ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Южный Судан в переделе мирового нефтяного рынка
Южный Судан в переделе мирового нефтяного рынка23-03-2016, 14:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Южный Судан в переделе мирового нефтяного рынкаНапряжённость в самом молодом государстве мира Республике Южный Судан продолжает расти. Только за три недели марта ситуация в Южном Судане обсуждалась в Совете Безопасности ООН дважды, а считая с января – в пятый раз. Независимость богатой нефтью южной части Судана была провозглашена в июле 2011 года, а в 2013 году здесь вновь вспыхнула гражданская война и в положении перемещенных лиц оказались более 2,3 миллиона человек. В начале марта СБ ООН принял резолюцию, продлевающую санкции в отношении Южного Судана. Несмотря на то, что первоначальный проект резолюции представлял собой пространный документ на 12 страницах, окончательный текст уместился в несколько строк. Такая эволюция проекта отражает раскол по вопросу о Южном Судане среди постоянных членов СБ ООН. США и другие западные державы добиваются усиления эмбарго на поставки в Южный Судан оружия, тогда как Россия выступила за полное исключение раздела об эмбарго из проекта. Кроме того, Россия, Китай и ряд других стран возражают против какого бы то ни было упоминания о нарушении Мирного соглашения, подписанного в августе 2015 года. Эти же страны выступают и против оценки некоторых новых законов, принятых парламентом Южного Судана. Российский представитель заявил, что такие оценки являются вмешательством во внутренние дела страны. 17 марта Совет Безопасности ООН принял новое заявление, в котором Совет в довольно жесткой форме потребовал: 1. Правительство Южного Судана и оппозиция полностью и незамедлительно присоединяются к постоянному прекращению огня. 2. Правительство Южного Судана, оппозиция и все другие стороны в полной мере сотрудничают в деле полного осуществления мер по обеспечению безопасности в столице страны Джубе. 3. Президент, первый вице-президент и вице-президент занимают свои посты в переходном правительстве национального единства. Последний пункт выглядит несколько необычным и нуждается в объяснении. Дело в том, что в начале марта противоборствующие стороны подписали соглашение о создании правительства единства, в котором лидер оппозиции Риек Мачар должен был стать вице-президентом. Однако все сроки вышли, а Мачар так до сих пор и не прибыл в столицу, чтобы занять свой новый пост. Ситуация в стране тяжёлая. Падение цены на нефть для страны, 98% бюджета которой формируется за счёт нефтедобычи, имеет критическое значение. В связи с вооружёнными столкновениями между различными группировками (политическими, этническими и просто борющимися за пастбища) значительная часть населения - 3,9 миллиона человек - столкнулась с острым дефицитом продовольствия. По состоянию на октябрь 2015 года около 40 000 человек, проживающих в южной части штата Юнити, испытывали жесточайшую нехватку продуктов питания, что вело к гибели людей от голода. Впрочем, к статистике ООН по Южному Судану следует относиться осторожно. Согласно только что опубликованному докладу верховного комиссара ООН по правам человека, за время политического кризиса в Южном Судане погибло более 50 тысяч человек. Однако правительством страны эта цифра оспаривается. После того как власти Южного Судана указали на недостоверность этой цифры, выяснилось, что в ООН не могут объяснить, каким образом там производили расчёты. Всего несколько недель назад гуманитарные организации говорили о 10 тысячах погибших, но и их цифра не подтверждена ссылками на методику подсчёта. Ооновские чиновники обвиняют в сложившемся положении и главу южносуданского государства, и лидера оппозиции. Вот, например, что говорится в докладе Комиссии экспертов СБ ООН по Южному Судану от 22 января 2016 года: «Президент Салва Киир и узкий круг старших военачальников и руководителей служб безопасности … ведут агрессивную войну, сопровождающуюся нападениями на гражданское население и широкомасштабным уничтожением имущества на общинном уровне. Тем временем лидер Народно-освободительного движения Судана Риек Машар продолжает заниматься изысканием финансовых средств и оружия для ведения войны и продвижения своих личных политических амбиций в ущерб миру» (1). Обвинения всех без исключения действующих лиц южносуданской драмы может говорить о наличии плана полной замены механизма власти в Южном Судане - и правительства, и главных фигур оппозиции. Хотя такая радикальная зачистка политической сцены маловероятна, внешние силы успешно играют на этническом характере политического размежевания в стране. Всё это происходит на фоне призывов ООН к созданию Специального международного трибунала по Южному Судану (2). Главная причина бушующей здесь войны – природные богатства территории. Южный Судан занимает первое место в мире по количеству крупного и мелкого рогатого скота на душу населения (31 миллион голов скота на 8 миллионов населения), обладает запасами железной руды, меди, хрома, цинка, вольфрама, слюды, золота, серебра, алмазов. Страна располагает также крупнейшими запасами редких пород дерева. Весьма перспективно здесь развитие гидроэнергетики. Однако главное богатство Южного Судана - нефть (третье место в Африке по запасам этого сырья). Есть и ещё одна «проблема» Южного Судана, которая делает его объектом давления со стороны «мирового сообщества» (читай: западных держав). Это Китай. Главным инвестором в нефтяной сектор экономики Южного Судана является Китайская национальная нефтяная корпорация. Попытка Южного Судана контролировать нефтедобычу в сотрудничестве с Китаем озлобили тех, кто организовывал отсечение нефтеносной территории от Республики Судан (Хартум). Поэтому попытки полной замены механизма власти в Южном Судане будут продолжаться. 1) Заключительный доклад Группы экспертов по Южному Судану, учрежденной резолюцией СБ ООН № 2206 (2015) // Документ ООН: S/2016/70 от 22 января 2016 г. 2) Августовское соглашение 2015 года предусматривает создание Специального международного трибунала под эгидой Африканского союза. Автор – Александр МЕЗЯЕВ. Вернуться назад |