Подавляющее большинство проблем в мире у людей, компаний и государств начиналось и начинается с долга. Пока он небольшой, у должника создается впечатление, что он может по нему расплатиться в любой момент. Такое даже довольно часто встречается. Однако гораздо чаще бывает так, что постепенно и сравнительно незаметно для должника долг начинает расти. Ведь когда средств не хватает, а хочется жить лучше, чем возможно при существующем уровне доходов, и находятся такие, кто не просто готов дать в долг, а просто настаивает на этом, то какой обычный человек сможет устоять перед таким искушением? На это способны немногие. По мере того, как люди увязают в долгах, растут и их проблемы, но качественные перемены происходят тогда, когда наступает момент, когда должник по тем или иным причинам уже не может расплатиться по своим обязательствам. Взять в долг для стран и их правительств выглядит еще более заманчивым делом, чем для обычного человека. В отличие от обычного человека правительство той или иной страны может брать в долг сравнительно безболезненно, поскольку в подавляющем большинстве случаев оно обычно не планирует рассчитываться по сделанным долгам. Если кому-то и придется так поступать, то скорее всего это будет уже какое-то последующее правительство, сформированное совершенно другой победившей партией. Демократический избирательный процесс и многопартийная система создают самые благоприятные условия для того, чтобы правительство той или иной страны делало все новые и новые долги. К тому же ни бывшее, ни действующее правительство не несут никакой ответственности за то, что они жили не по средствам и влезали в долговую кабалу к своим кредиторам. Не им лично в конечном итоге придется рассчитываться по государственному долгу, когда счет предъявят к оплате, а всему населению страны. Таким образом, правительственные и государственные долги на текущем этапе развития общества представляют собой механизм перераспределения финансовых средств в пользу конкретных физических лиц, находящихся при власти в данный конкретный момент времени, за счет всего остального общества в настоящем и будущем. С учетом того, что временной разрыв может составлять годы, а то и десятки лет, подобная схема для многих лиц, оказавшихся в правительстве, может выглядеть более чем привлекательной. Нечто подобное мы наблюдаем сейчас в случае с Грецией. На фоне готовности в очередной раз продать население страны международным кредиторам одновременно с этим премьер-министр Греции выпрашивает у них очередной кредит, который пойдет на погашение уже сделанных ранее и существующих ныне долгов греческого правительства. Это позволит западным банкам-кредиторам избежать возможного банкротства, которое могло последовать за дефолтом Греции, и в очередной раз хорошо заработать, при этом никакой пользы ни стране, ни ее населению от этого нет и не будет. Полученные средства смогут лишь частично закрыть старые долги, увеличить общую сумму долга и на пару-тройку лет вновь отложить финальную развязку, в течение которых правительство сможет распродать часть имеющейся у Греции собственности иностранцам, не забыв естественно при этом и себя любимых. Вопрос о дефолте Греции или дальнейшем увеличении ее налогового бремени представляет собой наглядную иллюстрацию того, чьи интересы в реальности отстаивает ее правительство. В первом случае, несмотря на всю его сложность и тяжелые последствия, это суверенные национальные интересы Греции и ее населения, во втором, это интересы международных банков, транснациональных картелей и наднациональных органов власти, которые таким путем лишают греков последних остатков суверенитета и национального достоинства. Финал драмы может иметь далеко идущие последствия, но с учетом того, что пока ситуация развивается по второму сценарию, самым интересным может оказаться вопрос о том, сколько сребреников получит лично нынешний премьер-министр за свои действия от власть предержащих и успеет ли их потратить.
Вернуться назад
|