25 января Cheniere Energy поведала миру о том, что обратилась с просьбой о вспомоществовании к 13
финансовым учреждениям на сумму $ 2,8 млрд. с целью обслужить долги
начала века (проект по импорту СПГ).
С чем связан этот выход на паперть? Помимо того, что подобные выходки не
приняты в лучших домах Лондону и Парижу, ибо организацией
финансирования обычно занимаются специально на то уполномоченные
конторы, так и сумма удивительная.
Плановые выплаты по долгам Sabine Pass LNG за весь 2016 г. составляют
$ 1,66 млрд. На что так срочно понадобились дополнительные деньги?
Объяснения самой компании (ввиду январской клоунады с первой отгрузкой
СПГ и изничтожающего корпоративный дух поведения руководства) мало
интересны. Тем более, что возможность самостоятельно разобраться в
ситуации на основании данных, которые Cheniere пока ещё держит в
открытом доступе, имеется. Осталось лишь этой возможностью
воспользоваться.
Близится март, но ожидаемого ещё в январе введения в строй
модернизированного трубопровода Creole Trail, посредством которого
Cheniere Energy намеревается снабжать сырьём свой завод по сжижению
(Sabine Pass Liquefaction), не случилось.
Напомню, так выглядит проект (крупнее, pdf).
Рис. 1
Если мы зайдём на сайт
компании, ткнём курсор в надпись «Pipeline» (трубопроводы) и в
открывшемся окошке выберем опцию «Informational Postings», увидим
нынешнее состояние трубы.
Рис. 2
Красный квадратик на северном конце трубы - компрессорная станция
(Gillis). В этом месте «Тропа» подключена к 3м трубопроводам, по которым
газ транспортируется на северо-восток США:
- Texas Eastern Transmission (TETCo), владелец Spectra Energy Partners, LP;
- Transco, владелец Williams Partners, LP;
- Trunkline, владелец Energy Transfer Partners, LP.
Необходимости «верить» моим картинкам нет, данные доступны любому желающему.
Рис. 3
- Синие столбики - количество газа, доставленного на сжижение (CT 200111-…- SPLIQ-D).
- Красная кривая - количество импортного регазифицированного СПГ
(Sabine Pass LNG Rec), переданного американским потребителям по
газопроводу Creole Trail.
Как видим, 17 февраля первая очередь сжижения (Sabine Pass
Liquefaction) практически вышла на проектную загрузку в 600 млн.
кубофутов (17 млн. м3) в день. Впечатление от достигнутого
успеха портит следующее обстоятельство: доставка газа на сжижение в
необходимом объёме стала возможна только после прекращения движения
импортного потока. То есть, 38-и миль труб, обозначенных на карте
проекта синим цветом (14+24), пока не существует. Возможность реверса
отсутствует, как и доступ к ПХГ. Данный факт - повод платить, а в
перспективе и каяться.
В ноябре на терминал Sabine Pass LNG было доставлено 118,5 тыс. тонн (164 млн. м3)
импортного СПГ. Осуществлялись ли поставки СПГ в декабре и январе -
ещё не известно ввиду специфики публикации EIA своих данных.
Даже если новых поставок не было, в резервуарах на сей момент осталось, приблизительно, 97 тыс. тонн СПГ (134 млн. м3).
Какое-такое обстоятельство принудило Chevron и Total остановить поставки импортного газа своим клиентам?
Варианты:
1. Cheniere выкупила этот газ и оплатила поставки потребителям (примерно 500 тыс м3 в день) из местных источников.
2. Руководители Chevron и Total прониклись духом атлантической
солидарности и забыли о том, что Cheniere драла с них $ 253 млн. в год
за право эксплуатации резервуаров, причалов, регазификации и
трубопровода, которым они так и не смогли воспользоваться в полной мере.
Поскольку первый вариант видится мне более реалистичным, скажу, что
действия импортёров, скорее всего, продиктованы стремлением выбить из
шерифа деньги. А какой ещё смысл переть в штаты тринидадский СПГ по $ 7 \ млн.бте при цене на хабе Генри $ 2 \ млн.бте накануне объявленного начала отбора газа для сжижения?
Наивно думать, что дело ограничилось упомянутыми объёмами. Что мешает
повторить операцию «развод шерифа на бабки» через месяц? Вопрос с
причалами, резервуарами и трубой надо решать кардинально. Сумма
отступных в $ 1млрд. импортёров, полагаю, устроит (а что, 7 лет по 253
миллиона… пожалуй, нормально, если выплата будет осуществлена
единовременно). Впрочем, не держал, настаивать не стану.
Проблемы на этом не исчерпаны.
С 1 декабря 2015 г. по 21 февраля 2016 г. у Creole Trail образовался
дефицит пропускной способности 8 379 504 млн. бте (235 млн м3) в день, вчера было 8 097 297 млн. бте (227 млн. м3) в день.
Сегодня эта цифра соответствует 5и суткам работы трубы, но темп роста
дефицита впечатляет: ещё несколько дней назад он не превышал 4 500 000
млн. бте (к сожалению, точнее сказать не могу, поскольку не догадался
тогда скачать файл с данными).
Каким, спрошиваетя, образом?
Поставка газа на первую очередь сжижения, согласно планам компании,
должна была начаться в декабре. С добытчиками и менеджментом упомянутых
выше трубопроводов были заключены соответствующие контракты, в которых,
несомненно, оговорены штрафные санкции за неисполнение обязательств. Что
происходило с отбором газа в действительности, видно на моей картинке.
Дополнительная головная боль - невозможность доставки готового
продукта непосредственно на терминал (Sabine Pass LNG Del). Дефицит
пропускной способности продуктопровода на сегодня составил 9 173 млн.
бте (186 тонн СПГ) в день, что явилось причиной снижения объёмов газа,
доставленного на сжижение после 17 февраля.
Думаю, проблема будет решена в ближайшие дни, в марте первый груз таки
будет отправлен и команда газовоза «Energy Atlantic», по сю пору
болтающегося у берегов Луизианы, таки увидит край этого долгого рейса.
Текущая пропускная способность Creole Trail в направлении с севера на
юг - 1,5 млрд. кубофутов в день. Таким образом, если стояние на паперти
оказалось успешным, требуемая сумма получена, а договорённость с
Chevron и Total об их отказе от права пользования инфраструктурой
состоялась, проблем с работой двух первых очередей сжижения (600 млн.
кубофутов каждая) возникнуть не должно. Проблемы начнутся позже.
Итак, племя Импорткезов (пострадавшие от несостоявшегося пока масштабного импорта СПГ в США) на шерифе оттопталось.
Что же касается остальных, поставивших крестик под соглашением с
Cheniere Energy об экспорте СПГ из США, то по этому поводу имеются
следующие соображения.
1. Никаких, достойных внимания, фактов, подтверждающих слухи о том, что
кто-то из них участвовал в финансировании строительства заводов по
сжижению, либо уже оплатил сжижение, в сети не нашлось. Буду
признателен, если меня поправят, но, по всей видимости, по тому, что
таковых не существует.
2. Если мы прочитаем набранный мелким шрифтом текст под этой красивой картинкой:в презентации для инвесторов
узнаем, что первый фиксированный платёж от BG ($ 520 млн) шериф получит
только после первой отгрузки с первой очереди, кое обстоятельство,
видимо, явилось причиной январской клоунады Cheniere и приключений
матросов «Energy Atlantic».
3. Коммерческая эксплуатация экспортного терминала должна начаться в
конце 2016 - начале 2017 г.г. В этой связи абсолютно не понятно, что
означают заявления представителей Cheniere о том, что разрешения FERC
на таковую до сих пор не получено. И что будет, если регулятор этого
разрешения не даст.
4.
Рис.4
Количество пущенных в эксплуатацию скважин в 2015 г. снизилось на 32% относительно 2014 г.
Рис.5 Без комментариев.
Подозреваю, на шерифе оттопчутся все.
Призывать деятелей из EIA к откровенности не имеет смысла. Но если они
продолжат публиковать анекдоты вместо статистики, над ними скоро будет
потешаться весь мир.
Да и факт приглашения арабами Новака к переговорам о снижении добычи
говорит о том, что добыча в штатах - фсё, сдулась, саудитам об этом
известно и можно снижать добычу у себя, не рискуя потерять долю рынка.
В заключение хотелось бы сказать о личном отношении к мероприятию «экспорт СПГ из США».
Ни в коем разе не желаю, чтобы Cheniere Energy (а её заводы - половина
от строящихся в США мощностей) накрылась медным тазом. И штатам, и
Европе будет весьма полезно какое-то время потаскать на шее эту
чугуниевую чушку. Ну и просто хочется стать свидетелем "экспорта"
американского СПГ с берегов Луизианы на принадлежащий GDF Suez терминал
Эверетт в американском же Массачусетсе.
Вернуться назад
|