ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Магистраль другого миропорядка

Магистраль другого миропорядка


9-02-2015, 09:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Магистраль другого миропорядка

Магистраль другого миропорядка
Строительство «Нового шелкового пути» РФ, Индией и Китаем может покончить с гегемонией США.

Москва, Дели и Пекин приступают к масштабному инфраструктурному проекту, который должен связать воедино транспортные пути Евразии. Министр иностранных дел КНР Ван И призвал Россию и Индию присоединиться к осуществлению идеи, которую в прессе называют «Один пояс - одна дорога». Если план будет реализован, то удастся сильно потеснить США в Евразии.

Самое интересное, что о создании транспортного пути из Азии в Европу задумались и в Вашингтоне. План был оглашен в 2011 году и подразумевал усиление влияния Соединенных Штатов на евразийском континенте. Но, во-первых, такая инициатива противоречила интересам Китая. Во-вторых, американский план выглядел несколько фантастическим, так как подразумевал создание крупного логистического центра в Афганистане. А вот предложение Пекина выглядит реалистичным.

Проект получил название «Новый шелковый путь». Судя по обсуждаемым вариантам, он должен быть разветвленным.

Первый маршрут должен пройти через Китай, Россию и страны Центральной Азии. В 2004 году было завершено строительство первой Транскитайской автомагистрали от порта на Желтом море Ляньюньгань до пропускного пункта на границе с Казахстаном Хоргос. После этого Китай начал строительство скоростных автомобильных дорог из Синьцзян-Уйгурского округа до границ с Таджикистаном, Казахстаном и Киргизией. Есть уже соглашения о строительстве автодорог и железнодорожных путей в этих странах за счет китайских инвестиций.

Одновременно КНР предлагает свое участие в модернизации Транссибирской железной дороги. Из-за нехватки средств в середине прошлого года Россия решила отложить проект строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань. Но Пекин заявил о согласии вложиться в этот проект, с условием, что дорога станет частью пути Пекин–Минск. На эти цели Китай готов выделить около 10 миллиардов долларов.

Как видим, сейчас к проекту «Нового шелкового пути» решено подключить и Дели, то есть соединить Европу и Индийский океан.

В перспективе новые транспортные коридоры свяжут Европу с Россией, Центральной Азией, Китаем, Индией, Пакистаном, Ираном, Кореей, Японией, Вьетнамом. Не секрет, что между многими из этих стран существует немало политических разногласий. Но выгода, которую сулит реализация масштабного проекта, может заставить забыть о старых претензиях друг к другу.

Главное, появится экономическая основа для взаимовыгодного сотрудничества, причем без участия Соединенных Штатов. Сейчас Вашингтон имеет возможность заблокировать основные морские пути, что ставит внешнюю политику многих государств в зависимость от США. Если учесть обстоятельство, что присутствие Штатов часто обусловлено политической нестабильностью или даже кровавым хаосом, то сам по себе факт избавления от влияния Вашингтона выглядит довольно перспективным.

Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев считает, что у проекта евразийского сухопутного торгового пути большой потенциал:

– Этот проект был предложен лидером Китая Си Цзиньпином чуть меньше года назад. У КНР есть большие материальные возможности (это вторая экономика мира, большие золотовалютные резервы), которые можно использовать для оживления транспортного сообщения в странах Центральной Азии и в России. Само название - «Новый шелковый путь», отсылает к легендарному Шелковому пути, по которому возили товары из Китая в Европу. Никто толком не знает, где проходил этот путь, но приблизительно Пекин хочет воссоздать тот маршрут.

Модернизация имеющейся транспортной инфраструктуры оживит экономическую жизнь вокруг нее. Так что проект выгоден всем участникам. Сейчас основной грузопоток из Поднебесной идет по морю, но любая крупная торговая держава заинтересована в диверсификации потоков. Китаю нужны не только морские, но и сухопутные маршруты.

В каком-то смысле Китай заинтересован и в экономическом развитии стран, по которым должен пройти «Новый шелковый путь». Ведь транспортный коридор не сможет эффективно функционировать, если в этих государствах будут нищета и политическая нестабильность.

— Какие могут быть сложности при реализации этого проекта? И какие государства он может потенциально объединить?

– Существует много чисто географических препятствий. К примеру, от Китая и стран Центральной Азии отгорожена Индия. Но как проект на десятилетия вперед «Новый шелковый путь» может объединить многие страны и тем самым сформировать более тесные связи между странами Азии. Это движение в сторону укрепления независимости.

Евразийский континент выиграет от модернизации транспортной инфраструктуры. Хотя, наверное, правы и те эксперты, которые говорят о конкуренции азиатских государств. Но конкуренция - это нормально, она не исключает плодотворного сотрудничества.

России этот проект выгоден. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы Центральная Азия была стабильным регионом, без потрясений.

— Свой проект транспортного пути в Евразии был и у американцев.

– Американцы в силу больших возможностей так просто не откажутся от своих намерений как-то покомандовать процессом. Политические элиты в Вашингтоне считают, что Соединенные Штаты - это «неизбежный партнер» любой страны. Условно говоря, если в Антарктиде найдутся какие-нибудь аборигены, то и им Соединенные Штаты будут указывать, как жить. Так что американцы будут стараться обеспечить свое присутствие и в проекте транспортного коридора Евразии.

Надо понимать, почему США имеют прочные позиции в той же Центральной Азии. Вроде бы Соединенные Штаты все ругают. Но они играют роль альтернативного партнера. Страны Центральной Азии могут сказать России и Китаю, что, мол, если будете на нас сильно давить, мы будем сотрудничать с американцами. В этом смысле есть некоторый спрос на взаимодействие с США.

Хотя всем понятно, что Соединенные Штаты мало интересует развитие азиатских регионов, им важна только возможность оказывать давление на Россию и Китай, создавать напряжение на российско-китайской границе. В таком духе США и будут действовать впредь.

— Проект единой транспортной инфраструктуры Евразии может вытеснить США с континента?

– Глобализация пробудила азиатских гигантов: Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии. Они создали новый вызов для однополярного мира, где Запад чувствовал себя хозяином положения. Но нельзя сказать, что все источники роста находятся в Азии. В Китае есть свои проблемы, там замедляется экономический рост, прогноз на этот год – 6,8%.

А в США есть благоприятные условия для инновационного роста экономики. Но неизвестно, сможет ли перенять такую модель Китай. Руководство в Пекине вкладывает в это немалые средства, но развитие инновационной экономики зависит еще и от социальной структуры общества, от политической системы.

Член Академии геополитических проблем Леонид Ивашов полагает, что «Новый шелковый путь» может стать основой для нового мироустройства:

– Идея единой транспортной инфраструктуры Евразии пришла в голову не только китайцам. Об этом думали и в России в 1990-е годы, правда, государственной поддержки у нас инициатива тогда не находила.

Китайцы с ростом своей экономики задумались всерьез. Сейчас из трех грузовых контейнеров в мире два китайских. Для них строительство «Нового шелкового пути» будет большим подспорьем. Сейчас грузы из Китая в Европу идут через три океана: через Тихий океан в Индийский, а потом вдоль всей Африки по Атлантическому. Есть более короткий путь через Суэцкий канал, но он сейчас перегружен и потенциала для роста не имеет. Так что транспортный коридор – серьезная проблема для КНР.

России надо включаться в проект строительства новой инфраструктуры. И нам есть что предложить. Во-первых, надо развивать Северный морской путь, вместе с китайцами и индийцами мы можем его оборудовать и защищать. Во-вторых, надо участвовать в строительстве автомобильных дорог. В-третьих, надо модернизировать железнодорожные пути. У нас еще не задействован огромный речной потенциал: Волга связывает север России с Каспием. Все эти возможности надо использовать.

Этот проект важен и с другой точки зрения. Вдоль маршрута создается зона безопасности, которую обеспечивают участники проекта и все выгодополучатели. Таким образом, и Европа, и Индия, и Китай, и все соседние страны будут заинтересованы в стабильности.

— Как на такой проект отреагируют в Вашингтоне?

– Американцы свою стратегию национальной безопасности в XXI веке строят на трех ключевых моментах: контроль за ключевыми регионами планеты, контроль за главными транспортными путями, контроль над глобальными ресурсами. Это формула американского господства. Сейчас США взяли под свой контроль коммуникации в Атлантике, над главными каналами и проливами в мире.

Конечно, американцы будут сопротивляться проекту «Нового шелкового пути». Но мы видим, что образовывается глобальный «треугольник» Россия–Индия–Китай. Это три новых лидера мира. Китай – экономический лидер, Россия – политический лидер, Индия – духовно-нравственный лидер.

Если проект будет запущен, то американцам ничего не останется, как договариваться с нами.

— Как к «Новому шелковому пути» отнесутся в Европе?

– Транспортная сеть в Азии пока неразвитая, а в Европе она выстроена. Но есть динамика роста. Рост мировой экономики сегодня поддерживают только страны Востока, а на Западе наблюдаем затухание. Пришло время динамику роста наращивать за счет евразийского маршрута. Европа получит свою выгоду от этого.

— Изменится ли мир, если этот проект будет реализован?

– По сути дела, мы уже видим начало строительства более гуманного и справедливого мира. Его основы заложены в геополитической «матрешке»: Евразийский союз – Шанхайская организация сотрудничества – страны БРИКС. Это альтернатива западноцентричному мировому порядку и западноцентричной экономике.

Одна из целей затеянного хаоса на Украине – остановить строительство нового мира. Мы видим нестабильность в Северной Африке, рост противоречий в Арктике. Всё это призвано затормозить движение к строительству справедливого мира. Но новый мир уже строится, процесс можно замедлить, но не остановить.


Вернуться назад