В октябре Федеральная резервная система, которая занимается отслеживанием уровня задолженности американской экономики, пересмотрела свои оценки и увеличила совокупный долг США сразу на 2,7 трлн. долл. – с 59,4 до 62,1 трлн. долл. (по состоянию на середину 2015 года). В относительном выражении совокупный долг вырос с 330% до 350% ВВП. Сделано это было незаметно. Были изменены формы статистической отчетности, общая цифра долга США теперь не приводится. Для специалистов, впрочем, не представляет особой сложности такую цифру получить.
Известная консультационная компания McKinsey в феврале 2015 года обнародовала доклад по долговой ситуации в мире на 2014 год. Если в 2000 г. уровень мирового долга составлял 246% мирового ВВП, то к началу финансового кризиса в 2007 году он уже достиг, по данным McKinsey, 269% ВВП.
И вот на середину 2015 года ФРС дает данные, на фоне которых бледнеют оценки McKinsey. В ежеквартальных статистических обзорах ФРС имеется статистика не только по долгам, но и по нефинансовым активам основных секторов американской экономики. Оценка долгов по отношению к нефинансовым активам дает более наглядную картину, чем оценка долгов по отношению к ВВП. Важны именно нефинансовые, физические, реальные активы, которые в отличие от активов финансовых имеют внутреннюю стоимость. К финансовым активам сегодня, мягко выражаясь, отношение у кредиторов и заимодавцев настороженное, сами банкиры называют их «финансовой пеной». Между прочим, по данным ФРС, величина финансовых активов всех секторов американской экономики составляет астрономическую сумму 203 трлн. долл. (12-кратное превышение годового ВВП США).
В табл.1 приведены основные элементы оценки нефинансовых активов в секторе государственного управления США.
Табл. 1.
Нефинансовые активы государства США (конец 2 квартала 2015 г.; млрд. долл.)
|
Здания и другие объекты недвижимости
|
Оборудование
|
Интеллектуальная собственность
|
Итого нефинансовые активы
|
Федеральное правительство
|
1,50
|
0,74
|
1,00
|
3,24
|
Правительства штатов и местные власти
|
9,62
|
0,25
|
0,13
|
10,00
|
Итого активы расширенного правительства
|
11,12
|
0,99
|
1,13
|
13,34
|
*Нефинансовые активы в виде зданий, оборудования и объектов интеллектуальной собственности (по балансовой стоимости)
**Долги по кредитам и займам в виде размещения ценных бумаг.
*** Активы за вычетом долгов
Источник: Federal Reserve Statistical Release. Financial Accounts of the United States (September 18, 2015). Table B.1. Derivation of U.S. Net Wealth. Table D.3. Debt Outstanding by Sector.
|
Примечательно, что на уровне штатов и местных властей пока имеет место превышение активов над долгами. А вот на уровне федерального правительства прослеживаются негативные тенденции, даже несмотря на то, что после финансового кризиса 2007-2009 гг. Белый дом, американское казначейство (Министерство финансов), Конгресс США объявили о жесткой бюджетной политике. Активы федерального правительства за 2010-2015 гг. увеличились лишь на 0,28 трлн. долл., а долги по кредитам и займам – почти на 4 трлн. долл. В середине 2015 года чистый долг федерального правительства составил 11,25 трлн. долл. против 7,84 трлн. долл. в конце 2010 г. Если в 2010 году долги превышали активы в 3,56 раза, то в 2015 году - уже в 4,47 раза. С точки зрения критериев оценки финансового положения обычной компании федеральное правительство США – безнадежный банкрот. И процедуру его банкротства надо было начинать давно.
Однако то, что мы находим в официальных статистических данных ФРС и Минфина США, не даёт исчерпывающей картины американского государственного долга. Скрупулезно отслеживается лишь статистика государственного долга, создаваемого кредитами и займами, размещаемыми в виде облигаций и других ценных бумаг. Но ведь имеются и другие обязательства. Например, обязательства в связи с выполнением социальных программ, выплатой бюджетникам заработной платы, пенсионерам – пенсий, безработным – пособий и т.п. Здесь объемы невыполненных бюджетных обязательств растут, как снежный ком.
Попробуем посмотреть, как выглядит долговая позиция американской экономики в целом (все сектора). Вот распределение нефинансовых активов по секторам на середину 2015 года (трлн. долл.):
федеральное правительство – 3,24;
правительства штатов и местные власти – 10,00;
домашние хозяйства – 30,22;
некорпоративный бизнес нефинансового сектора – 12,09;
некорпоративный бизнес финансового сектора – 0,02.
Итого на нефинансовые активы всех фигурирующих здесь секторов экономики приходится 55,57 трлн. долл. Нефинансовых активов явно не хватает на покрытие всех долгов, покрытие составляет лишь 89%.
Крупной составляющей активов американской экономики оказываются активы корпоративного бизнеса, они измеряются показателем рыночной стоимости (капитализации) акций компаний и банков. На середину 2015 года показатель капитализации корпоративного сектора экономики составил 29,60 трлн. долл. Но в настоящее время акции на фондовом рынке сильно переоценены, рынок перегрет, на нем надуваются пузыри. Если за корпорациями нефинансового сектора экономики еще стоят реальные физические активы, то за банковскими корпорациями таких физических активов почти нет.
По оценкам ФРС, рыночная капитализация банковских корпораций составила 7,46 трлн. долл. Вместе с тем при самой либеральной оценке физические активы банковских корпораций могут измеряться не триллионами, а в лучшем случае сотнями миллиардов долларов. По оценкам ФРС, банки, не имеющие статуса корпораций (акционерных компаний), располагают реальными активами в размере лишь 16,6 млрд. долл. Что касается корпораций нефинансового сектора, то их капитализация оценена в 22,14 трлн. долл. Учитывая, что на рынке акций нефинансовых корпораций сегодня надувается пузырь, лучше обратиться к более ранним оценкам. Так, в конце 2010 года рынок акций нефинансовых корпораций не был еще перегрет, суммарная капитализация составляла 14,36 трлн. долл. Ее и можно взять в качестве ориентира, более объективно отражающего балансовую стоимость реальных активов. То есть Федеральный резерв завысил оценку активов корпоративного сектора примерно в два раза. По нашим оценкам, нефинансовые активы всего корпоративного сектора можно принять равными 14,50 трлн. долл., а совокупные нефинансовые активы всех секторов экономики США в середине текущего года составили около 60 трлн. долл. Это уже не покрывает всех долгов американской экономики по кредитам и займам.
Идём дальше. Чтобы оценить чистые активы американской экономики, статистические службы ФРС учитывают чистые требования всех секторов экономики США к нерезидентам. Если чистые требования со знаком «плюс», то чистые активы (и национальное богатство) США увеличиваются. Если со знаком «минус», то чистые активы США уменьшаются. Так вот, чистые требования США к нерезидентам были оценены как минус 5,47 трлн. долл. Иначе говоря, это чистый долг всех секторов американской экономики перед другими странами. Справка: финансовые требования американских резидентов к нерезидентам составили в середине 2015 г. 17,51 трлн. долл. Встречные требования нерезидентов к американским резидентам равнялись 23,40 трлн. долл. Такое нездоровое соотношение держится уже многие годы, и это яркое проявление паразитизма США.
Из полученной нами выше оценки реальных активов американской экономики (60 трлн. долл.) следует вычесть чистый внешний долг США в размере 5,47 трлн. долл. После этой операции мы получим чистые реальные активы американской экономики, равные примерно 54,5 трлн. долл. Их и можно рассматривать как реальное обеспечение долгов американской экономики. Получаем: степень покрытия долгов американской экономики реальными активами составляет лишь 87,5%. Если бы к экономике США применялись такие же подходы, как к обычным компаниям, то корпорацию America Inc. надо было бы подвергнуть если не банкротству, то уж точно - санации.
Этот осторожный вывод мы делаем на основе статистики ФРС, которая отслеживает далеко не все долги. Из альтернативных оценок совокупного долга последнего времени можно назвать исследование Экономического университета Калифорнии (Сан-Диего) под руководством профессора Джеймса Гамильтона (опубликовано в августе 2013 года). В этом исследовании общая сумма долга США в конце 2012 года определяется в 70 трлн. долл. (для сравнения: оценка ФРС на тот же момент времени - 57,4 трлн. долл.). Такая оценка совокупного долга учитывает так называемые забалансовые операции и забалансовые долги органов государственного управления на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Согласно расчётам Д.Гамильтона, относительный уровень совокупного долга США достигал в 2012 году почти 440% ВВП страны.
Однако и оценки калифорнийских экономистов не дают полной картины. Все перечисленные выше виды долгов экономисты и юристы обычно называют «рыночными долгами» (market debts), «контрактными долгами» (contract debts) и т.п. Это финансовые обязательства, которые зафиксированы в договорах, контрактах иных юридических документах и связаны с движением ссудного капитала. В отношении таких долгов ведется тщательный учет, при необходимости осуществляется переоценка контрактных долгов с учетом рыночной ситуации (изменение процентных ставок по долговым бумагам и т.п.), реструктуризации долговых бумаг и т.д.
Помимо этого имеются долги, которые можно назвать «социальными обязательствами» (social liabilities). Речь идёт об обязательствах государства перед своими гражданами в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, пособий разным категориям лиц (безработным, малоимущим, многодетным семьям и т.п.). Это не только текущие обязательства, но и обязательства будущих периодов. Исследований по вопросам социального долга США в последние годы было много. Одно из последних - доклад авторитетного вашингтонского Института Катона (автор - Майкл Таннер), опубликованный в 2015 году. Согласно этому докладу, государственный долг США в 2014 году составил не 18 трлн. долл. (как указано на сайте ФРС), а 91 триллион долларов. «Это происходит потому, что они не включают в нее необеспеченные обязательства по таким программам, как социальное и медицинское страхование. И хотя они не отражаются в официальном балансе страны, тем не менее, они представляют собой юридические обязательства правительства США. Ожидающийся дефицит по этим программам увеличивает госдолг до непостижимых 91 триллиона долларов», - сообщает Институт Катона. Обратим внимание: в докладе речь идет о необеспеченных социальных обязательствах. Власти о таких обязательствах быстро забывают.
С учетом всех имеющихся соображений по расчёту совокупного долга США можно с полной уверенностью утверждать, что корпорации America Inc. никакие санации уже не помогут. Соединённые Штаты Америки – полный банкрот.