ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Газовый терминал СПГ в Прибалтике

Газовый терминал СПГ в Прибалтике


4-03-2015, 10:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Газовый терминал СПГ в Прибалтике

 

 

Георгий Захаров

Младший научный сотрудник отдела Белоруссии Института стран СНГ


Руководство Эстонии, Литвы и Латвии в последнее время активизировали усилия по решению вопроса независимости от поставок энергоресурсов из России. Литва на протяжении уже ряда лет стремится обеспечить импорт сжиженного природного газа из США, а президент Даля Грибаускайте и премьер-министр Альгирдас Буткявичюс объявили решение этой задачи одним из важнейших приоритетов своей политики.

Знаковым событием для всего прибалтийского региона стало строительство Литвой судна-хранилища сжиженного природного газа (СПГ). 27 ноября 2014 г. в Клайпедском порту торжественно пришвартовалось судно-хранилище терминала СПГ, построенное в Южной Корее. На праздничной встрече присутствовал заместитель помощника госсекретаря США Амос Хочстейн. Он провел переговоры с министром энергетики Литвы по поводу возможности поставок сжиженного газа из США.

Недавно, 25 февраля 2015 г. в Вашингтоне состоялась встреча министра энергетики Литвы Рокаса Масюлиса с министром энергетики США Эрнестом Монизом, на которой Масюлис подтвердил, что Литва готова приобрести сжиженный природный газ (СПГ) сразу же, как только американские компании начнут его экспортировать. В пресс-релизе министерства энергетики Литвы отмечается, что Литва представляется США не как отдельный рынок небольшого государства, а как часть большого регионального рынка. «Экспортёрам СПГ мы можем предложить через Клайпедский терминал поставлять не только в Литву, но также в Латвию и Эстонию, а с 2019-го - потребителям Польши и Украины», - подчеркнул Р. Масюлис.[1]

Отметим, что до начала декабря на судне-хранилище шли, в основном, активные испытания оборудования и систем терминала. Для этого был доставлен пробный груз – около 100 000 кубометров сжиженного природного газа, а 3 декабря 2014 г. было объявлено официальное начало работы терминала СПГ. В конце декабря на терминал был доставлен первый коммерческий груз с газом. В свою очередь представители компании LITGAS утверждают, что газовозы должны приплывать в Клайпеду каждые два месяца. Отдельно следует подчеркнуть, что заказчиком строительства судна-резервуара СПГ «Independence» выступила норвежская компания Hoegh LNG, которая, в свою очередь, сдает судно в аренду вместе с командой литовской стороне. В то же время основным поставщиком газа пока выступает также норвежская кампания Statoil. Ожидается, что в течение года в Клайпедский порт должны зайти 6-7 газовозов, при этом, согласно контракту с норвежскими поставщиками, терминал сможет обеспечить только четверть потребности в газе одной Литвы, в то время как потенциал терминала таков, что он способен покрыть потребности Литвы, Латвии и Эстонии.

Критики проекта чаще всего указывают на то, что если включить цену за десятилетнюю аренду судна-хранилища терминала, сезонное колебание цен на сжиженный газ (зимой СПГ дороже, чем летом), а также затраты на строительство инфраструктуры терминала в Клайпеде, то сжиженный газ оказывается существенно дороже, чем газ, который Литва покупала у российского «Газпрома». В этой связи заместитель директора Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янкаускас заявил: «Я неоднократно говорил, что наш терминал был политическим проектом, стремились построить его как можно скорее, все сделали поспешно, получилось очень дорого. Что самое неприятное - снова не удалось достичь соглашения с соседями»[2]. При этом стоит подчеркнуть, что 10.12.2014 Эстония осуществила пробную закупку партии газа из терминала СПГ в Клайпеде. Объём пробной закупки составил 100 тысяч кубометров. Транзит в Эстонию литовского газа был осуществлен по латвийской газотранспортной системе[3].

В тоже время министр энергетики Литвы Рокас Масюлис, который выступил 24.11.2014 на заседании совета президентов Литвы и Украины, сообщил, что Литва не только готова поделиться своим опытом с Украиной в стремлении к энергетической независимости, но уже в 2018 г. сможет наладить поставки газа из терминала СПГ в Клайпеде в Украину. «Мы уже предоставили украинской стороне полностью переведенные правовые и технические документы, связанные со строительством терминала сжиженного природного газа (СПГ). Мы также можем помочь построить такой терминал. Мы начинаем прокладывать газопровод в Польшу. Через эту страну мы сможем поставлять СПГ на Украину, когда будут укреплены соединения», - сказал Масюлис[4].

Также нельзя обойти стороной достигнутые соглашения между Эстонией и Финляндией о прокладке газового трубопровода по дну Финского залива, что позволит соединить газовую инфраструктуру двух государств, а также успешные переговоры о создании совместного терминала СПГ. Премьеры Эстонии и Финляндии все-таки смогли договориться по вопросу строительства терминала сжиженного природного газа, а также общем газовом рынке. Согласно достигнутым соглашениям к 2019 г. в Финляндии планируется построить региональный терминал СПГ и по дну моря проложить трубопровод. В Эстонии планируется построить свой небольшой, но соответствующий ее потребностям терминал СПГ, причем подчеркивается, что этот проект будет дешевле литовского. Также сообщается, что Финляндия к 2016 г. намерена подать заявку в Еврокомиссию на финансирование проекта. «Соглашение означает, что наша проблема энергетической зависимости в газовой области до 2019 г. будет решена, и мы сможем покупать газ в любой точке мира», - сказал премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас. Строительство трубопровода Balticconnector планируется начать из Эстонии. «Важно, чтобы мы могли как можно скорее продвинуться вперед, подавая заявку на финансирование строительства трубопровода и терминала СПГ, и объединить газовые рынки стран Прибалтики и Финляндии», - отметил премьер Эстонии[5].

В свою очередь если говорить о Латвии, то здесь приоритетным направлением видится развитие системы добычи сланцевого газа. В этой связи стоит упомянуть переговоры президента Латвии в США с представителями руководства и бизнеса о добыче сланцевого газа в Латвии, а также принятии в 2014 году закона о наложении однопроцентного налога на эту сферу деятельности в стране.

В то же время Латвия становится транзитером СПГ из Литвы, а Литовское предприятие LITGAS одно из первых подписало договор о транзите природного газа через Латвию с Latvijas gaze и таким образом расширило свои возможности торговать природным газом в регионе. «Имея эти возможности, мы становимся региональным продавцом природного газа, который может самостоятельно и на привлекательных условиях передать газ в Эстонию», — сказал генеральный директор LITGAS Доминикас Тучкус. «Этот договор о транзите также является значительным шагом к общему и либерализованному рынку природного газа стран Прибалтики, на котором будет реальная конкуренция», — добавил Тучкус.

LITGAS уже с 1 февраля т.г. поставляет природный газ эстонскому предприятию Reola Gaas (группа Alexela Group), а с марта начнет поставлять и одному из крупнейших потребителей природного газа в Эстонии — Eesti Energia. Сейчас идут переговоры с другими потенциальными клиентами, ожидается, что будут подписаны новые договоры. Всего в 2015 г. LITGAS планирует поставить в Эстонию до 30 млн кубометров газа.

В конечном счете, можно отметить, что многомиллионные вложения в модернизацию газовой инфраструктуры в Прибалтиском регионе будут продолжены. А так же, судя по всему, и активные поиски новых, альтернативных российским, поставщиков газа.



[1] http://ru.delfi.lt/news/politics/masyulis-litva-gotova-pokupat-szhizhennyj-gaz-v-ssha.d?id=67268322.

[2] http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/estonia/1867352.html.

[3] http://regnum.ru/news/fd-abroad/litva/1875294.html.

[4] http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/litva/1869481.html.

[5] http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/estonia/1867352.html.


Вернуться назад