Подписанный 25 ноября президентом России Владимиром Путиным антиофшорный закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций может увеличить объем поступлений в казну, но негативно скажется на инвестициях, говорят эксперты. При этом офшоры в деловой практике наших компаний останутся: действовать в рамках нашего законодательства крупному бизнесу по-прежнему затруднительно.
Президент РФ Владимир Путин во вторник, 25 ноября, подписал закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс и касающийся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций. Закон вступит в силу 1 января будущего года.
Согласно закону физические и юридические лица, контролирующие иностранные компании, должны представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в них, а также о самих КИК. Российские налоговые резиденты будут обязаны декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации в 2015 году, установлен в 50 млн рублей, в 2016 году - в 30 млн, после 2017-го - в 10 млн. Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в ней составит в 2015 году более 50%, с 2016-го - 25%. Для российских резидентов, в совместном владении которых находится более 50% контролируемой иностранной организации, индивидуальный порог составит 10%. Закон определяет условия, при выполнении которых иностранная организация может быть признана налоговым резидентом РФ.
Портал Банки.ру спросил у юристов и экономистов, будет ли способствовать закон о деофшоризации возвращению бизнеса в российскую юрисдикцию, увеличатся ли налоговые поступления в российскую казну и как новые правила отразятся на инвестициях.
"Вероятно, малый и значительная часть среднего бизнеса откажутся от офшорных схем"
Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры":
- Возвращение бизнеса в российскую юрисдикцию зависит от массы факторов. Необходимо учитывать как принятый антиофшорный закон, так и, в частности, санкционное давление на российский бизнес за рубежом. А также ряд иных законодательных инициатив, уже реализованных или запланированных на ближайшее будущее, - это и ограничение на участие в госзакупках компаний с офшорными учредителями, и ограничения для предоставления кредитных ресурсов ЦБ и ВЭБа для офшорных компаний. Все эти меры в совокупности, безусловно, приведут к притоку капитала в Россию и сокращению объемов инвестиций из офшоров. Офшорные схемы станет труднее и дороже использовать, поэтому, вероятно, малый и значительная часть среднего бизнеса откажутся от них совсем.
По оценке Минфина, антиофшорный закон принесет до 20 миллиардов рублей дополнительных доходов. Это не очень большие цифры - только от введения налога с продаж власть планировала получить 200 миллиардов рублей ежегодных доходов. Эффективность работы закона будет зависеть в первую очередь от того, как будет налажено информационное взаимодействие с иностранными государствами, в которых традиционно размещаются офшорные компании. Если реального прогресса в этом направлении достигнуть не удастся, доходные поступления от введения закона будут минимальными. Кроме того, нужно отметить, что первые поступления в бюджет от закона ожидаются весной - летом 2016 года.
Многим российским бизнесменам придется перестроить свою корпоративную модель и отказаться от иностранных компаний. Такие изменения могут быть очень дорогостоящими для предпринимателей. Кроме того, закон может негативно сказаться на настоящих иностранных инвестициях. То есть на тех инвестициях, которые приходят непосредственно от зарубежных финансовых институтов. Закон предполагает кодификацию концепции фактического получателя дохода. Концепция фактического получателя дохода используется для оценки правомерности применения льгот по международным налоговым соглашениям. Освобождением в стране - источнике дохода или пониженной ставкой может воспользоваться только лицо, являющееся реальным получателем дохода, а не транзитная компания. Стандарты оценки фактического получателя дохода, заложенные в законе, являются излишне жесткими и не соответствующими международной практике, в частности рекомендациям ОЭСР. Поэтому можно ожидать в скором времени увеличения количества споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, выплачивающими доход иностранным инвесторам. В совокупности с общей неблагоприятной экономической ситуацией эта мера может крайне негативно повлиять на инвестиционный климат в России.
"Больший бы эффект дала антиофшорная амнистия"
Никита Масленников, руководитель направления "Экономика и финансы" Института современного развития:
- Думаю, что поступления в бюджет от налога какие-то астрономические суммы не составят, но прибавка будет существенной. Согласно расчетам, можно ожидать возвращения около 30 миллиардов долларов к 2017 году. Однако в целом больший эффект дала бы антиофшорная амнистия.
Уйдет ли часть компаний из офшорных зон или нет в результате введения закона, сказать трудно. Но сами по себе офшоры в деловой практике наших компаний останутся, потому что действовать в рамках нашего законодательства, заключая структурированные сделки, невозможно. Если происходит приобретение зарубежного актива, то практически всегда процесс сделки проходит через офшоры. Потому что это проще, удобнее и дешевле.
Без SPV, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, крайне затруднительно размещение евробондов. Главный же мотив, пожалуй, - существенно более высокая степень защиты прав собственности.
Вместе с тем закон полностью в русле общемирового тренда по борьбе с эрозией базы по налогу на прибыль. Надо посмотреть, как он будет работать, а затем уже делать практические выводы.
"Инвестиционный климат данный закон точно не улучшит"
Сергей Челышков, партнер и руководитель направления "Налоги и право" группы BDO в России:
- Новый закон, скорее, приведет к возвращению в Россию пассивных доходов - нераспределенных дивидендов, роялти, процентов, - так как реальный бизнес за рубежом это затронет в меньшей степени. Дело в том, что в соответствии с новым законом прибыль КИК будет освобождаться от налогообложения в РФ, если доля доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме всех доходов не ниже 80%. Но при условии, что между РФ и государством, в котором КИК является налоговым резидентом, заключен международный договор по вопросам налогообложения.
Новый закон не оставляет возможности для маневра, включая в перечень КИК не только организации, но и иностранные структуры без образования юридического лица. В этой связи можно прогнозировать достаточно существенное увеличение доходной части бюджета по налогу на прибыль и НДФЛ.
Инвестиционный климат данный закон точно не улучшит, так как ужесточает налоговый режим не только для российских налоговых резидентов, но и для иностранцев, вводя в законодательство новую концепцию бенефициарного собственника. Соответственно, по каждой выплате пассивных доходов за рубеж российскому налоговому агенту, скорее всего, надо быть готовым доказывать, что получатель дохода имеет не только юридическое, но и экономическое право на него. Бизнесу придется привыкать к новым правилам.
"Принятие такого закона повысит налоговую нагрузку на российский бизнес"
Сергей Кочергин, аналитик компании Exness:
- Безусловно, принятие такого закона повысит налоговую нагрузку на российский бизнес, что приведет к снижению инвестиционных расходов уже внутри самой России. Между тем первые предпосылки к деофшоризации российской экономики возникли еще в 2013 году, когда разразился банковский кризис на Кипре. Однако в условиях жесткого противостояния РФ и Запада наличие за рубежом иностранных активов становится опасным для самого российского бизнеса. Возможно, репатриация капиталов на Родину привела бы к притоку "иностранного" капитала в РФ. А этого можно было бы добиться посредством снижения, а не повышения налоговой нагрузки внутри РФ.
"Скорее всего, произойдет изменение структуры сделок по приобретению бизнеса в России"
Дмитрий Парамонов, адвокат практики налогового консалтинга "ФБК Право":
- Можно ожидать появления значительного количества иностранных компаний - налоговых резидентов РФ, поскольку контроль над активами собственники оставят за иностранными структурами, однако в целях устранения необходимости дополнительного декларирования доходов КИК переведут иностранные холдинговые компании в РФ. Также можно предполагать увеличение налоговых поступлений, поскольку определенная часть российских собственников бизнеса готова признавать доходы в виде дивидендов в России. Вместе с тем, скорее всего, произойдет изменение структуры сделок по приобретению бизнеса в России или инвестированию, с точки зрения выбора юрисдикции продавца и покупателя или инвестора.
Записала Юлия ТИТОВА, Banki.ru