Президент России прибыл в Астану, с тем чтобы встретиться с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а также принять участие в очередных заседаниях Совета глав государств СНГ и Высшего Евразийского экономического совета.
На 15 октября в Астане намечены мероприятия в рамках государственного визита. На переговорах на высшем уровне планируется обсудить перспективы торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия, включая реализацию крупных проектов в сферах энергетики, транспорта, исследований космоса и промышленной кооперации, сообщает официальный сайт президента России.
16 октября президент России примет участие в очередных заседаниях Совета глав государств СНГ и Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). На саммите ВЕЭС с участием президентов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России основное внимание будет уделено развитию интеграционных процессов в рамках объединения. В повестку дня также включены вопросы международной деятельности, укрепления сотрудничества с другими интеграционными структурами и странами.
Отношения России с Казахстаном и сотрудничество в самых различных областях в настоящий момент находятся на довольно высоком уровне.
С другой стороны, еще одним важным партнером Казахстана является Китай.
Не так давно председатель КНР Си Цзиньпин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали совместное заявление о новой стадии всесторонних отношений стратегического партнерства. Это обязательно будет способствовать стыковке национальных стратегий развития, углублению двустороннего деятельного сотрудничества и продвижению общего развития и процветания.
Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, заинтересован развивать отношения как с Россией, так и с Китаем, однако в западных СМИ часто проскальзывает мысль о том, что Россия и Китай ведут борьбу и конкурируют в Центральной Азии.
Некоторые аналитики считают, что Средняя Азия превратится чуть ли не в поле боя для тех держав, которые намерены усилить там свое влияние, и часто задаются вопросом о том, кто победит в этой битве.
Новый Шелковый путь
Амбициозный проект Китая – Новый Шелковый путь, который был запущен Китаем, может сильно изменить страны Центральной Азии.
Этот проект обещает инвестиции в размере десятков миллиардов долларов, и если он действительно будет реализован, то это приведет к улучшению экономической ситуации во многих странах Центральной Азии, которые в прошлом были республиками СССР.
Тем не менее идея наращивать экономическую зависимость от Китая во времена нестабильности в экономике не поддерживается абсолютным большинством в странах Центральной Азии.
Однако, как отмечает издание Financial Times, этот проект, направленный на региональную интеграцию стран Центральной Азии, может привести к конфликту с Россией, которая продвигает проект Евразийского экономического союза.
Кроме того, отмечается в статье Financial Times, в рамках этого проекта Китай станет ближе к границе с Афганистаном, что осложнит для Пекина задачу оставаться не вовлеченным в политические и военные вопросы региона.
Объемы торговли Китая со странами Центральной Азии
За последние двадцать лет Китай стал самой важной державой в регионе, и многие страны Центральной Азии предвкушают поток китайских инвестиций, который они рассматривают как последнюю возможность спасти экономики своих стран, которые в последнее время переживают не самые простые времена, что угрожает политической стабильности в этих странах.
Торговля между Китаем и пятью постсоветскими республиками – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном – вырос с $1,8 млрд в 2000 г. до $50 млрд в 2013 г., по данным МВФ. Таким образом, за последние годы Китай стал крупнейшим торговым партнером региона.
Кроме того, Китай ведет активную деятельность в сфере инвестирования, он инвестирует в самые разные сферы экономики, и в настоящий момент маловероятно, чтобы российский капитал или капитал западных стран смог составить Китаю конкуренцию.
В Казахстане на китайские компании приходится почти пятая доля всей добычи нефти в стране.
В Туркменистане, на территории которого располагаются крупные месторождения газа, Китай стал главным покупателем туркменского газа – 61% экспорта в прошлом году. Свою роль сыграло строительство газопровода Центральная Азия - Китай в 2009 г.
В более бедных странах региона Китай также стал важным игроком на рынке. Так, китайские компании инвестируют в строительство НПЗ и заводов по производству цемента в Кыргызстане и Таджикистане, а также в строительство дорог и тоннелей по всему региону.
Так, заместитель министра финансов Таджикистана в прошлом году в интервью FT заявил, что Пекин планирует инвестировать $6 млрд в Таджикистан в течение следующих трех лет – эта сумма эквивалентна двум третьим ВВП страны.
Исторические связи
Несмотря на то что Китай стал самым важным и самым крупным торговым партнером стран Центральной Азии, ему не так просто продвигать свой проект, так как в Центральной Азии очень сильна историческая связь с Россией и Турцией, а политики в странах Центральной Азии зачастую с подозрением относятся к Китаю.
Однако многие полагают, что Шелковый путь – это всего лишь формализация присутствия Китая в регионе, а не какой-то план по захвату власти и экономического доминирования. При этом есть и те, кто полагает, что Шелковый путь стал вызовом и конкурентом для проекта, продвигаемого Москвой – проекта Евразийского экономического союза.
При этом власти стран отмечают, что эти проекты не являются конкурентами, а развиваются параллельно, каждый из которых будет приносить экономическую выгоду странам Центральной Азии.
Так, во время визита Си Цзиньпина в Москву главы двух стран подписали декларацию о сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и проектом Шелкового пути.
Аналитики отмечают, что Китай начал инвестировать в страны региона в 1990-е гг.
Это было связано с тем, что спрос на сырьевые товары в Китае резко вырос, а страны Центральной Азии являются самым ближайшим источником нефти, газа, урана, меди и золота. Кроме того, Пекин стремился развивать отношения с вновь образовавшимися независимыми государствами.
Более того, коренные жители Синьцзяна - уйгуры - имеют много общего с уйгурским населением Центральной Азии в области культуры, языковых особенностей и религии.
При этом аналитики отмечают, что Китай, который уделяет особое внимание развитию экономических связей, пока не оказывает существенного влияния в военной сфере в регионе.
Китай уже оказывает военную помощь Кыргызстану и Таджикистану. Но так как экономическое и политическое влияние Китая в регионе растет, многие полагают, что Китай рано или поздно будет вовлечен и в вопросы безопасности в регионе.
Новый путь на рынок
После запуска проекта Шелкового пути аналитики прогнозируют, что основная доля инвестиций будет приходиться на развитие инфраструктуры и другие секторы.
Так, в Хоргосе на границе Казахстана и Китая эти изменения уже сейчас становятся заметными.
Уже сейчас количество контейнеров, которые поставляются из Китая в Европу через Казахстан, выросло в 18 раз в период с 2011 по 2014 гг. По прогнозам в текущем году оно вырастет еще вдвое.
Этот путь особенно привлекателен для компаний, выпускающих электронику, таких как HP, так как позволяет поставлять товары быстрее, чем по морю.
Путь из Китая в Европу занимает 14-16 дней по сравнению с поставками по морю, которые могут длиться месяц или больше, хотя стоимость транспортировки одного контейнера по суше составляет около $9 тыс. по сравнению с $3 тыс. по морю.
Государственная железнодорожная компания Казахстана Kazakhstan Temir Zholy (KTZ) инвестировала около 245 млрд тенге ($900 млн) в строительство транспортного терминала, который начал работу в августе. А китайская провинция Цзянсу объявила о намерении инвестировать $600 млн в течение пяти лет в логистику и развитие промышленных зон в Хоргосе.
Конкуренция или сотрудничество?
Россия и Китай заинтересованы в том, чтобы страны Центральной Азии были стабильны как в политической, так и в экономической сферах.
Обе эти страны имеют тесные связи со странами региона, и обе они стремятся наращивать сотрудничество, которое принесет выгоду всем сторонам этого процесса.
Если говорить о сырьевых товарах, то страны Центральной Азии ни в коем случае не могут считаться конкурентом России в области поставок сырья в Китай (кроме Туркмении, объемов которой, однако, недостаточно, чтобы полностью покрыть растущие потребности Китая и вытеснить Россию с китайского газового рынка).
С другой стороны, России выгодно развивать сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза.
И потом нельзя сбрасывать со счетов исторически тесные связи стран Центральной Азии с Россией – это и языковая, и культурная общность, а также тот факт, что многие граждане этих стран едут на заработки именно в Россию.
Таким образом, можно говорить не о конкуренции, а скорее о сотрудничестве России и Китая в регионе, в особенности это касается тех направлений и сфер, где интересы Пекина не противоречат интересам Москвы, а в каких-то случаях даже дополняют их, например в сферах политики и безопасности в контексте противодействия проникновению в регион радикального ислама и ограничению здесь американского влияния.
Кроме того, взаимодействие Китая с Россией существенно облегчается наличием общего с четырьмя из пяти стран Центральной Азии (Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном) института – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): хотя Туркменистан формально не является членом ШОС, тем не менее он де-факто также вовлечен в процессы взаимодействия со странами-членами данной Организации.
В итоге, несмотря на наличие определенных сложностей и противоречий, которые неизбежно возникают в отношениях между странами, можно говорить об успешном сотрудничестве Китая и России в Центральной Азии, где двум державам удается дополнять друг друга и координировать свои действия.
Вернуться назад
|