ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Южные фермеры нашли сбыт по сети

Южные фермеры нашли сбыт по сети


23-03-2016, 13:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Южные фермеры нашли сбыт по сети

Формирующийся на Юге спрос на экологически чистые продукты позволяет местным фермерам сделать прорыв. Продажа свежей сельхозпродукции в онлайне замещает мини-рынки, которые в большинстве городов исчезают как класс

В Москве и Петербурге продажа эко-продуктов через интернет — уже привычный бизнес, который покрывает спрос приверженцев органических продуктов, от овощей и фруктов до молочной и мясной продукции. На юге России подобная ниша образовалась только недавно: спрос формируется, прежде всего, городским населением, во-первых, ввиду недостатка в таких товарах на прилавках супермаркетов. Произведённые промышленным способом овощи, фрукты, молоко и т.д. так или иначе подвергаются воздействию удобрений, тепловой обработке; а кто-то из покупателей не доверяет сведениям о составе, даже если утверждается, что продукт абсолютно натуральный.

Вторым двигателем фермерского прогресса в торговле стало последовательное избавление от мини-рынков и торговых палаток, которые и были основным торговым каналом мелких производителей. С 1 февраля 2013 года в силу вступил Федеральный закон «О розничной торговле», который разрешает осуществлять рыночную деятельность только в специально обустроенных крытых павильонах, что привело к сокращению торговых мест. Но «облагороженные» рыночные площади, как правило, имеют довольно высокий уровень арендной платы, да и редко какой фермер сам становится за прилавок. Некоторые задачи сбыта решаются «ярмарками выходного дня», учреждёнными руководителями как Краснодарского края, так и Ростовской области, однако они удобны не всякому потенциальному потребителю эко-продукции: количество ярмарок на территории городов оставляет желать лучшего.

Построение онлайн-прилавка

Решением в ответ на запрос горожан, которых тревожит ненатуральность продуктов в традиционной рознице и отсутствие товаропроводящего звена у фермеров, стала онлайн-торговля. В Ростове-на-Дону и Краснодаре в последние годы открылся целый ряд проектов, и экономические показатели их деятельности говорят о том, что это крайне востребованная сегодня бизнес-модель. Краснодарский онлайн-магазин «Ладушка органик» существует с лета 2012 года, став первым подобным проектом в регионе. Первоначальные вложения окупились в течение первого года работы. По словам основателя компании Марины Ляховец, показатели прибыли зависят от сезона, но сегодня магазин расширяется, найдя возможность сделать вложения в развитие.

Интернет-магазин фермерских продуктов «Поздний завтрак» открылся в Краснодаре в ноябре 2014 года, и после года работы проект окупился на 60%. «Бизнес развивается умеренными темпами, потому что люди не привыкли покупать онлайн, существует проблема недоверия. Однако те, кто стал нашими клиентами, сервисом довольны», — подчёркивает директор по развитию «Позднего завтрака» Ксения Сергиенко. Ростовский интернет-магазин «Телега» работает на рынке фермерских продуктов с апреля 2015 года. Руководитель проекта Дмитрий Зарубин отмечает, что прирост прибыли составляет в среднем 45% в месяц. Ожидается, что бизнес выйдет на окупаемость спустя год существования.

Интернет-магазины предлагают своим клиентам мясо, птицу, рыбу, сыр, молоко и молочную продукцию, яйца, хлеб, бакалею и кулинарию. А вот овощи, фрукты и зелень берут на реализацию не все. По словам Дмитрия Зарубина, их магазин не продаёт растительную продукцию, так как в растениеводстве традиционно используется много химических добавок, и очень сложно найти натуральные помидоры или огурцы по приемлемой цене, которую покупатель готов платить.

Поставщики интернет-магазинов — фермеры Ростовской области и Краснодарского края, получившие необходимые сертификаты, подтверждающие экологичность продукции. Представители интернет-магазинов, по их словам, лично осматривают хозяйства, чтобы познакомиться с производителем и посмотреть, в каких условиях выращивается или содержится будущая еда, кроме того, обеспечивается лабораторная проверка качества.

 04-28.jpg

Надежда на рестораторов

Основные клиенты интернет-мага­зинов — люди с доходом выше среднего. Стоимость продуктов потребительской корзины в интернет-магазинах в среднем на 50% выше, чем в розничных торговых точках. В частности, по данным Ростовстата, на 18 января 2016 года средняя цена 10 штук яиц в Ростовской области составляет 66,93 рубля. В «Телеге» это же количество яиц дороже на 55,38% и стоит 150 рублей. Краснодарстат на 18 января 2016 года свидетельствует о том, что 10 штук яиц в Краснодарском крае в среднем стоят 69,01 рубля. В «Позднем завтраке» и в «Ладушке Органик» десяток яиц можно купить на 46,92% дороже, за 130 рублей. Один литр молока в «Телеге» стоит 100 рублей, что на 51,59% выше средней цены по Ростовской области, которая составляет 48,41 рубля. На Кубани средняя цена литра молока — 45,73 рубля. В «Позднем завтраке» этот же продукт стоит 87 рублей за литр, в «Ладушке Органик» — 85 рублей, что в обоих случаях превышает среднестатистическую цену более чем на 50%. На Дону килограмм охлаждённой курицы в среднем обойдётся покупателю в 123,97 рубля. В «Телеге» эта же птица продаётся по 270 рублей. В Краснодарском крае средняя цена за один килограмм охлажденной курицы — 141,10 рубля, в «Позднем завтраке» килограмм курицы стоит 294 рубля, в «Ладушке органик» — 247 рублей.

В условиях кризиса при такой разнице цен интернет-магазинам эко-продуктов будет трудно привлечь массового потребителя, чтобы увеличить прибыль. Но предприниматели планируют развиваться в ресторанном направлении, так как сегмент HoReCa формирует сегодня устойчивый спрос на аналоги товаров, подпавших под действие ввозных санкций. «Телега» и «Поздний завтрак» в настоящее время ведут переговоры о поставке продуктов с рядом кафе и ресторанов Ростова и Краснодара соответственно. «Пока мы поставки не производим, но уже получаем много заявок на будущее», — говорит Дмитрий Зарубин. «Ладушка органик» тоже развивает направление HoReCa и на данный момент ведёт поставки ряда позиций в несколько заведений в разных городах Краснодарского края. «Это не просто бизнес-задача, но и некая идеологически важная для меня вещь. В городе и крае множество прекрасных заведений со своим стилем, своим лицом. Я вижу развитие кубанской ресторанной гастрономии в том, чтобы, зайдя в хороший ресторан, человек мог поесть блюда именно из кубанских продуктов», — отмечает Марина Ляховец.

Выход в офлайн

Дальнейшее развитие бизнеса его представители связывают с выходом в офлайновую торговлю. Возможность покупателя познакомиться с фермерским ассортиментом «вживую» должна снизить эффект недоверия и привлечь новых клиентов как в традиционный магазин, так и в интернет. Подобные проекты уже начинают реализовываться: торговый центр «Мега Адыгея-Кубань» пригласил проект «Поздний завтрак» разместить торговую точку для популяризации фермерских товаров, «чтобы люди понимали, что в регионе есть здоровое питание, а фермеры выращивают продукты не только для заработка, но и тщательно следят за качеством», — говорит генеральный директор «Позднего завтрака» Надежда Зыкова. Магазин открылся в прошлом ноябре, а в марте 2016 года ТЦ «Мега» совместно с «Поздним завтраком» планируют провести фермерскую ярмарку, кроме того, г-жа Зыкова говорит о планах открыть несколько собственных торговых точек в I квартале 2016 года.

«Ладушка органик» открыла свой первый традиционный магазин в сентябре прошлого года. По итогам работы четырёх месяцев стала видна разница в структуре спроса и составе потребительской аудитории, которая значительно расширилась по сравнению с аудиторией интернет-магазина. Представитель «Ладушки» подчёркивает, что особенность Краснодара в том, что многим необходимо перед покупкой посмотреть на товар, оценить его, получить подробную консультацию сотрудника.

В апреле в торговой галерее международного конгрессного центра «Хаятт Ридженси Ростов Дон-Плаза», который строится к Чемпионату мира по футболу 2018 года, проект «Телега» открывает рынок фермерских продуктов «Телега-маркет», который займёт площадь около 700 кв. м. Его создатели утверждают, что «это будет совершенно новый уровень фермерских магазинов». Дмитрий Зарубин объясняет необходимость выхода на традиционные прилавки тем, что спрос на эко-продукты уверенно растёт, равно как и спрос фермеров на сбытовые каналы. Фермеры охотно соглашаются на сотрудничество с онлайн-магазинами, так как руководители таких проектов работают с аграрниками на их условиях: покупают продукцию по цене, установленной фермером.

«У фермеров день расписан по минутам. На реализацию продукции надо тратить своё время и деньги, которых у них порой нет. Поэтому мы помогаем им реализовывать продукты, чтобы они могли заниматься только качеством», — объясняет Ксения Сергиенко.

Кроме того, интернет-магазины в ближайшее время рассчитывают на увеличение числа поставщиков. В условиях импортозамещения на Юге появилось много новых сельхозпроизводителей, которые создают качественную продукцию и ищут эффективные рынки сбыта. Таким образом, они являются потенциальными поставщиками для магазинов фермерских продуктов. Особенно эта тенденция заметна в производстве сыров. «Появляются новые молодые компании, у которых качество не хуже, чем у тех производителей, которые работают на этом рынке длительное время», — отмечает Дмитрий Зарубин.


Вернуться назад