ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Проблема долга США и эксперимент Шредингера ("The National Interest", США)
Проблема долга США и эксперимент Шредингера ("The National Interest", США)27-05-2015, 11:24. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Проблема долга США и эксперимент Шредингера ("The National Interest", США)Почему американская долговая бомба не взрывается… Пока... Уровень долга, пожалуй, является колоссальным, однако процентные платежи не находятся на самом высоком историческом уровне.
В ходе известного эксперимента Шредингера (Schrodinger) кошку помещают в закрытую коробку с механизмом, обладающим возможностью выделять цианид в течение часа в зависимости от скорости атомного распада. Особенность квантовой механики состоит в том, что пока ведется наблюдение, кошку можно рассматривать как живую, так и мертвую — одновременно. Этот мыслительный эксперимент хорошо подходит для оценки нынешней ситуации, связанной с долгом федерального правительства. В настоящий момент в упомянутой «коробке» находится беспрецедентный по своему объему долг, однако конечный результат можно будет оценить только после того, как все уже произойдет. И это является частью проблемы. Во многом подобно цианиду Шредингера уровень долга Соединенных Штатов может быть надежно ограниченным или смертельно высоким, а оценка в данном случае зависит того, увеличатся ли в будущем процентные выплаты, и, если да, то насколько. Нам не известно ни время, ни порядок увеличения процентных ставок в будущем — не говоря уже об уровне того долга, который нужно будет рефинансировать. Это означает, что ситуация с долгом находится в определенном смысле между раем и адом. Нам просто не известно, взорвется ли она, а если взорвется, то мы не знаем, когда это произойдет. Несомненно, есть причины для того, чтобы проявлять по этому поводу беспокойство. Абсолютная величина долга, накопленного федеральным правительством, находится на беспрецедентном уровне — 18,1 триллиона долларов, и при этом долг перед разного рода инвесторами составляет 13 триллионов долларов. Это поразительная сумма, однако сам по себе уровень долга не дает полной картины, поскольку в нем не учитываются расходы на выплату процентов, связанных с накопленным долгом. Отношение долга к ВВП — часто используемый показатель. Он привлекает внимание, им просто пользоваться, и он выглядит угрожающе. (Долг в 100% по отношению к ВВП означает, на самом деле, что в том случае, если бы весь ВВП пошел на оплату долга, то потребовался бы один год для того, чтобы его полностью погасить). Однако это несовершенный показатель. Сам ВВП не может быть использован для оплаты долга, и, кроме того, существует вопрос о реальном, а также о номинальном использовании ВВП. ВВП — это показатель потребления, но он также включает в себя правительственные расходы, наличные товары и трансферные платежи — ни один из них не следует считать показателем, который пытается предоставить информацию о задолженности государства или о его способности оплатить долги. Значительно более важным показателем может быть сумма доходов, получаемых правительством, то есть его налоговые поступления. ВВП не содержит в себя указаний относительно будущих доходов правительства или даже о потенциальных правительственных доходах. Отойдя от нашего предмета на минуту, мы не должны забывать о том, что другие страны провели десятилетия с долгом, намного превышавшим 100% в соотношении долг/ ВВП (например, Япония) — и без существенных последствий. Такое же количество критики заслуживают и злоупотребления с показателями «долга». Количество долга (в определенной степени) не имеет существенного значения — до тех пор, пока погашение процентов продолжает оставаться осуществимым. Более значимый и более прямой путь для оценки серьезности долговой зависимости страны — это сравнение доходов правительства с расходами на погашение процентов по своему долгу, то есть соотношение «платежи к доходу». Проще говоря, сколько правительство смогло собрать денег в течение фискального года, сколько правительство потратит на погашение процентов в течение фискального года и как эти данные выглядят на фоне показателей прошлых лет. Тем самым мы получаем полезный индикатор реальной стоимости накопленного долга — а не просто его количество. С его помощью мы также получаем более полную картину эволюции федерального долга с помощью имплицитно включаемых процентных ставок и изменений налогового кодекса. При использовании этого показателя американский федеральный долг выглядит уже не так мрачно. Хотя соотношение долга к ВВП составляет 100%, соотношение платежей к доходам последовательно снижается. Хотя общий долг пребывает на самой высокой отметке в 18 триллионов долларов, как чистые расходы на уплату процентов, так и общее количество расходов на погашение процентов не находятся на своих рекордных уровнях. Чистые проценты сокращают платежи примерно на 5 триллионов долларов в межправительственных долговых обязательствах, и тем самым уменьшается указанная общая сумма. Если мы берем 2014 год, то соотношение платежи к доходам остается на уровне 1970-х годов, объем погашения обязательств в долларах остается ниже уровня 1995 года, тогда как доходы увеличились более чем в два раза. Если рассматривать ситуацию в перспективе, то чистые процентные платежи в 1995 году составили 232,1 миллиарда долларов или 17% от доходов. В 2014 году чистые процентные платежи составили 229 миллиардов долларов или 8% от доходов. Несмотря на пугающие заголовки по поводу соотношения долг/ВВП, чистые процентные платежи остаются на том же уровне, что и 20 лет назад. Верно то, что политика низкой процентной ставки Федрезерва и последовавшая затем политика количественного смягчения привели к уменьшению ставки процента по займам. И упомянутое выше понижение выплат по процентам по сравнению с доходами было вызвано сокращением процентных ставок в течение последних нескольких десятилетий. Поэтому Федрезерв в принципиальном плане является ответственным за феномен низких расходов по выплате процентов, и, кроме того, монетарные интервенции Федрезерва в определенной мере привели к улучшению состояния экономики, а также к увеличению доходов. Однако все еще существуют вызывающие озабоченность варианты развития ситуации. Вероятность роста процентных ставок таит в себе наибольшую опасность. Удвоение процентных платежей вернет общий уровень выплат по процентам к 29%. Это немного выше показателей 1992 года, когда уровень долга был ниже, однако выплаты по долгам как процент по доходам были намного выше, чем сегодня. Удвоение величины чистого процента до примерно 15% приведет к показателям середины 1990-х годов, однако он будет ниже уровня верхней части второго десятка, который доминировал в 1980-х годах. Сегодня уровень долга намного выше, однако существует более низкое соотношение обслуживания долга к доходам. Это означает, что процентные ставки и возникающие процентные платежи могут значительно увеличиться, но при этом долг не станет слишком большим для обслуживания. Нельзя отрицать того факта, что долг, накопленный американским федеральным правительством, является значительным и что он может, в конечном итоге, вызвать проблемы. Однако смотреть на этот вопрос через узкую линзу соотношения долг/ВВП было бы ошибкой. В хорошо разрекламированных материалах утверждается, что за пределами определенного порогового уровня соотношения долг/ВВП экономический рост замедляется. На самом деле замедление, вероятно, в большей степени связано с изменениями в стоимости обслуживания долга. Экономика долга меняется, и то же самое происходит с ситуациями и контекстом. «Проблема долга» Америки либо приближается к кризисной точке — когда происходит крен в сторону порога «медленного роста», — либо находится в отличной форме, потому что рост доходов опередил процентные платежи. В настоящий момент существует вполне достаточно доходов для осуществления процентных платежей, независимо от абсолютного уровня долга. Процентные ставки могут повыситься, а с ними и выплаты по процентам. Американская экономика прежде уже сталкивалась с более высокими доходами в сравнении с выплатами по процентам. И есть достаточно оснований полагать, что цианид все еще находится в пробирке и что кошка все еще жива. Сэмуэл Райнс (Samuel Rines) - является экономистом компании Chilton Capital Management, расположенной в городе Хьюстоне, штат Техас. "The National Interest", США Вернуться назад |