Кто выкупает американский госдолг после ухода ФРС с рынка?
Когда-то (2013-2014) ФРС и иностранцы обеспечивали почти 90% покупок
всей эмиссии трежерис. С октября 2014 ФедРезерв завершил QE, а
иностранцы масштабно направились к выходу. С тех пор потребность в
финансировании дефицита бюджета фактически не снизилась. За 2013-2014
Казначейством было эмитировано 1.6 трлн трежерис всех видов, а за
2015-2015 1.57 трлн, при этом ФРС полностью прекратила выкуп, а
иностранцы сократили баланс на 156 млрд. Кто же выкупает?
Основным покупателям, логично предположить, стали резиденты, но не банки
и инвестфонды, а население, как напрямую, так и через взаимные фонды.
За 2 года физические лица напрямую скупили трежерис на 540 млрд, а через
взаимные и MM фонды на 565 млрд (377 млрд через фонды денежного рынка и
на 188 млрд через взаимные фонды). Двумя годами ранее по этим субъектам
было ноль (минус 77 млрд по населению и плюс 76 млрд по фондам).
На третьем месте по объему выкупа следуют пенсионные и страховые фонды
(269 млрд), главным образом через государственные пенсионные фонды (191
млрд) и лишь потом банки (153 млрд).
По объему удерживаемых активов, самым крупным держателем являются
иностранцы (свыше 6 трлн), далее страховые и пенсионные фонды (2.7 трлн)
и ФРС (2.5 трлн), у населения лишь 1.4 трлн (но это напрямую без
посредников). Взаимные и денежные фонды удерживают 1.7 трлн трежерис.
Последний раз достаточно масштабно в выкупе трежерис население
участвовало в 2009-2010. На текущий момент вложения в трежерис для
населения на наивысшем уровне. Взаимные, денежные фонды и коммерческие
банки вышли на рынок гос.долга лишь после кризиса 2008, ранее
практически не участвовали в этом виде финансового актива.
Динамика роста вложения пенсионных и страховых фондов коррелирует с
динамикой прироста собственных активов и в целом соответствует
директивным процедурам вне зависимости от конъюнктуры. Грубо говоря,
деньги на счета от страховок поступили – выполнили «автоматические»
покупки трежерис и прочих «обязательных» инструментов.
ФРС же пока удерживается от соблазна запуска нового раунда QE. По
крайней мере, до тех пор, пока рынок капитала находится в приемлемых
кондициях, существуют покупатели на госдолг, цены на фондовых и долговых
рынках высоки, спрэды сжаты, доверие сбалансировано, диспропорции
отсутствуют, а ставки на трежерис низки.
Рынок госдолга федерального правительства США сейчас 16 трлн, из них
рыночный долг 13.9 трлн. На структуры с госучастием или относящиеся к
государству (муниципальное правительства, ФРС, государственные
пенсионные фонды и гос.ипотечные структуры) приходится 5.3 трлн долл!
Это примерно треть от всего долга. По историческим меркам не столь высоко, что обусловлено ростом доли иностранцев в 21 веке.
Тем не менее, устойчивость долгового рынка существенно выше, чем я
предполагал пару лет назад. Тогда я считал, что уход с рынка ФРС и
отсутствие покупок со стороны иностранцев при потребности в
заимствованиях около 800-900 млрд в год может обрушить рынок гос.долга,
но на деле все перехватил частный сектор США. Это чем-то похоже на
японский долговой рынок. При наиболее опасных моментах и сложных
периодах перекрёстные договоренности среди аффилированных структур
позволяют поддерживать конструкцию на плаву. В случае с США, это
происходит даже более изящнее. Им не только удалось полностью перекрыть
дефицит бюджета из национальных источников, так и еще перекрыть бегство
иностранного капитала, что вообще нонсенс при дефиците. Да, нечто
похожее было в начале нулевых, но при профиците! Сейчас же заимствования
под 800 млрд и выше. Более того, процентный дифференциал между
краткосрочными и долгосрочными ставками на рекордно низком уровне. Иначе
говоря, повышение ставок ФРС вообще никак не сказалось на долгосрочных
ставках и стоимости обслуживания долга.
Отсюда кажущаяся медийная тупость пиндосов является не более, чем
сценическим образом. В ключевых аспектах им удается поддерживать
доминирование и стабильность.
Spydell
Вернуться назад
|