ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Гуси-лебеди Си пустились в погоню за золотом Шёлкового пути

Гуси-лебеди Си пустились в погоню за золотом Шёлкового пути


17-05-2017, 09:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Гуси-лебеди Си пустились в погоню за золотом Шёлкового пути

Президент Си Цзиньпин вспомнил героев династии Мин, геополитические стратегии развития и аналогии с азиатскими гусями, чтобы обрисовать китайскую инициативу Нового Шёлкового пути как флагмана нового мирового порядка, ориентированного на торговлю

Гуси-лебеди Си пустились в погоню за золотом Шёлкового пути

Президент Си Цзиньпин использовал посвящённый Новому Шёлковому пути двухдневный международный форум в Пекине, чтобы утвердить Китай как флагман нового, дружественного, ориентированного на торговлю мирового порядка. Это станет, сказал Си, «новой моделью взаимовыгодного сотрудничества», которая возьмёт верх над дипломатией канонерок.

При открытии этой конференции китайское государственное агентство «Синьхуа»  объяснило, что эта инициатива — первоначальное её официальное название «Один пояс, Один путь» (ОПОП), а сейчас «Пояс и Путь» — это не «колониализм с помощью захвата».

«Китай не нуждается в марионеточный государствах», — заявило «Синьхуа», в сущности, повторяя то, что сказал Си в своей программной вступительной речи.

«Китай хочет поделиться своим опытом развития с остальным миром, — заявил Си, — Но мы не будем вмешиваться во внутренние дела других стран, экспортировать нашу социальную систему и модель развития, а также не будем навязывать их другим».

Коммюнике форума — краткое изложение основных тезисов, развёрнутых в программной речи Си, — сообщает, что страны, представленные в Пекине, обязались продвигать «практическое сотрудничество в сфере дорог, железнодорожной сети, портов, морского и внутреннего водного транспорта, авиации, транспортировки энергоносителей, электроэнергетики и телекоммуникаций». 

Большой бизнес тоже был представлен и, как сообщается, полон воодушевления.

Джек Ма из компании «Алибаба», так приверженный развитию Международной торговой платформы, выступил перед  китайскими СМИ на форуме, и приветствовал то, что инициатива «Пояс и Путь» «охватывает  молодёжь, женщин, малые предприятия и развивающиеся страны».

 

 

 

 

 

В заключительный день форума Пекин даже соорудил нечто вроде Новых Объединённых Наций Шёлкового пути, в виде круглого стола лидеров, с микрофонами, открытыми в равной степени для всех. Это событие стало остроумной иллюстрацией того, как Си хочет, чтобы мир воспринимал его инициативу.

«Первоочередное намерение и высшая цель инициативы «Один Пояс, один Путь» — предоставить возможность всем участникам совместно решать глобальные экономические проблемы, находить новые возможности и драйверы для роста, достичь положения, когда сотрудничество будет взаимовыгодным, и продолжать продвижение к сообществу с общей судьбой», — сказал Си.

Дальше Си привёл наставление из эпохи династии Мин адмиралу Чжэн Хе — как «дружественной миссии» — прежде чем привести метафору для нового мирового торгового порядка, который он только что обрисовал.

«Дикие китайские гуси, — сказал он о крупной и редкой дикой птице, открытой в Азии, а не в Европе, — способны лететь далеко и безбоязненно через вихри и штормы, потому что они летают стаей и могут помогать друг другу как члены одной команды».

Верхом на диком гусе-лебеде

Впереди у Новых Шёлковых путей неизбежны бури. На этом форуме министр экономики и энергетики Германии Бригитта Циприс угрожала не подписать итоговое коммюнике, если в него не будут включены гарантии фирмам по свободному проведению тендеров — как и положения об отсутствии каких-либо благоприятствований китайским компаниям — связанных с будущими проектами ОПОП/ИПП.

Но, если говорить о строительстве железных дорог, их расширении и эксплуатации, то может ли кто-нибудь конкурировать с Китаем?

Сейчас грузовые составы регулярно отправляются из восточного и центрального Китая, пересекают степи Центральной Азии и за 17 дней преодолевают тысячи километров, прежде чем прибыть в Лондон, Мадрид, Дуйсбург или Лион. Они отбывают, загруженные товарами повседневного спроса, одеждой и запасными частями, а возвращаются с продуктами химической промышленности, винами и детским питанием.

Это вдвое быстрее, чем морские перевозки, даже при том, что грузовой поезд везёт 100 контейнеров по сравнению с целыми 20 тысячами на грузовом судне. Хотя по-настоящему имеет значение то, что это всего лишь первый этап будущей скоростной железнодорожной сети от восточного Китая в Европу через Центральную Азию.

Частно-государственное партнёрство также будет частью этой экспансии. Например, создание первой ветки Железного Шёлкового пути, железной дороги Чунцин-Дуйсбург, шесть лет назад инициировала не политика Пекина, а гигант Кремниевой долины «Хьюлетт-Паккард», для доставки миллионов ноутбуков в Европу грузовыми поездами.

Но сейчас политика Китая — это быстрое продвижение по всей Европе. На форуме Восточная Европа была широко представлена, и этому региону оказывается помощь через созданный три года назад фонд для первоначальных инвестиций в 10 миллиардов евро.

Три Шёлковых пути, протянувшихся от Китая до Юго-Восточной Азии, Европы и Африки, январь 2017 г.

Три Шёлковых пути, протянувшихся от Китая до Юго-Восточной Азии, Европы и Африки, январь 2017 г.

В прошлом году китайская «Эвербрайт» купила аэропорт Тираны в Албании. Китайский «Эксим-банк» финансирует строительство железной дороги в Македонии и Черногории. В 2014  году китайская «China Road and Bridge Corporation» построила мост через Дунай в Белграде, так называемый «мост китайско-сербской дружбы»,  профинансированный в основном китайским «Эксим-банком».

Затем есть ещё высокоскоростная железная дорога между Афинами и Будапештом, через Македонию и Белград. Важнейшее направление Будапешт-Белград — с которым до сих пор тянет бюрократия ЕС — должна наконец войти в эксплуатацию в этом году.

Геоэкономика в очередной раз толкает вперёд геополитику. Вкладываясь в создание коридора от Эгейского моря до Центральной Европы, Пекин будет активно наращивать торговлю через знаменитый греческий порт Пирей, который фактически находится под китайским контролем с 2010 года.

А сейчас настало время воевать с помощью «мягкой силы»

Чжоу Вэньчжун, генеральный секретарь Боаоского Азиатского Форума, встреч на высшем уровне по делам региона, охарактеризовал Новые Шёлковые пути как «китайский ответ глобализации». Но нет ли в этом на самом деле чего-то большего? Не является ли это на самом деле видением нового мира? И такого, который состоит из настолько многих и постоянно меняющихся частей, которые на сегодняшний день трудно определить?

Си использовал Форум, чтобы попытаться прояснить концепцию, но реальность в том, что местные условия и обстоятельства будут определять различные стратегии в будущем. Это будет включать для каждого проекта политику отношений между отдельными странами и координацию финансирования, которая обладает силой продвигать инициативу и после инфраструктурного бума.

Форум уже дал понять, насколько серьёзные игроки соперничают за позицию. Уже намечается конкурентная драка между Гонконгом и Лондоном насчёт того, кто из них будет привилегированным источником финансирования. Хотя Гонконг по-прежнему ведущий мировой оффшор по проведению сделок с юанями, канцлер казначейства Великобритании Филип Хэммонд подчеркнул, что Лондон остаётся мировым финансовым центром, не имеющим себе равных для предоставления Новым Шёлковым путям «международных банковских» услуг.

Полёт гусей-лебедей уже начался. Следующий большой вопрос — насколько решительно Новые Шёлковые пути будут переписывать правила игры глобальной торговли, не задевая чувства слишком чувствительных игроков, таких как Индия. Но здесь должна вступать в дело мягкая сила.

Дикие гуси Пекина сейчас будут работать, соблазняя Глобальный Юг неотразимым партнёрством, выходящим за рамки простой коммерции.


Вернуться назад