ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Санкционная осечка США

Санкционная осечка США


13-12-2015, 12:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Санкционная осечка США
Санкционная осечка США
Американцы вынуждены признать, что не могут обойтись без российских ракетных двигателей.

В 2014 году был введён запрет на использование российских ракетных двигателей в американской космонавтике. Таким образом, США пытались наказать Россию за воссоединение с Крымом.

И вот, не прошло и двух лет, в США пошли разговоры о том, чтобы отменить его, сообщает «Политнавигатор».

У сенатора Джона Маккейна истерика: он настаивает на санкциях против России, предъявляет обвинения крупным компаниям, таким как Boeing Co или Lockheed Martin Corp, что они «неуместно» и «незаконно» используют российские ракетные двигатели в своих запусках, убеждает в поддержании слома монополизации в конгрессе… Эксперты в один голос твердят, что истерика Маккейна абсолютно бессмысленна, а этот запрет фактически не выполнялся, потому что американцы прекрасно понимают, что не смогут обойтись без наших двигателей, замену РД-180 на данный момент найти невозможно.

Правда, какие-то попытки всё же делаются. Так в марте этого года начальник центра космических и ракетных систем ВВС США генерал-лейтенант Самуэль Гривз заявил, что американское ведомство объявило конкурс на разработку ракетных двигателей, которые должны прийти на смену российским РД-180.

В рамках этой программы власти США намерены были в 2015 году заключить контракты на 160 миллионов долларов с четырьмя подрядчиками, которые в свою очередь должны будут изыскать, по меньшей мере, треть средств на разработку прототипа двигателя.

Но, судя по последним данным, успехом эта деятельность пока не увенчалась.

— По сути, никакого запрета не было и нет, - говорит научный руководитель института космической политики Иван Моисеев. — Американцы пытались ввести ограничения на использование российских ракетных двигателей для гражданских запусков. Это абсолютно нерационально. Строить такие двигатели самостоятельно американцы пока просто не в состоянии. Притом, что финансовые траты на разработки огромны. В том, что Маккейн ярый сторонник делать ракетные двигатели самостоятельно, я вижу отголоски борьбы за бюджетные деньги.

То есть сам запрет на использование российских двигателей не выполнялся до сих пор?

— Да, в США был судебный процесс по этому поводу, очень много разговоров, но запрета как такового не было. Кстати, началась эта история по нашей инициативе. Это некто из российских политиков анонимно заявил, что мы можем ввести ограничения на продажу ракетных двигателей и космическая отрасль американцев «забуксует». Потом это неоднократно поддерживалось на уровне вице-премьера и, естественно, все эти разговоры привели к тому, что у американцев появился проект, получивший значительное финансирование.

— Но сам запрет формально все-таки существовал. Как тогда осуществлялась транспортировка?

— Мы регулярно поставляем в Соединённые Штаты ракетные двигатели. Разовые партии, они не так часто бывают, по 24 двигателя, контракт подписан до 2017 года, на 100 двигателей в целом. Этот контракт будет выполнен, если ничего чрезвычайного не произойдёт — ему ничего не угрожает. А дальше будет все зависеть от того, как они сами решат. Помимо этого наш «Энергомаш» подписал контракт, и будет поставлять двигатели для частной американской фирмы.

По мнению действительного академического советника Академии ракетных наук Российской Федерации Юрия Зайцева, американцы в обозримом будущем не смогут обойтись без наших двигателей.

— Я с самого начала не сомневался, что этот запрет отменят. А самому Маккейну больше ничего не остаётся, кроме как возмущаться и предъявлять обвинения. На чем «Атлас» летать будет? Маккейн может биться в истерике сколько угодно, но ракеты остались без двигателя, поэтому американцы вынуждены закупать наши двигатели.

— Запрет формально ещё есть, тем не менее, контракт подписан до 2017 года, как это понимать?

— Очень просто. У них оставалось определённое количество двигателей. Какое-то время в новых не было надобности. А сейчас, видимо, все израсходовали, значит, нужны новые.

Циклы изготовления двигателей, минимум, один год. Двигатели требуют тщательной проработки. Кстати, часть деталей продолжает производить украинский завод в Днепропетровске. Так что с момента «отдачи команды», пару лет точно должно пройти, и этот контракт, соответственно, мог быть подписан и до запрета. И сейчас, они отменят этот запрет, и опять оформят новый контракт на несколько лет.


Вернуться назад