ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Против офшора

Против офшора


28-10-2014, 14:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Против офшора

 

 

На днях правительство РФ выступило с поддержкой законопроекта об офшорах, который, возможно, вступит в силу с 1 января. На банковский бизнес закон будет иметь опосредованный эффект, однако он может затронуть самих владельцев кредитных организаций.

Почти год назад, в конце 2013, президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что в направлении по деофшоризации российской экономики пока не удалось достигнуть значительных успехов. Тогда президент сказал следующее: "Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику - конечному бенефициару - должны облагаться по нашим налоговым правилам. А налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Нужно продумать систему, как эти деньги изъять". Также президент предложил для борьбы с офшорами лишить компаний, зарегистрированных в иностранной юрисдикции, отказать им в мерах господдержки, отказав в предоставлении госгарантий и кредитов ВЭБа.

Минфин довольно быстро среагировал на пожелания президента и уже в марте обнародовал свои довольно жесткие предложения. Так, ведомство предлагало заставить всех владеющих хотя бы 1% капитала иностранной компании под угрозой штрафа заявить о своем существовании в фискальную службу. А выплата налогов России должна производиться, если владелец владеет свыше 10% офшорной компании.

Однако бизнес-сообщество высказало недовольство по поводу таких жестких мер, проект закона был смягчен: законотворческие органы предложили под определение КИК подвести в первые два года действия закона те компании, которые принадлежат россиянам на 50%, а потом - на 25%. При этом налог должны выплачивать владельцы 10% акций. Но и этот документ до Госдумы так и не дошел. В сентябре этого года за борьбу с офшорами взялся Совет Федерации, предложив лишить офшорные компании господдержки, а в качестве наказания за уход от налогов ввести тюремный срок до 6 лет. Но и этот законопроект в Госдуму не попал.

Самую последнюю версию законопроекта предложили 22 октября депутаты в лице ряда депутатов, среди которых первый заместитель фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов, внеся в Госудму законопроект N 630365-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". 25 октября на сайте Кабмина была размещена информация о том, что Правительство РФ поддержало данный законопроект.

Последний нормативный акт вводит понятия "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо". К контролируемым иностранным компаниям будут относиться иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами РФ, а также корпоративные структуры, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юрлица. В свою очередь контролирующим лицом иностранной организации будет признаваться физическое или юридическое лицо, которое владеет более 25% долей в компании, либо же лицо, которому принадлежит более 10% долей компании, но при этом доля участия иных лиц - налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%. Согласно законопроекту, компания не будет признаваться контролируемой, в частности, если эффективная ставка налога на прибыль иностранной организации за отчетный период составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

Ожидается, что закон вступит в силу 1 января 2015 года. Уведомить юридические и физические лица об участии в иностранной компании должны до 1 апреля 2015 года. В случае, если налогоплательщик не предоставит о себе информацию в налоговую, его ожидает штраф в размере 100 тыс. рублей. В свою очередь, налоговая может получить информацию о наличии КИК от компетентных органов иностранных государств, говорит старший юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Рафаэль Костанян.

Законопроект содержит несколько случаев, когда иностранная компания или структура хоть и признается КИК, но еe прибыль не облагается российскими налогами. Это, в частности, некоммерческие организации, организации, учрежденные в странах Евразийского экономического союза (Белоруссия, Армения, Казахстан), отмечает партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. Кроме того, обязанность по уплате российских налогов не возникает, если прибыль КИК за год составила не более 10 млн. рублей. На переходный период: в 2015 году не более 50 млн. рублей, а в 2016 не более 30 млн. рублей.

Подводные камни, обходные пути

Как утверждают юристы, основной лазейкой является владение КИК в юрисдикциях, которые не имеют каких-либо соглашений с РФ, в том числе и по обмену информации. Налоговых последствий в РФ также можно будет избежать, если выбрать пограничные пороговые значения критериев КИК, например, ввести в иностранную компанию лиц, не являющихся налоговыми резидентами России и владеющих 50 % долей в компании, говорит Рафаэль Костанян. "При этом такими лицами могут быть, в том числе близкие родственники бенефициарных владельцев бизнеса, за исключением супруги и несовершеннолетних детей. При этом для того, чтобы не признаваться налоговым резидентом РФ достаточно находится в России менее 183 дней календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев", - уточняет детали юрист.

Есть более сложный способ: распределить участие резидентов в России в КИК как минимум на 10 частей с тем, чтобы ни один из участников-резидентов не владел долей свыше 10 %. Также можно зарегистрировать КИК в государствах, обеспечивающих обмен с Россией информацией для целей налогообложения, с которым у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.

Также необходимо иметь в виду, что законопроект вводит формальные критерии КИК, то есть иностранная компания будет признаваться КИК, если она соответствует критериям независимо от того, предназначена ли она для вывода средств или для "обычной" работы. Кроме того, никто из добросовестных клиентов не застрахован от ошибок при обмене государствами между налоговыми органами. "В этом случае добросовестный предприниматель может быть привлечен к ответственности, и доказывать наличие ошибки ему придется в судебном порядке", - подчеркнул Костанян.

По мнению Минфина ежегодные доходы бюджета от введения правил КИК составят около 30 млрд. рублей. "Вместе с тем, введение новых правил может повлечь значительный рост расходов для российских компаний. Во-первых, многим нужно будет потратиться на изменение корпоративных структур и распределение капитал в них, дабы минимизировать негативное влияние введения правил КИК. Во-вторых, могут увеличиваться транзакционные издержки при осуществлении текущих операций", - комментирует возможное нововведение партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов.

Влияние на банки

На банковский сектор законопроект может опосредованно повлиять на самих владельцев и схему владения активами, говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. Кроме того, с нераспределенной прибыли офшорных и иных иностранных "дочек" акционерам банков и самим банкам нужно будет ежегодно уплачивать российский налог, если только это не "дочки" в белых юрисдикциях, отмечает старший юрист Гольцблат БЛП Артем Торопов. Также, иностранные SPV, используемые банками для выпуска еврооблигаций банков, должны быть освобождены от налога КИК в силу специальной оговорки, но будут, согласно предложенной редакции, также попадать под требования о раскрытии налоговым органам. По сути, банкам будет необходимо критически проанализировать свою зарубежную структуру, оценить риски с точки зрения экономической безопасности и предпринять необходимые шаги по реструктуризации, отмечает Торопов.

Юлия ТИТОВА, Banki.ru

 


Вернуться назад