ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Европейские санкции против России - нонсенс. Еврокомиссия ведёт дело к ужесточению административного контроля над рынком газа

Европейские санкции против России - нонсенс. Еврокомиссия ведёт дело к ужесточению административного контроля над рынком газа


27-02-2016, 10:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Европейские санкции против России - нонсенс

Петр ИСКЕНДЕРОВ |
 

 

В странах Европейского союза всё громче звучат голоса в пользу отмены антироссийских санкций. После того как федеральный канцлер Германии Ангела Меркель дала понять, что готова снять санкции, жесткое заявление сделал премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который назвал санкции ЕС против России «нонсенсом», добавив, что «чем скорее они будут отменены, тем лучше». 

Санкционная война с Россией всё больше тяготит европейцев. Тем более что экономика требует от них прямо противоположного подхода. Это, в частности, подтвердил состоявшийся на днях визит в Москву премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, назвавшего Россию партнером своей страны и высказавшего нехитрую, но важную и своевременную мысль: «Без соответствующих хороших экономических контактов между Россией и Венгрией венгерская промышленность будет просто недееспособна».

Достаточно сказать, что Россия обеспечивает потребности Венгрии в нефти на 75%, а в природном газе - на 65%. В декабре 2015 года Газпром продлил с венгерскими партнерами контракт на поставки российского природного газа до конца 2019 года. А 40% используемой в Венгрии электроэнергии производится на построенной при участии России АЭС «Пакш», модернизировать которую собирается опять-таки российская компания «Росатом».

Виктор Орбан также дал понять, что на предстоящем в июне саммите Евросоюза антироссийские санкции не будут продлены автоматически, они станут предметом всестороннего обсуждения.

Разумеется, финансово-экономические соображения – сильный аргумент в пользу постепенного отрезвления европейцев, многие из которых сознают, кому на самом деле выгоден разрыв торговых связей между ЕС и РФ. Один из авторитетных французских предпринимателей, глава инвестиционной компании Thomas Vendom Investments Жан-Пьер Тома говорит, что антироссийские санкции не позволяют экономике его страны расти примерно на 0,5% ВВП в месяц. Политическая инициатива в вопросе о санкциях исходила и продолжает исходить от США, но потери несет Европа, у которой торговый оборот с Россией в 10 раз больше, чем у США. Как подчеркивает Жан-Пьер Тома, теряет в данном случае не Америка, а Европа. 

Значительные потери несет Германия. По данным национального экономического института Ifo, индекс делового настроения в стране упал в феврале больше, чем предполагали даже аналитики-пессимисты: до 105,7 пункта по сравнению с 107,3 в прошлом месяце и при прогнозе в 106,7 пункта. Речь идет о постоянном ухудшении перспектив крупнейшей экономики Европы, отмечают германские эксперты, связывающие данное обстоятельство в том числе с продолжающимся кризисом в торгово-экономических отношениях Германии и России. Предварительный февральский индекс менеджеров по закупкам показал сокращение деловой активности в производственном секторе Германии до 15-месячного минимума.

Однако экономические потери – лишь часть проблем, порождаемых санкциями. Другая часть связана с углублением общественно-политического кризиса ЕС, который, пойдя на конфликт с Россией, одновременно оказался под ударом волны беженцев. Европейский союз оказался беспомощным перед массовой миграцией с Ближнего Востока, европейские политики – лживыми, а приток беженцев представляет собой самый серьезный вопрос, с которым Евросоюз столкнулся с момента его основания – таково мнение министра иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петера Сийярто. По его прогнозам, возникший кризис будет представлять проблему «в течение многих лет», а число людей, прибывающих в ЕС, в 2016 году будет еще больше, чем в 2015-м. 

Европе необходимо защищать свои внешние границы, требовать, чтобы мигранты соблюдали правила страны ЕС, в которую они въезжают, а затем искать «коренные причины» миграции на континенте, включая войну в Сирии. И здесь, по мнению главы венгерского внешнеполитического ведомства, помочь Евросоюзу может как раз находящаяся под евросанкциями Россия. Без соглашения России и США решение сирийского кризиса было бы невозможным, убежден Петер Сийярто. 

Однако есть еще один немаловажный фактор, побуждающий европейские элиты искать пути сближения с Россией в обход Вашингтона и Брюсселя, – это настроения собственных избирателей. Опросы общественного мнения в большинстве стран-членов Евросоюза показывают рост популярности патриотических сил, выступающих против диктата Еврокомиссии, за последовательное отстаивание национально-государственных интересов, за развитие сотрудничества с Россией. Ближайшая «проба сил» ожидается на парламентских выборах в Словакии 5 марта, где евробюрократию может ожидать шок в виде успеха Народной партии «Наша Словакия» во главе с Марианом Котлебой.

Один только перечень предвыборных тезисов этой партии повергает в ужас Брюссель: «Анти–НАТО», «Диктат Брюсселя», «Анти–ЕС», «Цыганский экстремизм». 

По данным независимых словацких средств массовой информации, партия Котлебы способна набрать свыше 12% голосов, заняв второе место вслед за партией премьера Фицо SMER. При этом официальные социологические службы даже пытаются не включать Народную партию «Наша Словакия» в опросные листы, забывая, как в ноябре 2013 года Мариан Котлеба, несмотря на все прогнозы, победил во втором туре выборов губернатора словацкого региона Банска-Бистрица с 55% голосов.

Так что Европейский союз меняется, и перемены эти уже видны воочию.

 

Еврокомиссия ведёт дело к ужесточению административного контроля над рынком газа

Игорь ТОМБЕРГ |
 

Газпром не видит причин менять контрактную модель для рынка Европейского союза и, в частности, переходить на ценообразование, основанное на спотовых ценах, которые складываются на газовых хабах ЕС. Об этом заявил заместитель председателя правления российской компании Александр Медведев в интервью агентству Bloomberg. Он отметил, что «цена на континентальных хабах по-прежнему очень сильно коррелирует с ценой нефти, которая учитывается в формуле цены долгосрочных контрактов». 

Данное заявление можно рассматривать как ответ на представленный на прошлой неделе Еврокомиссией (ЕК) новый пакет инициатив, направленных на реформу сложившейся в Европе системы поставок энергоносителей, в том числе контрактов на покупку российского газа. 

По идее инициаторов, этот пакет инициатив, иначе называемый «регламентом РЕМИТ», направлен на повышение иммунитета Евросоюза к возможным перебоям в поставках газа, увеличение прозрачности европейского энергетического рынка и рост солидарности стран-членов союза, говорится в пресс-релизе ЕК. На деле же речь идет о жестком административном контроле рынка энергоносителей, и прежде всего газа, со стороны Европейской комиссии в лице Агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER). Фактически вводится запрет для компаний-импортеров стран ЕС на заключение контрактов на поставку газа без одобрения Еврокомиссии.

В случае принятия так называемого регламента РЕМИТ страны ЕС будут обязаны предварительно информировать Брюссель о намерении заключить соглашения в области энергетики с компаниями не входящих в Евросоюз государств, в случае если поставки покрывают более 40% локального рынка. Под это новое требование в Европе подпадает только одна компания - российский Газпром. Против него (соответственно против России) и направлены новые инициативы Еврокомиссии.

Чиновники ЕК будут участвовать в подготовке соглашений и оценивать их на предмет соответствия нормам конкуренции и энергобезопасности. Кроме того, ЕК получит доступ к уже заключенным межправительственным соглашениям, в том числе газовым контрактам с РФ, и сможет раскрыть прежде сохранявшиеся в тайне параметры. Причем список данных, подлежащих раскрытию, весьма широк и включает информацию, традиционно относящуюся к коммерческой тайне участников сделки.

1. Стороны контракта, зарегистрированные в качестве участников рынка (information on the parties to the contract with id of the market participant)

2. Дата контакта (contract date)

3. Тип контракта (contract type)

4. Тип товара (energy commodity)

5. Цена или формула цены (price or price formula)

6. Оценочная сумма контракта (estimated notional amount of the contract)

7. Валюта контракта (the currency of the estimated notional amount)

8. Контрактные количества (volume optionality capacity)

9. Типы продуктов по контракту (volume optionality)

10. Механизм индексации цены (fixing index)

11. Элементы формулы цены (fixing index sources)

12. Опционы по контракту (option details)

13. Точки сдачи (delivery point or zone)

14. Дата начала поставок (delivery start date)

15. Дата окончания поставок (delivery end date)

16. Тип загрузки (load type)

В случае если Еврокомисия найдет в соглашениях нарушения норм ЕС, она будет готова оказать содействие стране в пересмотре этих договоров. В крайнем случае долгосрочные газовые контракты могут быть аннулированы: соответствующие полномочия должен получить Европейский суд юстиции, отмечают источники в Брюсселе.

Регламент РЕМИТ направлен, в первую очередь, против сложившейся в торговле с Европой системы долгосрочных газовых контрактов. В случае его введения в полном масштабе Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER) получит возможность заставлять участников рынка пересматривать условия ранее заключенных контрактов, что делает позицию поставщика весьма уязвимой. Начинается приведение в жизнь давней мечты брюссельских чиновников о действиях «единым фронтом» в отношениях с Газпромом. 

Таким образом, российскую газовую монополию медленно, но верно вынуждают отказаться от системы долгосрочных контрактов с европейскими потребителями газа. Это особенно опасно в условиях резкого падения газовых цен. Ведь поставщик в случае жесткого контроля со стороны регулятора лишается возможности маневра, игры на объемных и ценовых дисбалансах, что ведет к сокращению и без того падающей прибыльности поставок газа. Не говоря уже об окупаемости существующих и запланированных проектов в сфере газовой инфраструктуры.

Пока не ясно, как отреагируют на инициативу Европейской комиссии национальные регуляторы отдельных европейских стран и традиционные импортеры российского газа. Регламент РЕМИТ вступит в силу после одобрения Европарламентом и Советом ЕС. Если регламент будет принят (что, по всей видимости, произойдёт),  России снова придется адаптироваться к меняющимся условиям на европейском рынке. 

 


Вернуться назад