В период с 27 по 28 ноября 2016 года в Бахрейне находится российская
бизнес-миссия, организатором которой выступил
Российско-Бахрейнский деловой совет (РБДС) при поддержке ТПП России.
Председателем РБДС является
вице-президент федеральной Палаты Владимир Дмитриев. В заключительной части нашей беседы мы поговорили о перспективных направлениях экономического сотрудничества России.
— Бахрейн может стать деловым и финансовым мостом для отечественного
бизнеса в страны арабского региона. Такое мнение прозвучало
на прошедшем в ТПП РФ сентябрьском заседании
Российско-Бахрейнского делового совета, который Вы возглавляете. Как продвигается строительство этого моста?
— В России Королевство Бахрейн рассматривают как важного партнера
на Ближнем Востоке, влиятельного члена Совета сотрудничества арабских
государств Персидского залива. В последние
два-три года усилились контакты предпринимателей, участились обмены делегациями. Это позволило
бизнес-сообществу двух стран лучше узнать реальные потребности и возможности друг друга.
На мой взгляд, приоритетным направлением дальнейшей работы
Российско-Бахрейнского делового совета должно стать изменение стиля взаимодействия
с бахрейнскими партнерами и перевод созданного за последние годы
потенциала в практическую плоскость, содействие в заключении
двусторонних сделок и реализации инвестиционных проектов.
Хотел бы подчеркнуть, что и российской, и бахрейнской сторонами
предприняты серьезные усилия для того, чтобы деловую часть наполнить
конкретным
бизнес-содержанием. Должен отметить, что состав
членов совета качественно обновился, в него вошли крупные компании,
финансовые институты и иные организации. Есть четкий сигнал компаниям
Бахрейна взаимодействовать с российскими партнерами: речь идет
и о производственном бизнесе, и о финансовом взаимодействии. Большие
перспективы имеются в реализации взаимного интереса к сотрудничеству
малого и среднего предпринимательства. Теперь многое зависит
от российского бизнеса, насколько он сумеет использовать сложившуюся
конъюнктуру и высокий потенциал Бахрейна как возможного импортера
и проводника в другие страны арабского региона, например, продукции
российского агропромышленного комплекса, энергетического машиностроения,
наукоемких отраслей.
— России наиболее близок рынок стран ЕАЭС, СНГ. Как Вы оцениваете
экономическое сотрудничество в рамках этих объединений, в частности,
в плане продвижения российских товаров?
— Если до создания союза речь в основном шла о согласовании общих
подходов в сфере торговли, то ныне на повестке дня стоят куда более
масштабные задачи. Наше экономическое сотрудничество должно охватить
новые сферы и одновременно учесть уже приобретенный опыт.
Эффект от отмены таможенного контроля и свободной торговли мы уже
в основном исчерпали. Поэтому дальнейший рост возможен теперь главным
образом за счет рынка услуг, капиталов и рабочей силы. Мы не должны
забывать, что один только рынок услуг — это больше половины ВВП каждого
из наших государств.
Тем не менее не следует думать, что все проблемы взаимодействия в сфере экономического сотрудничества уже решены.
Во-первых,
несколько лет интеграционного взаимодействия позволили нам обнаружить
ряд проблем, требующих изменения прежних подходов. Поэтому, в частности,
было принято решение о принятии в августе 2016 года новой редакции
Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Прежний документ содержал слишком много отсылок к национальному законодательству
стран-участниц,
и это постоянно создает путаницу и неразбериху. Предприниматели подчас
были не в состоянии понять, как именно они должны оформлять
сопроводительные документы для экспорта и импорта грузов. В кодексе
появился ряд новшеств, которые существенно сэкономят ресурсы бизнеса.
Упрощены таможенные формальности, в результате чего сократится время
на прохождение таможенных процедур, улучшится
бизнес-климат в странах ЕАЭС. Одна из самых главных задач блока — постоянно
увеличивать взаимный товарооборот. А подобный сценарий будет реализован
только в том случае, если сторонам удастся в официально действующих
документах минимизировать количество ограничений.
Во-вторых, никто из членов нашего интеграционного
объединения не собирается отказываться от тех естественных преимуществ,
которыми мы обладаем в силу обилия полезных ископаемых и огромных
площадей, пригодных для ведения сельского хозяйства. В условиях
санкционного давления эти ресурсы как раз и могут позволить восполнить
недостаток инвестиционных средств. Любой новый союз, а тем более
экономический, куда более успешно развивается, когда экономика входящих
в него стран находится на подъеме.
Потенциал России и ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу
колоссален. К примеру, Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия
вместе занимают первое место в мире по добыче нефти и газа, второе
место — по производству минеральных удобрений, третье место —
по производству электроэнергии, выплавке чугуна, сборам пшеницы
и картофеля. Именно поэтому нас не должны пугать никакие санкции.
—
17—19 ноября в Перу прошел саммит АТЭС. Стратегическая цель
стран-членов —
создание к 2020 году в АТР системы свободной торговли и либерального
инвестиционного режима. Достижима ли она, по Вашему мнению? Чего ждать
России на этом направлении?
—
Азиатско-Тихоокеанский регион благодаря интенсивному росту экономик стран Восточной и
Юго-Восточной Азии, а также присутствию в нем США в последние десятилетия получил
статус ведущего мирового центра экономической активности. В этом регионе
сосредоточены такие важные факторы развития, как финансы и высокие
технологии (Китай, США, Япония, Южная Корея, Сингапур), природные
ресурсы (Россия, Канада, Австралия, ЮВА), трудовые ресурсы (Китай, ЮВА),
высокоразвитое сельское хозяйство (Австралия, Канада, США, Новая
Зеландия, Чили и Филиппины), а также огромные рынки для всех видов
товаров и удобные транспортные коммуникации.
Десятилетиями здесь ведут острую конкурентную борьбу и успешно
сотрудничают три крупнейшие экономики — США, Китай и Япония.
Взаимодействие этих трех игроков уже сейчас определяет геополитический
баланс не только региона, но и мира. Несмотря на то, что пока они
непосредственно не являются членами основных торговых блоков в АТР,
во многом именно их позиции, интересы и взаимодействие обусловливают
перспективы развития зон свободной торговли в регионе.
Одновременно усиливается и влияние иных государств региона, пример
чему — растущая конкуренция между японскими и корейскими
промышленниками, повышение роли блока АСЕАН, экономическое усиление
Индии.
До последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС менее интересным
торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран
АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС
во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия
пока может предложить региону главным образом лишь сырье, в то время как
нас интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция,
производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей
сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо
представлены в АТЭС.
Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым
в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить нашу
экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной
и конкурентоспособной.
Подготовлено при поддержке Департамента содействия
инвестициям и инновациям ТПП РФ
Сергей Тюрин,
ТПП-Информ