Саммит АТЭС в Перу проходил под девизом «Качественный рост
и развитие человеческого потенциала». И действительно, на встрече
лидеров много говорилось о поиске новых источников экономического роста
и обеспечении его инклюзивного и устойчивого характера, обсуждалось
развитие региональных рынков продовольствия, методы содействия выходу
МСП на международные рынки, образование и многое другое. Все эти темы
нашли отражение в принятой по итогам саммита Декларации лидеров АТЭС.
Однако наиболее актуальными темами на саммите стали перспективы
формирования
А быть ли АТЗСТ?
Сама идея формирования АТЗСТ была впервые озвучена еще в 2006 г. представителями бизнеса экономик АТЭС [1]. Однако наибольший прогресс был достигнут позднее, в 2014 г., благодаря инициативам Китая. Следует отметить, что и тогда, и сейчас КНР остается одним из основных сторонников скорейшего начала переговоров о создании АТЗСТ.
В этом году одним из двух приложений к основной Декларации лидеров стала Декларация об АТЗСТ (Lima Declaration on FTAAP). Последняя содержит рекомендации, выработанные по результатам Коллективного стратегического исследования(КСИ) об экономической целесообразности формирования АТЗСТ (начато в 2015 г.). Как и следует из названия, КСИ проводилось экономиками совместно и отразило их общее видение наиболее спорных вопросов, связанных с РЭИ.
Обсуждение РЭИ и создания АТЗСТ — традиционные темы для АТЭС. Однако нынешний саммит проходил в условиях заметных тенденций к деглобализации и обострения проблемы несоответствия текущей торговой политики запросам общества и МСП. Это наглядно демонстрируют, например, весьма туманные перспективы ратификации соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) или завершения переговоров о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП).
Беспокойство участников АТЭС по этому вопросу на саммите ощущалось, однако обсуждался он преимущественно в кулуарах. Кроме того, несмотря на то, что КСИ признает неготовность экономик начать переговоры о формировании АТЗСТ в ближайшее время, оно обосновывает данный тезис не общим разочарованием экономик в РЭИ, а практическими проблемами, преодолеть которые призвана вполне конкретная программа дальнейших действий (отражены в Декларации об АТЗСТ). Предполагается, что программа сможет подготовить экономики к масштабной либерализации, которая будет сопровождать формирование ЗСТ на пространстве АТР.
Китайский взгляд на АТЗСТ
Как уже было сказано выше, Китай — основной сторонник создания АТЗСТ. Эта позиция нашла свое яркое отражение и в выступлении председателя КНР Си Цзиньпина на проводившейся параллельно саммиту лидеров Деловом саммите АТЭС (APEC CEO Summit). До недавнего времени основной задачей для Китая являлось закрепление результатов КСИ в качестве результатов т.н. feasibility study (первая стадия переговоров о создании зоны свободной торговли). Более того, в процессе подготовки КСИ Китай даже предлагал внести в него формулировку о том, что переговоры начнутся не позднее 2020 г. Однако ни то ни другое КНР сделать не удалось, поскольку, по сути, среди экономик АТЭС к переговорам об АТЗСТ никто кроме Китая не готов.
Россия, ЕАЭС и АТЗСТ
Россия вместе с Китаем выступает за создание транспарентной торговой системы на основе норм и правил ВТО. Единство мнений по этому вопросу прослеживалось и во время саммита АТЭС. Тем не менее, в отличие от Китая, Россия и ЕАЭС (а именно от лица последнего будут вестись переговоры) еще не могут участвовать в переговорах об АТЗСТ. Это объясняется тем, что ЕАЭС необходимо, с одной стороны, решить внутренние вопросы, а с другой — увеличить свой вес среди рассматриваемых в АТЭС интеграционных блоков, выступающих в роли «фундамента» для АТЗСТ.
Россия активно участвовала в подготовке КСИ. Главным итогом и достижением этой работы стало то, что экономики АТЭС признали важность ЕАЭС в качестве одного из интеграционных блоков, чей опыт необходимо учитывать при создании АТЗСТ. Данный тезис нашел отражение как в основном тексте исследования, так и в подготовленных по его итогам рекомендациях (Декларации об АТЗСТ).
Услуги
Вторыми приложением к Декларации лидеров стала «дорожная карта» АТЭС по обеспечению конкурентоспособности в сфере услуг. Этот документ был разработан в 2016 г. по инициативе Австралии и США. Дополнением к нему стал более масштабный план по имплементации.
Изначально экономики АТЭС, участвующие в переговорах ВТО о Соглашении
по торговле услугами (TiSA) [2] (включая упомянутых выше США
и Австралию), выступали за то, чтобы основной целью «дорожной карты»
было максимальное снятие ограничений для торговли услугами в АТР.
Некоторое время они даже питали надежду на создание «азиатской TiSA».
Однако
Цифровая экономика
Сегодня вопрос развития цифровой экономики обсуждается не только в АТЭС, но и на всех ключевых международных площадках, включая ВТО, «Группу двадцати» и БРИКС.
В целом мировая повестка по цифровой экономике еще находится на стадии
становления, да и в самом АТЭС до сих пор обсуждается вопрос
ее определения. Однако одновременно в рамках форума начинают
прорабатываться более конкретные аспекты цифровой экономики, включая
защиту персональных данных и обеспечение открытости потоков данных;
проблематику больших данных и интернета вещей; ограничение
и регулирование электронной торговли; связанные с развитием цифровой
экономики вопросы защиты прав интеллектуальной собственности
Нынешняя Декларация лидеров вновь подтвердила решимость участников АТЭС и в дальнейшем вести активную дискуссию по данной тематике: в том или ином виде вопросы развития цифровой экономики занимают чуть ли не половину итогового документа.
Таким образом, результаты саммита АТЭС показали, что, несмотря на меняющиеся тенденции развития глобальной и региональной экономики, экономики АТЭС не отказываются от цели по формированию АТЗСТ и готовы предпринять вполне конкретные действия на пути к ее созданию. Одновременно саммит в очередной раз подтвердил важную роль форума в обсуждении наиболее актуальных и, что немаловажно, еще не до конца проработанных вопросов, связанных с региональной экономической интеграцией.
1. Членов форума принято называть «экономиками»,
2. Trade in Services Agreement, TiSA — переговорный процесс по услугам в рамках ВТО с ограниченным числом участников.
Татьяна Флегонтова, директор Российского центра
исследований АТЭС
Анна Кузнецова, младший научный сотрудник
Российского центра исследований АТЭС