ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Рейтинг на три буквы

Рейтинг на три буквы


4-01-2009, 23:20. Разместил: VP

Пару месяцев назад произошла удивительная история, ценой почти в триллион рублей.

 

Госдума приняла закон о поддержке российских банков на 950 миллиардов.

 

Предоставление господдержки увязывалось с кредитным рейтингом банков. На следующий же день (!) международное рейтинговое агентство Standard & Poor's вдруг заявило о намерении пересмотреть рейтинг 13 крупнейших наших банков со «стабильного» на «негативный».

 

Решение мотивировалось, как всегда, глубоко: «растущими кредитными рисками, ухудшением ликвидности, проблемами с рефинансированием, ослаблением краткосрочных перспектив роста». Эти доводы хорошо звучат для непрофессионала, однако трудно проверяемы и расплывчаты. Выглядело это просто как демонстрация того, кто в доме хозяин. В нашем, замечу, доме.

 

Законопроект о 950 миллиардах готовили эксперты, правительство, депутаты, президент. Получалось, что государство хочет банкам помочь — но не может. Формально надо заново запускать всю законодательную процедуру — тысячи человеко-часов аппарата, тонны бумаги, мириады телефонных звонков и килоджоулей бессмысленно растрачиваемой энергии государства. А все почему? Потому что «всезнающее и всевидящее» агентство S&P не велит России помогать собственной банковской системе!

Эту ситуацию мы подробно разбирали в клубе «4 ноября». Альтернатива, в общем, ясна: пора в данных частных случаях ориентироваться на собственные оценки ЦБ и рейтинги российских РА, на собственный здравый смысл, наконец.

 

Но на днях и самому государству уже «досталось» от злокозненных международных рейтинговых агентств — они дружно понизили рейтинг России (а попутно Москвы и Питера).

Пиарщики от экономики

Спросите себя: а что значат все эти ААА– и ВВВ+? Я утверждаю: ровным счетом ничего. Это просто сочетание трех латинских букв и арифметических знаков. Вместо них вполне можно было бы с чистой совестью ставить крестики-нолики, кто помнит эту детскую игру, или просто ноль, которому по ценности, как показал мировой кризис, равны эти рейтинги.

 

Любой прилежный старшеклассник в перерыве между хождением к репетитору и футболом во дворе смог бы при желании создать столь же убедительные оценки. Заглянул утром в интернет. Стала стоить нефть дороже — прибавляем стране плюсик. А если вдруг наоборот, то, наоборот, пусть будет минусик.

 

На протяжении десятилетий огромные интеллектуальные, организационные и материальные ресурсы тратятся на превращение этих рейтингов в некие фетиши. Но никакие ресурсы не дали бы искомого результата, если бы у бизнеса международных рейтинговых агентств не было психологической составляющей. Если бы здесь не возникала своя мифология.

Бросить якорь. Вместо спасательного круга

Людям в море информации нужны какие-то ориентиры, якоря. Это в глубинах нашей психологии.

 

Для непредсказуемого моря бизнеса с его невесть откуда возникающими рифами и штормами маяки и якоря особенно необходимы. Именно поэтому некоторые фанатичные бизнесмены любят читать гороскопы в «Ъ» (хотя теперь все реже в этом признаются). Требуется — опять-таки чисто психологически — ну хоть какой-то ориентир.

 

Осознав этот непреложный факт, предприимчивые американские ребята сто лет назад стали плодить индексы и рейтинги. В 1909 году Джон Муди предложил не просто собирать информацию о капитализации компаний и анализировать ее, но и продавать уже в виде неких выводов. Товар пошел. Тут к процессу подключилась математика, породившая всевозможные заумные экономические модели, затем появились компьютеры — и дело приняло совсем серьезный оборот.

 

Только вот в чем загвоздка. Почему S&P’s не сообщило о грядущем дефолте Fannie May и Freddie Mac хотя бы за полгода до крушения этих ипотечных компаний?

Почему Fitch не срезало рейтинги Соединенных Штатов еще два года назад — ведь уже тогда экспертам вроде все было ясно? Где было Moody’s до того, как обанкротилась Merrill Lynch — вместе с еще тремя из пяти крупнейших инвестбанков Америки?

Почему все три «мировых рейтинговых агентства» проморгали экономическую катастрофу в Исландии? Почему ее 16% инфляции в месяц не получили заблаговременных рейтинговых «минусов»? Конечно, мне лично совсем не верится в российские 13% инфляции в год, но исландские 16% в месяц — это же просто страшно высчитывать, сколько получается годовых… И при этом Исландия год назад считалась чуть ли не самой благополучной страной в нашем неспокойном мире. Ау! Где вы, пророки в родном американском отечестве?

 

Наконец, как это так Moody's, Standard & Poor's и Fitch просмотрели вероятность появления в Америке… царя? «Автомобильным царем» почти официально теперь называется некий Бэтмен-суперменеджер, который должен будет вытаскивать на деньги правительства американский автопром из пропасти. Американцы — талантливые менеджеры, уверен, они вытащат и «Крайслер», и GM. Но вопрос: как РА могли не заметить, что крупнейшие автомобильные компании в эту пропасть со страшным свистом летят?

 

Итак, почему такая чудовищная некомпетентность? Почему такая просто феерическая безответственность? Откуда столь смехотворная безграмотность?

 

Получается, после всех Нобелевских премий, полученных американскими экономистами, капиталистическая экономика остается такой же вещью в себе, такой же загадкой, завернутой в секрет, как во времена «глубокого эконома» Адама Смита.

 

Учеными всегда двигали амбиции (и конечно, гранты). Создавая свои красивые построения, высокие умы двигали вперед науку. То, что после всех точных объяснений мировые финансовые кризисы все равно разражались, никого не смущало. Кто знает, может, без экономистов было бы еще хуже? Но ученые теоретики со времен Смита, Маркса и Рикардо хотя бы ставят перед собой благую цель осчастливить все человечество. Или хотя бы какую-то его часть.

 

А вот рейтинговые агентства Moody's, Standard & Poor's, Fitch по определению являются не чем иным, как коммерческими организациями. «Коммерческая кредитная рейтинговая компания» — такое толкование дает энциклопедия. Ну а дальше — масса якорей вроде «оценки платежеспособности эмитентов», «качества корпоративного управления», «качества управления активами»… Все эти вещи — как нечто божественное, их настолько трудно проверить, что проще поверить на слово.

 

И наконец, главное, самая священная из всех священных коров, — «кредитный рейтинг», то есть попросту оценка платежеспособности. Отметим: с 1970−х Moody's, Standard & Poor's и Fitch присваивают кредитные рейтинги странам.

 

Любой неравнодушный к политике человек знает, как много значат во время выборов различные рейтинги. А любой политтехнолог назовет и примерную цену каждого из них. Поэтому общеизвестно, как рейтинговые агентства вовлекаются в бизнес-схемы или становятся в политике прямым орудием столкновения государств, политических конфликтов. На то они и коммерческие организации. Просто бизнес, ничего личного.

Клыкастые бараны

Не могу в связи с этим не припомнить старый анекдот. В горах приземляется вертолет, из него выскакивает юноша в тысячедолларовом костюме и предлагает седому чабану сделку: анализ и оптимизация его бизнеса, а в качестве оплаты — самый красивый баран. Чабан согласился — работа закипела. Названивают мобильные и спутниковые телефоны, на ноутбуки валятся тонны информации. Когда же наконец молодой человек распечатывает пухлый бизнес-план, овечки сфотканы со спутника, посчитаны и взвешены, суть рекомендаций: кормить их экологически чистой травкой и поить водой из горных ручьев. Прогнозируется рост оборота на 15% в год. Консультант выбирает «самого красивого барана». Но вот беда: баран огрызается и не лезет в вертолет! Пришлось обратиться за помощью к чабану, и только тогда тот объяснил…

 

Молодой человек из известного агентства был уже не первым его западным бизнес-консультантом — и третьим, который отчаянно пытался затолкать в вертолет упитанную овчарку.

Костер для чернокнижников

В общем, в этом международном рейтинговом бизнесе PR сидит на PR и PR погоняет. А в сухом остатке этого увлекательного процесса мы получаем некий «объективный показатель», на который все почему-то должны ориентироваться. Да не смешите! В беловоротничковой среде давно уже хихикают за спиной начальства, молящегося на кредитные рейтинги, все эти ААА– и ВВВ++. Нельзя же до бесконечности насиловать здравый смысл!

 

К сожалению, трехбуквенным идолам по инерции еще поклоняются родные СМИ. Вот уж, действительно, по сей день не избавимся «от чужевластья мод». Конечно, всегда нужны новости, а международные РА плодят «ньюс» с завидной регулярностью. Но все-таки место этим сообщениям, мне представляется, давно уже должно быть в рубриках «Нарочно не придумаешь» или «Юмор», а никак не на первых полосах и в экономических разделах газет — как это делается сейчас.

 

На меня на этой неделе произвело благоприятное впечатление то спокойствие, с которым Минфин на сей раз воспринял «понижение кредитного рейтинга» России. Хотя надо ехиднее было — с насмешкой. А можно еще немного припомнить историю. Те времена мрачного Средневековья, когда прорицателей-неудачников, не у нас, кстати, а «у них», в жестокой Западной Европе, было принято попросту отправлять на костер. Так что, знакомясь с очередным рейтингом (а особенно любопытно почитать оценки двух-трехгодичной давности) невольно начинаешь понимать сеньора Торквемаду. И даже испытывать к нему определенное сочувствие.

 

expert.ru


Вернуться назад