Благодаря немецкому духовному оратору Экхарту Толле, состояние глубокого отчаяния и духовной опустошенности теперь называется «Темной ночью души», пишет автор издания Quartz Эйми Грос: «Это чувство полнейшей безнадежности, когда ты ощущаешь, будто у тебя совсем нет выбора».
Свою «темную ночь» пережили и основатель Tesla Элон Маск, когда в 2008 году его компания практически обанкротилась, и сооснователь Uber Трэвис Каланик, которого годы «адского труда и рамена» довели практически до грани.
Для большинства предпринимателей такой опыт служит своеобразным обрядом
инициации. Сооснователь компании Quincy Apparel Кристина Уоллес
вспоминает, как за сутки до расчетного дня у нее не осталось денег,
чтобы расплатиться с сотрудниками. «Это произошло спустя пару месяцев
после запуска. Я лежала в кровати и думала, что же на утро я скажу
людям, особенно тем, у которых есть дети».
Тогда деньги от ангельских инвесторов пришли буквально в последний момент, что по словам Уоллес стало чудом. Инвесторы спасали компанию еще дважды, однако бизнес не окупился и предприниматель не смогла закрыть сделку серии «А», что в конечном счете привело к банкротству бизнеса. «Каждый предприниматель проходит через тяжелые испытания. Однако никто не хочет о них говорить», — признает Уоллес.
Несмотря на то, что в США закрываются девять из десяти стартапов, причем большинство — из-за невозможности привлечь первые инвестиции, предприниматели неохотно рассказывают о своих «темных ночах», писал инвестор Бен Хоровиц в колонке для издания TechCrunch.
За годы работы я повстречал сотни руководителей с аналогичными проблемами. Однако немногие хотели говорить о своих нервных срывах, и я не видел ни одной публикации на эту тему. Это словно «бойцовский клуб» для управленцев, где первое правило — не говорить о своих психологических проблемах.
— Бен Хоровиц
По мнению партнера фонда Andreessen Horowitz, это связано с тем, что предприниматели хотят казаться невозмутимыми и уверенными руководителями, чтобы нанимать талантливых сотрудников и производить впечатление на инвесторов.
Однако такое противоречие может привести ко многим неприятным последствиям, например спровоцировать депрессию и вспышки гнева, что помешает руководителям принимать верные решения. А сотрудники и инвесторы не смогут помочь, пишет автор Quartz: «Конечно, помогать готовы не все инвесторы. Но именно на них ложится главная ответственность за судьбу стартапа, поскольку их деньги дают предпринимателям возможность испытать судьбу: сыграть в рулетку и проверить, могут ли они создать продукт и сделать его успешным».
По словам одного из 11 партнеров фонда Sequoia Capital Брайана Шриера, только проницательные инвесторы могут давать своим предпринимателям хорошие советы и рекомендации. Советы всех остальных, напротив, приводят к гибели компаний: «Многие инвесторы не понимают, что их работа — гасить колебания, а не создавать их», — сообщил он изданию Quartz.
Sequoia считается одной из самых уважаемых и успешных венчурных компаний. Однако за год ее партнеры заключают немного сделок, что позволяет им тратить большую часть времени на поддержку и консультации бизнесменов.
Инвесторы предпочитают эмоционально зрелых предпринимателей, потому что те способны выдерживать давление даже в сложных ситуациях. Умение заботиться о себе и упорно работать — не являются взаимоисключающими понятиями», — уверен основатель компании Tribute Эндрю Хорн.
По словам автора Quartz, Хорн, Уоллес, Хоровиц и Шриер образуют небольшую группу в рамках ИТ-сообщества, которая хочет начать диалог о здоровом предпринимательстве. «Им кажется важным рассказать о том, что именно ждет основателей компаний, какие трудности они могут пережить и каковы пределы человеческих возможностей», — пишет Эми Грос.
«Обычно медиа не заостряют внимание на таких вещах. Да и предприниматели любят рассказывать о своих психологических проблемах в ретроспективе и создавать мифы о своих "темных ночах" только после того, как проблема решена», — рассказывает Кристина Уоллес.
Придать храбрость
В 2011 году, когда у Кристины Уоллес возникли трудности, она написала об этом в своем блоге, сравнив предпринимательский опыт с восхождением на Килиманджаро, которое она совершила годом ранее.
9 января в 6:30 утра я стояла на вершине самой высокой горы Африки. Если бы это был фильм, то, увидев только три последние минуты, вы бы стали свидетелем одного из самых невероятных восхождений в моей жизни. Но за несколько часов до этого я, невероятно сильная женщина, была готова рассыпаться на маленькие крупинки, словно печенье.
— из публикации Уоллес
Предприниматель рассказала подробнее о том, что она чувствовала в тот момент, когда была близка к цели, но не знала, сможет ли взойти на вершину. Заметку увидел один профессор из Гарварда и связался с Уоллес. «Он спросил, все ли у меня нормально и не хочу ли я поговорить о своих проблемах. Так же он предположил, что мне не стоит говорить о своих слабостях публично, потому что люди могут отнестись к этому неоднозначно», — рассказала Кристина Уоллес. После этого она перестала делиться своими переживаниями в социальных медиа.
По мнению Эми Грос, многие предприниматели готовы публично разговаривать о своем негативном опыте только спустя много лет. «Если бы Уоллес продолжила рассказывать о наболевшем, кто знает, вдруг это помогло бы приблизить тот разговор, который возник в 2014 году благодаря Бену Хоровицу и его книге "Легко не будет", где он откровенно рассказал о том, с какими трудностями сталкивается в реальной жизни».
«Предприниматель имеет право говорить о своих промахах и ошибках, только когда он уже зарекомендовал себя. До тех пор окружающие будут преувеличивать любой намек на неудачу», — рассказывает Уоллес, которая сейчас занимает пост вице-президента по развитию в компании Bionic.
По словам основателя компании Zirtual Марен Донован, бесчувственность — это главная проблема Кремниевой долины. В 2015 году предпринимателю пришлось закрыть свою компанию, где на тот момент работало более 400 сотрудников. В блоге на Meduim она рассказала о том, какое давление со стороны инвесторов испытывают предприниматели, вынужденные любыми средствами добиваться роста компании и убеждать всех, что у них все в порядке, даже если это не так.
«В Кремниевой долине признание собственных ошибок и проявление чувств считается одним из самых тяжких нарушений этикета. Я устала пытаться следовать этим правилам», — писала Донован.
Об этом в 2013 году также рассказывала партнер акселератора 500 Startups и сооснователь компании LaunchBit Элизабет Инь, опубликовав в своем блоге заметку под названием «Мы не рвем»:
В прошлом году я столкнулась с молодым основателем одной компании, в которую я недавно инвестировала. Мы поздоровались, и я поинтересовалась, как у него дела. Как и многие другие предприниматели, он был переполнен от восторга: «Великолепно, мы всех рвем. Сейчас собираемся закрыть еще три сделки. А как дела у LaunchBit?».
Как и всегда в таких случаях, я ответила: «Нормально, развиваемся потихоньку», а он удивился: «Что значит — потихоньку? Похоже, прогресс тебя не радует. Неужели дела идут так себе?».
Наверное, я буду первой, кто в этом признается, но мы никого не рвем. Строить бизнес очень тяжело. Когда ты говоришь, что всех рвешь, то подразумеваешь, что ты всегда на коне, стремишься только вверх и вперед и добиваешься всех целей. Но мы-то знаем, что и в бизнесе, и в жизни так не бывает.
Через три месяца компания того парня обанкротилась.
— из публикации Инь
По словам Грос, в Кремниевой долине многие предприниматели вынуждены придавать себе храбрость, чтобы выглядеть уверенно в глазах инвесторов и привлекать еще больше средств. В результате они скрывают собственные слабости, в том числе и необходимость услышать совет.
Все начинается с доверия
В октябре 2016 года на одном из мероприятий Sequoia Capital Брайан Шриер провел параллель между деловыми отношениями и браком: «Любые отношения начинаются с доверия в мелочах, которое со временем растет как снежный ком и помогает надеяться друг на друга в самых тяжелых ситуациях. Поэтому я хочу быть первым абонентом в телефонной книге предпринимателя, чтобы он звонил мне независимо от того, хорошие у него новости, или плохие».
По словам инвестора, он хорошо понимает предпринимателей, поскольку в прошлом сам работал на руководящей должности в Google под началом Шерил Сандберг. «Мы прошли через огонь и воду, и со временем я понял, что мне есть, чем поделиться с людьми», — рассказывает он.
«Самый лучший способ узнать человека поближе — выбраться с ним на природу», — уверен инвестор фонда VTF Capital Уилл Янг. Недавно он пригласил одного из своих предпринимателей в поход по каньону Red Rock.
«Близкие отношения помогают мне по-настоящему оценить, как идут его дела. Обычно мы разговариваем об уровне стресса, о боевом духе команды и о других вещах, которые сложно передать в email-отчете. Также я открыто рассказываю о том, что происходит в моей жизни, над чем я работаю и с какими проблемами сталкиваюсь», — рассказывает Янг.
Стоит ли игра свеч
«Некоторые инвесторы отказываются от такого подхода, считая, что их самый главный актив — это капитал, а не наставничество», — пишет Грос. Среди них сооснователь акселератора 500 Startups Дэйв МакКлюр: «Мне кажется, что главная ценность инвестора — это количество денег, которое он может выложить на стол. А в перспективе — инструкции, как заработать еще больше денег», — рассказывает он.
По мнению Грос, успешность партнерства с инвестором во многом зависит от того, совпадают их ценности, или нет. «В конце концов, предприниматель может пойти совершенно другим путем, эффективность которого в Кремниевой долине недооценивают: отказаться от инвестиций в пользу заемных средств и кредитов».
Это дает основателю компании свободу играть по своим собственным правилам, а также гарантию того, что ему не придется ставить на кон свои убеждения и здоровье, чтобы задобрить инвестора.
— Эйми Грос
«Почему предприниматели соглашаются на деньги инвесторов — это сложный вопрос. Но одно я знаю наверняка: предпринимательство не для малодушных людей. Большинство бизнесменов рано или поздно переживут свою "темную ночь" и затем будут спрашивать себя, стоило ли оно того», — заключает Грос.