Ситуация в российской экономике сейчас лучше, чем прогнозировалось в конце прошлого года, заявляют в правительстве. И это несмотря на продолжающиеся санкции и низкую цену на нефть. Показатели лучше прогнозных замечены в целом ряде отраслей отечественной промышленности, а некоторые из них не только не падают, но даже растут.
Ситуация в российской экономике сейчас лучше, чем прогнозировалось в конце прошлого года, сообщил президенту РФ Владимиру Путину министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Стабилизация видна и на макроэкономическом уровне, и на уровне отдельных отраслей экономики. Так, разогнавшаяся в конце прошлого года девальвация рубля и инфляция уже в марте стабилизировались. Рубль к доллару не вернулся до докризисных уровней, однако скачкообразное падение прекратилось. Более того, рубль отыграл часть потерь и уравновесился на уровне 58–60 рублей за доллар, а также перестал сильно реагировать, когда котировки нефти падают. Инфляция пока тоже не опустилась ниже 10% и далека еще от докризисных ориентиров, однако раскрутка спирали замедлилась, что позволило ЦБ РФ ожидать ее снижения до однозначного значения уже в 2016 году.
Даже западные аналитики, которые ждали куда более внушительного влияния санкций на российскую экономику, вынуждены признавать положительные изменения в России на макроэкономическом уровне.
Все это сказывается и на отдельных отраслях российской промышленности. Речь в первую очередь о транспортном машиностроении – автомобильном, авиационном и вагоностроении. О росте показателей, конечно, здесь еще рано говорить. Однако «динамика в этих, а также в других секторах народного хозяйства лучше, чем представлялось нам и представлялось инвестиционным аналитикам еще в конце прошлого года», отметил Улюкаев в беседе с Путиным, приведя несколько наглядных примеров.
Так, аналитики и МЭР ожидали снижения авиаперевозок на 20%. «В реальности сокращение прошло на 10%, но больше – 18% – международные (авиаперевозки), а на внутренних перевозках даже рост 10-процентный», – рассказал Улюкаев. Также «несколько лучше оказалась ситуация в автомобилестроении, потому что ожидался спад на 38% спроса, реальность – это 33%, причем по производству это 23%». «Цифры серьезные, но существенно лучше, чем это ожидалось еще три месяца назад», – повторил Улюкаев.
Как поясняет министр, «отчасти это результат принятия плана антикризисных мер, отчасти – результат общей стабилизации в области инфляции, в области курса, других сферах рыночной экономики».
Напомним, что в рамках антикризисной поддержки был подготовлен список из 199 предприятий ряда отраслей. «Это транспортное машиностроение, автомобилестроение, вагоностроение, производство подвижного состава железных дорог, строительный комплекс, авиаперевозки», – уточнил Улюкаев.
По словам Улюкаева, правительство тщательно мониторит риски, которые возникают на предприятиях в связи с ограничением спроса, курсовыми изменениями и инфляцией. Также готов «инструментарий, чтобы при необходимости поддержать эти предприятия, прежде всего, это бюджетные гарантии». В бюджете на их поддержку предусматривается 300 млрд рублей.
Первые в списке на получение госгарантий компании, которые оказались в наиболее сложной ситуации. Так, в правительстве уже определились с масштабом проблем в UTair и группе «ГАЗ». Авиакомпания UTair, которая из-за курсовых колебаний столкнулась с проблемой выплат кредитов (кредиторы уже требовали банкротства перевозчика), получит 19 млрд рублей госгарантий. Группа «ГАЗ» – 16 млрд рублей в виде госгарантий.
Параллельно правительство рассматривает вопрос предоставления госгарантий еще на 40 млрд рублей, в том числе ГСС (Гражданские самолеты Сухого) и Уральским авиалиниям.
Особое внимание 199 предприятиям уделяется не случайно. Логика экономического блока правительства вполне понятна.
Во-первых, большинство перечисленных отраслей составляют костяк инфраструктуры, которую власти любого государства должны сохранять в первую очередь. «Если развалятся дороги, авиаперевозки, транспортное сообщение, то экономика погибнет очень быстро, страна превратится в дикое поле. Это базовая экономическая причина, почему правительство помогает этим компаниям», – говорит газете ВЗГЛЯД член СМО «Опоры России» Дмитрий Несветов.
Во-вторых, все эти предприятия являются системообразующими, от их состояния зависит много других производств и людей. Например, вместе с падением автопрома падает масса производств: лакокрасочные заводы, производители шин и многих других комплектующих, замечает вице-президент компании «Деловой фарватер» Ирина Курганова.
Еще один важный вопрос решается благодаря поддержке этих предприятий – социальный, потому что в этих отраслях работает более 20% всех занятых в стране, привел данные Улюкаев. Часть предприятий расположена в моногородах. Серьезные проблемы на этих производствах грозят ростом безработицы и социального напряжения.
Наконец, транспортная инфраструктура, машиностроение, вагоностроение, автомобилестроение, авиаперевозки и авиастроение – это крупный сектор, который занимает второе по величине место после сырьевого в структуре российской экономики. «В этом секторе задействовано целых 20% всех занятых в стране, а его доля в ВВП, я думаю, еще больше. И рисковать частью экономики, формирующей высокую долю общественного продукта всей экономики, очень опасно», – считает Несветов.
«Ничего другого более серьезного в структуре российской экономики, за исключением сырьевого экспорта, больше нет. Поэтому поддерживать надо то, что есть, а это все-таки действительно реальное производство, которое производит ВВП», – добавляет он.
Эти крупные системообразующие предприятия отличаются высокой закредитованностью, а брать деньги сейчас негде: внутри страны кредиты дорогие, а международные финансовые рынки недоступны. «Просят деньги все, начиная от РЖД и заканчивая ГСС. Это все предприятия, которые накопили долги, потому что сильно закладывались на будущее. В нынешней финансовой ситуации это может серьезно ударить по ним. Правительство это прекрасно понимает и видит, поэтому включает механизмы для того, чтобы это остановить», – говорит Несветов.
«Если перевозчик в пятерке крупнейших прекратит свою деятельность, это будет существенный удар по транспортной инфраструктуре страны. Вот UTair «дергается», и правительство вынуждено оказывать поддержку в виде госгарантий», – поясняет собеседник.
В любом случае поддержкой только этих 199 системообразующих предприятий не обойтись. Для оздоровления экономики нужны более широкие и разнообразные действия.
В рамках антикризисного плана много мер, направленных на поддержку отраслей в целом. Так, деньги дадут банкам для повышения ликвидности и стимулирования кредитования реального сектора. Для оживления спроса на новые автомобили правительство продлило действие утилизационной программы и с 1 апреля запустило льготную программу автокредитования. Кроме того, реализуется программа субсидирования по госзакупкам автотранспорта.
Для поддержки строителей подготовлена программа субсидирования банков ипотечного кредитования населения. Для поддержки внутренних перелетов снижается НДС на два года, для авиастроителей стараются сохранить бюджетные средства на реализуемые проекты в гражданской авиации – инновационный задел на будущее. Для поддержки железнодорожного транспорта также предоставляют субсидии и госзаказ, в частности, для вагоностроителей.
«Автопроизводителям уделяется такое пристальное внимание и поддержка, чтобы оживить спрос и защитить уже вложенные инвестиции и привлечь новые, демонстрируя господдержкой защиту капиталовложений. Кроме того, автопром обеспечивает существенную долю ВВП страны и дает хорошие налоги, поэтому недопустимо запускать эту сферу и не оказывать временную поддержку», – говорит Алексей Онищенко из Ассоциации молодых предпринимателей России.
Поддержка авиапрома и авиаперевозок нужна для переориентации на внутренние перевозки, а также для защиты инвестиций, в первую очередь государственных, в новые самолеты, которые являются заделом на будущее и инновационным производством. Авиастроение в будущем обещает хорошую отдачу и может занять большую долю в экономике страны.
У транспортного машиностроения и вагоностроения спрос всегда был больше искусственным, поскольку основной заказчик – государство. «Тут помощь нужна, чтобы помочь усилению импортозамещения в этих сферах, поскольку сейчас отечественная продукция сильно проигрывает иностранной», – объясняет Онищенко из АМПР.
Пока все проблемы разом решить не удается. «Надо срочно решать проблемы с кризисом финансовой системы. Отсутствие денег в экономике – это сильный удар по всем, – говорит Дмитрий Несветов. – Нужно принимать энергичные усилия для возвращения капитала и инвестиций в страну, потому что он убежал в течение 2014 года и продолжает бойко убегать в 2015-м. Можно, к примеру, стимулировать внутренние инвестиции».
«В-третьих, надо соблюдать те посылы, которые делались главой государства относительно неизменения налоговой системы. Потому что тут и там вводятся новые нормы, которые ложатся в виде допрасходов на предприятия и усложняют жизнь. Наконец, этот кризис имеет не только экономическую, но и геополитическую природу. Поэтому нужны шаги для того, чтобы страна и экономика не оказались совсем уж изолированными», – советует эксперт.