Акции Tesla ушли в пике. Проблема не в Model S, не в маркетинговых просчетах и даже не в давлении со стороны более крупных конкурентов. Все дело в снижении цен на бензин и дизельное топливо. Получив возможность дешево заправляться, люди забыли о модных трендах и экологии.
Вслед за нефтью
С начала сентября акции Tesla снизились уже на 22% с $280 до $230. Было несколько отскоков, но ведь и котировки нефти скачут. В сентябре Brent стоила около $100, а сегодня стоит уже меньше $70. Иными словами, динамика акций производителя электрокаров практически повторяет то, что мы видим на сырьевом рынке.
Tesla не единственный пример. Продажи знаменитой Toyota Prius снизились на 14%. Модель начинает устаревать, но сказывается и ситуация с нефтью. Напомним, что Prius получила культовый статус в те годы, когда нефть держалась на высоких отметках.
Тем временем автопроизводители рапортуют о рекордных продажах, а их акции стремительно растут. Та же Toyota, для которой Prius - лишь одна из десятков моделей в линейке, большая часть которых по-прежнему основана на двигателе внутреннего сгорания, бьет рекорды по биржевой капитализации. Стоимость японской компании на бирже превысила $220 млрд. В плюсе и все другие крупные игроки, среди которых и "американцы". В начале осени их акции ушли в минус, но затем полностью отыграли падение.
Акции Tesla просели на 22% и повторяют траекторию нефтяных фьючерсов
Model S будет продаваться неплохо
Что это значит с точки зрения перспектив Tesla и других производителей, делающих ставку на гибриды и электромобили? Аналитики уверены, что компания Элона Маска в краткосрочной перспективе не пострадает. Model S, цены на которую сбиваются с помощью государственных и муниципальных субсидий, будет пользоваться ограниченным, но стабильным спросом, говорят эксперты. "Каждый богатый парень в Кремниевой долине хочет Model S, так что с ней все будет в порядке", - говорит Джастин Лахарт из Heard on the Street.
Гораздо хуже перспективы у массовых моделей. Аналитики с нетерпением ждут старта продаж "бюджетной" Tesla. Ожидается, что это произойдет в 2017 г. Стоить электромобиль будет около $35 тыс. Это при том, что цена модели S может достигать и $100 тыс. в некоторых модификациях. Но люди, которые еще вчера, как сами утверждали, готовы были тратить деньги на электромобили исключительно ради заботы об окружающей среде, внезапно забыли о своих благих намерениях.
Акции Toyota ставят рекорды, капитализация достигла $220 млрд
Самый страшный вопрос
Накануне заправочные станции компании Oncue Express продавали в Оклахоме бензин по цене $1,99 за галлон (что сопоставимо с 27,5 руб. за 1 литр) , это стало первым падением ниже $2 в США с июля 2010 г., заявил Патрик де Гаан, старший нефтяной аналитик GasBuddy Organization Inc.
Зачем же покупать гибриды и электромобили, если бензин стоит дешево? Для Tesla это очень опасная мысль. Производитель электрокаров уже сообщил о падении доходов на $74,7 млн, что более чем в 2 раза превышает показатель за аналогичный период в прошлом году. И эти расходы должны хоть когда-нибудь окупиться - нельзя же вечно жить на субсидиях.
А вот крупнейшие игроки автомобильного сектора, которые не кладут все яйца в одну корзину, опять победили. Похоже, сложившийся много десятилетий назад рынок не готов в одночасье меняться. Последний раз его перекроили, когда на сцену вышли корейцы, а затем китайцы. А вот "маленькую" Tesla в топ не пускают. Против нее играет и конъюнктура на рынке. По иронии судьбы, компания Элона Маска ждет того же, чего и Россия, - роста нефтяных котировок.
|