ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Россия запустила собственные нефтяные фьючерсы

Россия запустила собственные нефтяные фьючерсы


1-12-2016, 13:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Россия запустила собственные нефтяные фьючерсы

ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Александр Чиженок

На Петербургской бирже стартовали торги поставочными фьючерсными контрактами на экспортную нефть сорта Urals. Это еще один важный шаг в создании российского нефтяного бенчмарка

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) состоялся запуск торгов поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть Urals на условиях поставки FOB порт Приморск, говорится в сообщении торговой площадки. Инструмент, считают на бирже, призван заложить основы нового механизма ценообразования на нефть марки Urals посредством прямого рыночного формирования цены, без привязки к другим нефтяным бенчмаркам, а также путем преодоления разрыва между рынками физической и «бумажной» нефти.

Объем контракта - 1000 баррелей, поставочная партия - 720 тыс. баррелей (100 тыс. тонн), валюта контракта - доллар США. Рубли, наряду с другими активами, принимаются в обеспечение заключения биржевых сделок. В торжественной церемонии, посвященной началу торгов, приняли участие ряд руководителей федеральных ведомств, в числе которых были глава ФАС Игорь Артемьев, первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов и другие.

Участники рынка и эксперты в один голос заявляют, что это «прорывной шаг». Как, к примеру, говорится в приветственной телеграмме Игоря Сечина, главы «Роснефти», «собственный нефтяной фьючерс нужен – торговым и финансовым компаниям, банкам, инвесторам, и в первую очередь нам – нефтяникам. В условиях высокой волатильности рынка российские нефтяные компании смогут максимально использовать все выгоды этого гибкого финансового инструмента – хеджировать риски, эффективно управлять финансами. И конечно, прямой фьючерс на «Юралс» – наше долгосрочное конкурентное преимущество. Нефтяная биржа в Санкт-Петербурге – это и наша весомая заявка на формирование международной цены нефти, на создание нового ликвидного рынка и репрезентативной котировки «Юралс».

«Сегодня мы не просто начинаем торги фьючерсами на Urals Приморск, мы открываем новую страницу в российской нефтяной отрасли, - отметил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов на церемонии запуска торгов. – Два года назад запуск газовых торгов также стал серьезным этапом в работе по созданию реальных механизмов продажи газа. Что касается нефтяной отрасли, наша страна стабильно находится на первом-втором месте в мире по добыче нефти. И, достигая рекордов по добыче, мы должны создавать условия, чтобы наши нефтяные компании и трейдеры, с которыми они работают, имели реальные механизмы перевода финансовых инструментов биржи в возможность физической поставки российской нефти».

Торговля поставочным фьючерсом на нефть сорта Urals на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже - событие достаточно громкое, но в основном за счет того, что ждать этого события пришлось достаточно долго, говорит главный специалист «Алор Брокер» Сергей Королев. По сути, рассказывает он, у нас появится возможность влиять на ценообразование. На сегодняшний день привязка цен Urals к Brent дает дисконт в 1-3 доллара, так как котировку рассчитывает агентство Platts.

Проблема методологии расчета в том, объясняет Королев,что при оценке brent агенство ориентируется на реальные сделки с физической нефтью, количество же их незначительно, и в результате котировка подвержена влиянию отдельных игроков. Теперь же ситуация должна поменяться – привязки нет, дисконта соответственно тоже. Цена сорта Urals будет более стабильна, и гораздо менее зависима от колебаний сорта Brent. Наша нефть высокого качества – содержание серы в не 1.5%, хотя по стандарту до 1.6%. Близкие по качеству к ней – Иракская и Иранская. 

В целом компании получат дополнительную прибыль, и в конечном итоге в бюджет Российской Федерации так же пойдут дополнительные доходы. Плюс ко всему купить фьючерс на бирже может любой желающий, минимальная партия для поставки – 720 тысяч баррелей. Интересно, добавляет аналитик,что на нефти останавливаться мы не будем, уже есть следующий проект – фьючерсный контракт на дизельное топливо. Он может быть как поставочным, так и расчетным, что наверняка вызовет большой интерес у российских и зарубежных трейдеров.

Но успешность или не успешность данного инструмента сейчас, конечно, пока оценивать рано, считает аналитик ГК FOREX CLUB Валерий Полховский. Необходимо подождать хотя бы полгода, посмотреть насколько он будет ликвиден через это время. Будут ли принимать участие в торгах иностранные участники. Однако все это не перечеркивает и безусловную необходимость создания собственного ценового фьючерса. Россия добывает около 11 млн. баррелей нефти в сутки, что составляет около 11,3% мирового производства и должна иметь собственный бенчмарк.

Текущий момент для его запуска в целом более-менее благоприятный, полагает эксперт. В настоящий момент в мире основными эталонами являются европейский Brent и американский WTI. К ним привязано ценообразование почти 90% добываемой в мире нефти. При этом на долю Brent приходится более 50%. Однако, добыча в северном море снижается. Это старое и иссякающее месторождение. В ближайшие 10 лет Brent, вполне возможно, уже не будет выполнять функцию эталона, и Россия может хотя бы предпринять попытку занять его место. Тем более, что, очень значительная часть Urals поставляется в Европу.

Однако, уверен Валерий Полховский, для того чтобы собственный эталон действительно стал интересен для торговли, надо переходить в разряд безпоставочных инструментов. Это привлечет спекулянтов, но зато может существенно повысить ликвидность, и сам фьючерс будет гораздо более эффективно решать задачи хеджирования для потребителей Urals. При этом для развития, безусловно, необходима будет и отмена санкций, снижение градуса геополитической напряженности в отношениях с Западом.

В общем, заключает аналитик, собственный фьючерс шаг в правильном направлении, но  для того чтобы он стал действительно серьезным инструментом, ему предстоит еще очень трудный путь, который, как минимум, продлится несколько лет, при самом благоприятном сценарии. Оптимизм пока сдержанный.


Вернуться назад