С момента подписания первого соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) прошло всего полтора года, но перспективу развития этой новой международной финансовой структуры многие в мире уже оценили. Китай всячески старается подчеркнуть, что данный финансовый институт послужит экономическому и социальному развитию Азии, а не продвижению китайского влияния, о чем так настойчиво твердят США. Чтобы сомнений в интернациональности банка было как можно меньше, вице-президентами АБИИ уженазначены британец, немец, индиец, южнокореец и индонезиец. Ожидается, что к этой команде может присоединиться японец.
Помимо кадровой политики еще одним направлением деятельности банка стало налаживание связей с уже устоявшимися международными структурами. За последние два месяца АБИИ подписал сразу несколько соглашений и меморандумов о взаимопонимании с Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком.
Руководство АБИИ умело применяет традиционный принцип: сначала ты работаешь на авторитет, а затем авторитет работает на тебя. С целью активного вовлечения стран-участниц и новых партнеров избранный лишь в январе 2016 года президент банка Цзинь Лицюнь уже посетил целый ряд стран, в том числе Германию, Польшу, Финляндию, Данию. Подобная тактика представляется руководству банка столь успешной, что на пресс-конференции 31 мая Цзинь Лицюнь заявил, что ожидает увеличения числа стран-участниц банка с нынешних 57 до 100 уже к концу года. С учетом столь интенсивного расширения банк планирует постепенно расширять список стран, в которых он готов финансировать инфраструктурные проекты. Если сейчас политика АБИИ предусматривает инвестиции только в азиатский регион, то в дальнейшем банк планирует расширить его за счет стран, имеющих тесные экономические связи с Азией.
Параллельно с установлением контактов и имиджевыми шагами Азиатский банк инфраструктурных инвестиций готовится к реализации первых проектов. Заявленная направленность инвестиций, по мнению руководства банка, должна удовлетворять экономическим, экологическим и региональным требованиям. Многие государства Азии уже рассчитывают на получение денег от АБИИ. Четыре первых проекта фактически уже определены. Интересно, что лишь развитие энергетических распределительных сетей в Бангладеш можно считать проектом, полностью осуществляемым новым банком. Остальные являются плодом совместного бизнеса с Всемирным банком в Индонезии, с Азиатским банком развития в Пакистане и ЕБРР в Таджикистане. На подходе проект в Казахстане.
Помимо чисто экономического разделения расходов между кредиторами, подключение АБИИ к уже существующим проектам может давать и другие преимущества:
- отсутствие расходов на подготовку проекта, уже разработанного партнерами;
- относительно быстрое получение ощутимого результата, что также идет на пользу имиджу банка, который уже через небольшой период времени сможет похвастаться завершенными проектами.
Хотя руководство банка всячески открещивается от обвинений в продвижении китайской политики, но направленность на развитие транспортных коридоров в Азии, имеющих перспективу сопряжения с планами возрождения Шелкового пути, очевидна. Из первых четырех проектов один – это трасса в Пакистане, стране-транзитере на пути из Китая к побережью Индийского океана, а второй — дорога Душанбе-Узбекистан, также способная стать звеном на пути из КНР к Каспийскому морю.
Для стран, получающих финансирование, подключение АБИИ также несет определенные плюсы. В частности, добавление нового кредитора может потенциально ослабить требования первоначального инвестора в отношении заемщика. Не секрет, что некоторые азиатские государства, например, республики Средней Азии, испытывают определенные трудности в экономике в связи с резким падением цен на мировых сырьевых рынках за последние годы, а, следовательно, не всегда способны выполнять требования, предъявляемые кредитором.
С положительной стороны можно отметить и готовность АБИИ осуществлять кредитование в национальной валюте государств-заемщиков, что снижает их зависимость от курса доллара.
Еще одним фактором является политическая составляющая. Существующие международные финансовые институты заявляют о своей нейтральности в отношении политических процессов, происходящих в регионах инвестирования. Однако все понимают, что за каждым из них стоит то или иное государство или союз, преследующие определенные геополитические цели.
Практически все крупнейшие международные финансовые организации в конце концов замыкаются на страны Запада, которые часто используют экономические методы для достижения политических целей. Даже Азиатский банк развития, ведущую роль в котором играет Япония, обосновано подозревают в том, что его механизмы также используются как средство воздействия не только со стороны Токио, но и Вашингтона. В определенных случаях просматривается следующая схема взаимодействия двух стран: политические и военные вопросы — США, экономика — Япония. В качестве примера можно вспомнить Туркменистан и его довольно политизированный проект газопровода ТАПИ. На политическом уровне проект поддержан США, которые ведут переговоры о размещении своих военных в туркменском Мари, отправном пункте трубопровода. Строительство осуществляет японско-турецкий консорциум, а Азиатский банк развития избран странами-участницами в качестве транзакционного советника по трубопроводному проекту.
Появление прокитайского международного инвестора в лице АБИИ дает странам региона возможность маневра между глобальными игроками. Теперь, подавая заявку на получение инвестиций, они могут попытаться снизить необходимость учитывать политическую составляющую в отношениях с западными державами, играя на возможности обратиться к Китаю.
Эту опасность прекрасно осознают на Западе. Так, глава Европейского инвестиционного банка Вернер Хойер, находящийся сейчас с пятидневным визитом в Китае и подписавший соглашение о сотрудничестве с АБИИ, не преминул отметить, что было бы недальновидно игнорировать такие вопросы, как права человека и перекосы в торговле. Правда, попытки исправить эти перекосы европейцы далеко не всегда стараются решать рыночными способами. Так, в декабре 2015 года ЕС отказался предоставлять Китаю статус рыночной экономики, а в отношении импорта китайской стали европейцы ведут очередные антидемпинговые расследования. Устами своего президента ЕИБ пытается продемонстрировать, что и в отношении третьих стран, претендующих на получение кредитов, европейцы также будут придерживаться стандартов ЕС.
Но в современных условиях финансовая мощь Китая и широкая поддержка со стороны многих азиатских стран дают понять западным инвесторам, что время одностороннего диктата уходит в прошлое. Появление АБИИ, а за ним и Нового банка развития БРИКС способно заставить США, Японию и Европу пересмотреть свои принципы в азиатском регионе, если они хотят сохранить там свое присутствие. Уступки ЕС в отношении Турции ясно показали, что политические принципы - прерогатива сильных, а слабым стоит отложить свою щепетильность до лучших времен.
А что же Россия?
Москва с самого начала поддержала идею создания АБИИ и на сегодняшний день занимает третье место среди крупнейших акционеров банка после Китая и Индии. Государственная Дума РФ ратифицировала соответствующее соглашение о присоединении к банку еще в декабре 2015 года. Величина российского взноса в общий уставный капитал банка составляет 1,31 млрд долларов. Кроме того, Россия объединяет свою дирекцию в банке с Казахстаном и Таджикистаном, что позволит ей влиять на решения совета управляющих и совета директоров банка.
Являясь столь крупным вкладчиком, Россия претендует на представительство в руководящих органах банка. Так, членом совета управляющих АБИИ от России является министр экономического развития Алексей Улюкаев. Москва продвигает свою кандидатуру и на пост одного из вице-президентов банка.
Но, пожалуй, главное — это перспектива привлечения инвестиций банка на реализацию проектов на территории России. Во время саммита «Россия-АСЕАН» в Сочи в мае этого года президент Путин встречался с президентом АБИИ Цзинь Лицюнем. Во время встречи стороны обсудили возможность финансирования проектов на территории России. Понимая, что в настоящее время банк не будет инвестировать средства за пределами Азии, Россия предлагает сотрудничество в рамках проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Владимир Путин во время встречи предложил:
В свою очередь глава АБИИ заверил Президента России, что страна соответствует критериям регионального участника и вправе рассчитывать на финансирование. По словам китайского банкира, дополнительными плюсами при рассмотрении предлагаемых проектов может стать достижение положительного эффекта не только непосредственно в стране, где реализовывается проект, но и в граничащих с ней государствах.
Всего, по словам главы минвостокразвития Александра Галушки, Москва передала банку на рассмотрение 16 проектов общей стоимостью 8 млрд долларов. Эти и другие проекты, возможно, вынесутна обсуждение в ходе первого ежегодного заседания совета управляющих АБИИ, запланированного на 25-26 июня 2016 года в Пекине.
Похоже, что на этот раз Россия осознает, чего хочет, и попытается использовать транспортную составляющую, предлагая АБИИ развитие альтернативных путей из Азии в Европу. В силу сложившихся обстоятельств, привлечение иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты в России затруднено, сотрудничество с АБИИ же дает возможность осуществить масштабные проекты. Кроме того, азиатская направленность деятельности банка может положительно сказаться и на внутренней политике российского государства, последнее время уделяющего все больше внимания развитию восточных регионов страны.