ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Не рублем, так алтыном

Не рублем, так алтыном


26-03-2015, 11:54. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Не рублем, так алтыном

В минувшую пятницу в Астане (Казахстан) прошла трехсторонняя встреча Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко. Обсуждали, согласно повестке, вопрос Украины и проблемы взаимной торговли внутри нового формата ЕАЭС. По мнению экспертов «Совершенно секретно», Путин привез в Астану предложение о единой валюте не просто так – он хорошо понимает, что народившийся экономический союз надо склеить чем-то более крепким, чем подписанные бумаги.

Владимир Путин вбросил громкий призыв, сколь ожидаемый, столь и несвоевременный (учитывая позиции рубля на валютном рынке. – Прим. ред.): «Думаем, пришло время поговорить о возможности формирования в перспективе валютного союза», – заявил Путин, добавив, что «работая плечом к плечу», проще защищать общий финансовый рынок. Президент России отметил, что еще в начале марта поручил профильным ведомствам проработать вопрос целесообразности введения единой валюты для стран ЕАЭС – России, Казахстана, Белоруссии и Армении – уже в 2016-м. Еще прошлом году в Казахстане были подписаны документы, которые предполагают создание к 2025 году Евразийского ЦБ и появление единой валюты для стран ЕАЭС. Рабочие названия (таковых пока два) – «алтын» или «евраз».
 
Сам Евразийский центробанк будет расположен в Астане и не должен, по словам Нурсултана Назарбаева, напоминать ЦБ Евросоюза. То есть если в Европе ЕЦБ регулирует валютную политику, то решения нового вероятного банка будут обсуждаться и утверждаться всеми премьерами входящих в ЕАЭС стран и главами центробанков стран. Предлагается, что единая валюта будет похожа на российский рубль и обеспечена сырьевым экспортом России и Казахстана. Потенциальный рынок обращения – порядка 180 млн человек, суммарный объем ВВП – свыше 2 трлн долларов. Из пятничной встречи стало понятно, что Владимир Путин намерен форсировать этот процесс и выйти на некие конкретные решения уже в следующем году.
 
Эксперты полагают, что Путина вполне можно понять: его заставляет действовать быстро не только ситуация с санкциями (которые все равно через год-другой снимут), но и стремление скрепить, склеить ЕАЭС, заменивший с января этого года Таможенный союз. Определенный риск в переходе на единую валюту, безусловно, есть, но если новинка продемонстрирует стабильный рост – это соединит входящие в ЕАЭС страны куда сильнее, чем общая когда-то культура и русский язык.
 
По мнению экспертов «Совершенно секретно», не основная, но не менее важная цель этой встречи – не только обсуждение работы ЕАЭС, но и демонстрация Владимиром Путиным поддержки своим коллегам, которых в этом году ждут президентские выборы. Конечно, у Назарбаева и Лукашенко нет серьезных альтернатив в своих странах, однако даже в этом случае поддержка не помешает. Напомним, досрочные выборы президента в Казахстане состояться уже в апреле, а выборы Президента Белоруссии – в ноябре. Стоит отметить, что Лукашенко переизбирался уже четыре раза, а Нурсултан Назарбаев – пять. Если он выиграет предстоящие выборы, то сравняется с «чемпионом» по переизбраниям на президентский пост, главой Индонезии Мухаммедом Сухарто, которого переизбирали шесть раз.
 
ПАНТЮРКИЗМ КАК ОН ЕСТЬ
 
У Президента России есть причины для беспокойства: буквально выношенный им проект ЕАЭС вполне может развалиться уже в ближайший год. На встрече в Астане речь наверняка зашла и о том, почему Россия не пропускает казахский уголь в Украину. Мало того, в последние месяцы российские ТЭЦ перешли на кузнецкий уголь и на газ, отказавшись от закупок казахского угля. Что характерно, угольщики Казахстана намерены перехватить у российских газовщиков рынки Восточной Европы.
 
«Мы сейчас прорабатываем варианты поставки угля в европейские страны, в Польшу, в частности, потому что мы частично теряем российский рынок. Казахстан имеет колоссальные запасы угля, и пока, как говорится, еще позволяют экологические требования в мире сжигать уголь, надо этим пользоваться» – это позиция председателя казахстанской Ассоциации горнодобывающих и металлургических предприятий Николая Радостовца.
 
Он уточнил местным СМИ, что речь идет, прежде всего, об экспортных поставках казахстанского угля в страны Восточной Европы. Мало того, правила ЕАЭС, которые сумел продавить Назарбаев, позволят казахам существенно удешевить транспортное «плечо» по российской территории. А уж о том, как быстро поляки смогут перевести своих газовых потребителей на уголь, и говорить не стоит: для них это и дешевле, и приятнее, чем зависеть от российских поставок.
 
Стоит учитывать не только экономические, но и политические стремления центральноазиатского общества, а не только (и не столько) Президента Казахстана. Идея объединения Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Киргизии в единое государство, основанное на суннитском единоверии, витает в обществе Центральной Азии давно. Этим не раз пользовались и политики, в том числе на переговорах в Москве. Эта идея возникла у лидеров центральноазиатских государств вскоре после распада СССР, время от времени кто-то из них поднимал ее на щит. Однако достичь согласия не удалось. Пока что объединению всей Центральной Азии в единое государство, которое будет обладать впечатляющими запасами газа, угля, руд, нефти, даже тяжелыми металлами, мешают две вещи. США (через различные фонды) последовательно ведут политику на обособление этих стран, подогревают амбиции политиков, что приводит к нередким мелким пограничным столкновениям.
 
Кроме того, само общество в лице руководителей диаспор, журналистов и блогеров не может сойтись, на какой основе создавать это единое государство: то ли упереться в суннитский халифат, то ли, наоборот, объединяться на основе демократии и прав человека. Существуют сторонники обоих путей, как среди представителей влиятельных финансовых кланов, так и среди руководителей диаспор (московских, в том числе), влиятельных националистических партий, популярных журналистов и блогеров во всех пяти странах Центральной Азии. При этом политикам стоит учитывать, что молодежь, которая воспитывалась уже после СССР, тяготеет к идеям «исламского халифата» и «духовного единения».
 
Стоит учитывать и «пустоту» в центре Казахстана, которая всегда давала возможность региональным элитам лелеять сепаратизм и мешала государствообразующим связям. По сути, новая столица, Астана, была построена в том числе и для того, чтобы приблизить центральную власть к окраинным племенным объединениям. Большая часть казахов старшего жуза исторически связана с Узбекистаном, средний и младший жузы тяготеют к России либо к сепаратизму.
 
ЗА КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕЙ ЖИВУТ ТЕ ЖЕ КАЗАХИ И КИРГИЗЫ
 
Стратегически Казахстан, Таджикистан и Узбекистан всегда могут сменить ведущего партнера. Пекин только и ждет, когда Центральная Азия отвернется от Москвы. Пока же Китай действует в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), налаживая с этими государствами экономические, политические, культурные связи. Для Синцьзяна это несложно: там проживают (миллионами) те же казахи, уйгуры, киргизы, исповедующие тот же ислам и даже говорящие на тех же языках.
 
Главной целью Китая было обеспечение безопасности и стабильности на своих северо-западных рубежах и забота о китайских интересах в регионе. С китайской точки зрения ШОС – это инструмент, гарантирующий безопасность региона, и институциональный канал, позволяющий Китаю участвовать в делах Центральной Азии, а также общая платформа для сотрудничества между Китаем и этим регионом. Создание ШОС в начале 2000-х стало сигналом о достижении стратегического компромисса между Китаем и Россией: две страны договорились о стратегическом балансе, признали взаимные интересы и взяли курс на стратегическое сотрудничество. Стоит отметить, что многие западные наблюдатели увидели в этом совсем иные мотивы: они решили, что ШОС направлена на то, чтобы воспрепятствовать доступу США и НАТО к Центральной Азии.
 
Однако интересы США и НАТО в этом регионе значительно уменьшились со сворачиванием войны в Афганистане, а интересы и аппетиты Китая только растут. В первую очередь – экономические. Китайское доминирование на потребительских рынках Центральной Азии дало неожиданные политические эффекты – оно стало заметным знаком присутствия Китая в регионе. Изобилие китайских товаров произвело глубокое впечатление на местное население и быстро стало привычной частью жизни.
 
Китайские нефтяные компании участвовали в разведке нефти, ее добыче и сооружении необходимой инфраструктуры в Казахстане. Также был построен казах­станско-китайский нефтепровод, по которому российская и казахская нефть идет в западные районы КНР. Энергетическое сотрудничество между Китаем и Казахстаном началось во второй половине 1990-х годов. Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) приватизировала нефтегазовое месторождение в Актюбинске. С этого момента PetroChina стала активным и крупным игроком на рынке энергоресурсов Казахстана, и начался постепенный рост сотрудничества двух стран в области энергетики. Впоследствии Китай еще расширил свою долю на нефтяном рынке Казахстана.
 
Китай также проявляет активность в нефтегазовом секторе Узбекистана и Туркмении. Еще десять лет назад CNPC и «Узбекнефтегаз» подписали соглашение о сотрудничестве, по которому CNPC вложила 600 млн долларов в 23 нефтепромысла в Узбекистане. Тогда же китайская государственная нефтехимическая корпорация «Синопек» и «Узбекнефтегаз» подписали соглашение, по которому «Синопек» в следующие пять лет вложит в Узбекистан 100 млн долларов, из которых половина будет истрачена на разведку нефтяных запасов, а другая половина – на модернизацию действующих нефтепромыслов.
Китай предоставляет центральноазиатским странам помощь и через другие каналы и в разных формах. По мере улучшения экономического положения в этом регионе китайские инвестиции и экономическая помощь будут увеличиваться.
 
«В оборонном плане все эти страны завязаны на Россию, кроме того, с Белоруссией очень развито приграничное экономическое сотрудничество, а в Казахстане обитает многочисленная русскоязычная диаспора. Но не надо испытывать иллюзий: если Россия станет бедной, соседи от нас отвернутся», – считает политолог Вячеслав Смирнов.
 
НА ДВУХ СТУЛЬЯХ
 
Сначала встреча с глазу на глаз прошла у Владимира Путина с Нурсултаном Назарбаевым. Затем к ним присоединился третий – глава Белоруссии Александр Лукашенко. Кстати, Лукашенко прилетел в Астану накануне, в четверг, но не оглашал тематики своих предварительных переговоров с Назарбаевым. Не секрет, что Лукашенко, хоть и стал с 1 января этого года председателем ЕАЭС, до сих пор считается «темной лошадкой» союза. Тому причиной его неоднократные демарши времен Таможенного союза и даже более ранние, сделанные, когда оформлялся Союз России и Белоруссии. Из последних его «взбрыкиваний» можно назвать желание получать с России долларами США за поставленную из (или через) Белоруссию продукцию. Обычно это происходит, когда Минску очень надо выжать из Москвы очередной кредит или скидку на энергоносители.
 
«Не будем темнить: здесь собралось ядро этого союза, – заявил Лукашенко прессе, говоря об ЕАЭС. – И мы должны предложить эффективные меры. Но главное – продемонстрировать единство!» Последнее, по словам главы Белоруссии, оказалось «полным и по всем вопросам, включая украинский». Назарбаев, правда, не преминул подчеркнуть, что Казах­стан в этом вопросе придерживается «реалистичной политики и поддерживает как Минские соглашения, так и территориальную целостность Украины».
 
Хорошее настроение Лукашенко объясняется, среди прочего, и тем, что вовремя предложенная им площадка – его столица – для международных переговоров по судьбе Украины, несколько сблизила Батьку с европейскими политиками. Если еще год назад Лукашенко называли чуть не «последним диктатором Европы», то теперь это забыто, скрыто и в Минск зачастили европейские политики. Сначала, как водится, крупного масштаба – такие как канцлер Германии Ангела Меркель. Затем попроще: министры иностранных дел, руководители НАТО, высокопоставленные чиновники Брюсселя.
 
И даже прибалтийские соседи Белоруссии: например, в феврале Минск посетил Эдгарс Ринкевичс, министр иностранных дел председательствующей в ЕС Латвии. Лукашенко прямо заявил гостю: мы, мол, будем очень благодарны, если ваш приезд положит начало сближению Белоруссии с Евросоюзом.
 
«Мы хотели бы сделать все возможное, чтобы дать новый импульс отношениям с Белоруссией», — в свою очередь, раскланивался Ринкевичс на встрече с белорусским лидером.
 
Так что посредничество Президента Белоруссии Александра Лукашенко на переговорах о мире на Украине может принести ему долгожданный бонус в виде размораживания отношений с Евросоюзом. Визит Ринкевичса может стать очередным шагом к тому, что дипломаты называют «развивающимся процессом», способным обернуться ослаблением западных санкций и даже приглашением Лукашенко на саммит ЕС в мае. Напомним, ЕС и США ввели санкции в отношении белорусских властей в ответ на разгон уличных протестов против переизбрания Лукашенко на четвертый срок в декабре 2010 года. Однако чиновники Евросоюза очень хорошо осведомлены о репутации Лукашенко как политика, стремящегося лавировать между Западом и Россией ради собственной выгоды. Или, как утверждают «сетевые белорусы», «ради своей страны».
 
Во второй половине мая в Риге пройдет четвертый по счету саммит стран «Восточного партнерства» – проекта, которому ЕС дал старт в мае 2009 года в стремлении поддержать «демократию и рыночную экономику» в шести странах Восточной Европы, а также на пространстве бывшего СССР – в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдавии и на Украине. По словам латвийского министра, результатом саммита может стать смягчение визовой политики Евросоюза по отношению к гражданам Белоруссии в целом.
 
Напомним, Белоруссия в сфере экономики практически полностью зависит от российских кредитов и дешевых энергоносителей, но это не мешает Лукашенко вести самостоятельную политику лавирования, «минского бонапартизма». Так, в прошлом году он не поддержал российские действия на Украине, осудил возвращение Крыма и сделал Минск постоянной площадкой для переговоров об урегулировании украинского конфликта.
 
Такое горячее стремление усидеть на двух стульях со стороны Лукашенко не осталось незамеченным на Западе. «Есть растущие сигналы, что Белоруссия открывается Европе. Лукашенко оказал большую помощь во время минских переговоров», говорят брюссельские чиновники. Дипломаты стран Евросоюза заявили СМИ, что сейчас идут дискуссии об улучшении отношений, условием чего являются реформы в Белоруссии, чья экономика увязла в неэффективном государственном регулировании, а национальная валюта упала вслед за российским рублем.
 
Не стоит забывать и о том, что аресты, проведенные в 2000-х КГБ Белоруссии, хоть и лишили Лукашенко минимально серьезных соперников на выборах, в том числе и предстоящих, но и сузили для него «коридор возможностей». По мнению политолога Владимира Жарихина, если ЕС поставит условием сближения освобождение политических заключенных, Лукашенко придется изворачиваться. Иначе его идея «когда-нибудь» интегрировать Белоруссию в Европу так и останется политическим прожектом.
 
ОСТРОВ АРМЕНИЯ
 
Для еще одной страны – члена ЕАЭС, Армении, альтернативные возможности представлены еще уже, чем для Лукашенко. После кровопролитной войны, в ходе которой была достигнута частичная независимость Нагорного Карабаха, Армении достались в наследство крайне запущенные отношения с Азербайджаном и стоящей за ним Турцией. Особенно сейчас, когда Турция, Азербайджан и Грузия решили перехватить у России флаг лидера по обеспечению энергоносителями в регионе, начав строительство «Южного газового коридора» (вместо российского «Южного потока», строительство которого остановлено. – Прим. ред.). Этот проект, куда каждая из стран вкладывает миллиарды и миллиарды долларов, еще больше, по оценкам экспертов, сблизит названные три государства. При очевидном лидерстве Турции, как страны, не только экономически более развитой, чем Грузия или Азербайджан, но и члена НАТО.
 
Географически Россия является для Армении ведущим партнером, на которого замкнут как экспорт, так и импорт этой южнокавказской республики. Мало того, в прошлом десятилетии Москва скупила за долги у Армении множество еще работавших предприятий. Собственно, даже армянские эксперты, например живущий в США Эдмонд Азадян, констатируют: у Армении нет другого выхода, кроме как делать ставку на Россию и Путина, «даже если это приведет к охлаждению отношений с Западом». И это прагматично оценивают в Москве: только в марте президент списал Киргизии 190 млн долларов долгов, а всего число стран, которым Россия «все простила», перевалило за два десятка. Армении среди них нет: за всего-то 110 млн долларов долгов Москва получила от Еревана по сделке «имущество вместо долга» несколько предприятий, за долг в размере 24 млн долларов – кас­кад ГЭС «Севан Раздан».
 
Для погашения взятого у России кредита в 0,5 млрд долларов (под 3,5 %) в 2013 году Армения взяла кредит в размере 700 млн долларов под залог евробондами со ставкой 6,5 %. Однако Россия не только прагматично пользуется безвыходностью Армении, но и охраняет ее – не будь 102-й военной базы, Азербайджан раз за разом пытался бы решить карабахский вопрос, разоряя войной обе страны. С этим согласно большинство опрошенных политологов.
 
Но главный союзник Армении – ее диаспора. Наверное, нет такой страны мира, где не нашлось хотя бы 500 армян. В России их около 2, 5 млн, в США – более 1,5 млн, и еще 0,5 млн человек в Канаде. Естественно, армянские диаспоры, причем централизованные, есть во всех странах Евросоюза. Кстати, это – одна из причин, почему Армения старается придерживаться нейтральных отношений с соседним Ираном: потепление в отношении «страны зла» сразу же скажется на положении армян в Европе, США и Австралии.
 
Подытоживая сказанное, вполне можно понять, почему на встречу в Астану не пригласили руководство Армении – ей и так деваться некуда. Позиции Казахстана (со всей Центральной Азией) и Белоруссии гораздо сложнее. Если одни готовы как стать региональным лидером, так и идти в упряжке мощнейшего Китая, то лидер Белоруссии по-прежнему пытается выкручиваться, демонстрируя России верность, а Европе – демократичность. Президентские выборы на носу, ничего не поделать.

Вернуться назад