельными странами и координацию финансирования, которая обладает силой продвигать инициативу и после инфраструктурного бума.
Форум уже дал понять, насколько серьёзные игроки соперничают за позицию. Уже намечается конкурентная драка между Гонконгом и Лондоном насчёт того, кто из них будет привилегированным источником финансирования. Хотя Гонконг по-прежнему ведущий мировой оффшор по проведению сделок с юанями, канцлер казначейства Великобритании Филип Хэммонд подчеркнул, что Лондон остаётся мировым финансовым центром, не имеющим себе равных для предоставления Новым Шёлковым путям «международных банковских» услуг.
Полёт гусей-лебедей уже начался. Следующий большой вопрос — насколько решительно Новые Шёлковые пути будут переписывать правила игры глобальной торговли, не задевая чувства слишком чувствительных игроков, таких как Индия. Но здесь должна вступать в дело мягкая сила.
Дикие гуси Пекина сейчас будут работать, соблазняя Глобальный Юг неотразимым партнёрством, выходящим за рамки простой коммерции.