29 мая в Казахстане (г. Бурабай) состоялось совещание глав правительств стран СНГ. Участвовали премьер-министры всех стран Содружества, кроме Украины. Основными вопросами, рассмотренными на совещании, стали принятие межгосударственного антикризисного плана и меры по дальнейшему развитию торговых и инвестиционных связей между странами-членами СНГ. Как отметил российский премьер Дмитрий Медведев, тенденции на мировом рынке говорят о том, что страны СНГ, учитывая их экономико-географическую и технологическую взаимозависимость, нуждаются в более высоком уровне координации внутри- и внешнеэкономической политики. При этом странам Содружества, находящимся за рамками Евразийского экономического союза, полезно присмотреться к опыту ЕАЭС по выработке и реализации согласованных экономических решений.
Участники совещания отмечали, что промышленная продукция стран ЕАЭС, как и транспортная, электроэнергетическая сети этого объединения, всё более востребованы другими членами Содружества. Кроме того, введение в действие с 2013 года зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ с участием 11 стран в сочетании с созданием Евразийским экономическим союзом аналогичных зон за пределами постсоветского пространства способствует образованию обширной сферы многостороннего экономического партнёрства. В ближайшее время ожидается подписание соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом; дорабатываются аналогичные соглашения ЕАЭС с Китаем, Египтом, Турцией, Индией, Чили, Монголией, Израилем, Лаосом. Рассматривается возможность создания зон свободной торговли с Новой Зеландией, Швейцарией, Исландией.
Уже сама география планируемых ЗСТ, говорящая о сдвиге внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ЕАЭС в целом на Восток, разрушает западнический пропагандистский миф о международной изоляции России.
Как пояснил автору Роберт Абдуллин, президент Международной организации кредиторов, «рынок ЕАЭС всё более привлекателен для многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Во-первых, это практически единый рынок, с которым зарубежным партнерам удобнее иметь дело, чем с отдельными странами-участницами. А во-вторых - это отмечалось на недавнем Венском экономическом форуме СНГ и Восточной Европы - российская экономика - «центровая» для СНГ и ЕАЭС - преодолевает кризис более высокими темпами, чем предполагалось ранее. Такая динамика положительно влияет на экономику всего ближнего зарубежья». А этот фактор, считает Р. Абдуллин, стимулирует интерес к долгосрочным экономическим связям и с СНГ, и с ЕАЭС, и между странами этих объединений.
Схожую оценку совещанию в Бурабае дал и белорусский премьер Андрей Кобяков: «Форум глав правительств стран СНГ показал, что основные усилия этих стран ныне направлены на совместное преодоление негативной фазы в экономике. А один из главных пунктов совместного антикризисного плана - это действия наших макроэкономических ведомств. Которые позволили бы сделать так, чтобы предпринимаемые сторонами шаги по меньшей мере не наносили ущерб своим партнерам».
По расчетам специалистов, совместные интеграционные проекты ЕАЭС и СНГ позволят повысить их совокупный ВВП более чем на 20%. А с учетом образования новых зон свободной торговли совокупный промышленный экспорт стран ЕАЭС увеличится не менее чем на треть; других стран Содружества - на 15-20%.
В то же время открытие благодаря механизмам ЗСТ рынков Китая, Вьетнама, Египта, Индии, Турции позволит, по имеющимся оценкам, увеличить совокупный экспорт РФ и Белоруссии в означенные страны металлургического оборудования и энергооборудования на 20-25%, оборудования для строительства железных дорог - минимум на треть, средств производства в сфере химической промышленности - на 15-20%. А, например, объем российского экспорта горнодобывающего и геологоразведочного оборудования в Чили, Монголию и Лаос в случае создания зон свободной торговли с этими странами увеличится не менее чем на 20%.
В то же время российская сторона сможет восполнить возникший в результате западных санкций дефицит некоторых видов оборудования и продовольственной продукции импортом в режиме свободной торговли из указанных стран, а также из Швейцарии, Исландии, Новой Зеландии. Причем сделать это можно будет по менее высоким ценам, чем цены на продукцию стран-участниц антироссийских санкций. Скажем, ввоз рыбоперерабатывающего оборудования и рыбопродуктов из Исландии обойдётся на 15-20% дешевле; продукции станко-, машино- и приборостроения из Швейцарии - дешевле на 13-17%; оборудования для агропромышленного комплекса из Новой Зеландии - минимум на 15%.
Важным итогом совещания в Бурабае стало то, что этот форум показал: Евразийский экономический союз имеет реальные шансы стать ядром экономической интеграции постсоветского мира.