ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Европарламент обозначил позицию
Европарламент обозначил позицию19-09-2014, 23:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Европарламент обозначил позицию Очередная резолюция Европарламента призывает страны ЕС быть готовыми ввести новые ограничительные меры в отношении России, такие как отключение от системы международных расчетов SWIFT и отмену запланированных соглашений в энергетической отрасли, в том числе по газопроводу «Южный поток». Эксперты признают критичность этих мер для российской экономики, но сомневаются, что они будут реализованы.
Европейский парламент высказался за укрепление единства позиции стран Евросоюза относительно России, призвал ЕС переосмыслить отношения с РФ, отказаться от концепции стратегического партнерства и найти новый согласованный подход в этом вопросе. Резолюция «Положение на Украине и состояние отношений между Европейским союзом и Россией», в которой изложены эти тезисы, принята в четверг на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге. Страшилка SWIFT Европарламент призвал ЕС и входящие в него страны не отменять введенные против России санкции, если Москва не выполнит поставленных условий по деэскалации украинского кризиса, и быть готовыми ввести новые ограничительные меры, в том числе исключить Россию из сотрудничества в ядерной сфере и из системы международных расчетов SWIFT. Как указывается в резолюции, любые санкции ЕС против России должны строиться таким образом, чтобы не позволить связанным с Кремлем компаниям обойти их. Евродепутаты призывают ЕС внимательно отслеживать такие формы сотрудничества, как обмен пакетами акций и совместные предприятия. Справка: SWIFT - сообщество всемирных межбанковских телекоммуникаций, обеспечивает передачу 1,8 млрд сообщений в год; через сеть SWIFT проходят за день платежные поручения на сумму свыше $6 трлн, в ней участвуют больше 10 тыс. финансовых организаций в 210 странах. По уставу SWIFT, в каждой стране сообщества создаются группа членов и группа пользователей. В РФ их объединяет ассоциация «РосСВИФТ». Система SWIFT базируется в Брюсселе. Она регулируется законами Бельгии и обязана следовать решениям ЕС. В марте 2012 года ЕС беспрецедентно включил ограничение доступа к SWIFT в пакет санкций против Ирана, запретив провайдеру финансовых телекоммуникаций обслуживать банки республики. В SWIFT тогда предостерегали, что подобные меры создали негативный прецедент, втянувший эту финансовую организацию в череду политических споров. Экс-министр финансов Алексей Кудрин полагает, что отключение России от SWIFT может вызвать падение ВВП РФ до 5% в течение года. Он не исключил, что ужесточение санкций может спровоцировать рецессию в экономике страны, которая будет длиться два года. «Идет обсуждение отключения SWIFT. Это может вызвать снижение темпов экономического роста до 3-4-5%. При иранском сценарии может быть и больше - до 5% в течение года (в марте 2012 года ЕС включил в пакет санкций против Ирана ограничение доступа к SWIFT, запретив провайдеру финансовых телекоммуникаций обслуживать банки республики - прим.). Но я предполагаю, что этого не произойдет», – заявил он накануне на бизнес-форуме Американской торговой палаты. Отключение от SWIFT угрожает российским банкам потерей возможности управлять коррсчетами за рубежом, а также проводить внутристрановые платежи, констатирует заместитель председателя правления Ланта-банка Ирина Рысь. «Если эти предложения воплотятся в жизнь, нашей финансовой системе какое-то время придется тяжело, поскольку отечественный аналог SWIFT еще в принципе не готов», - сообщила она. В случае отключения от системы SWIFT России не останется ничего другого, кроме как ускорить переход на собственный аналог, который уже создается. По крайней мере, Банк России и профильные министерства подготовили законопроект о создании в России аналога SWIFT. По словам замминистра финансов РФ Алексея Моисеева, ход законопроекту будет дан, когда будет понятно, что ЦБ готов технологически к тому, чтобы все перевести на внутрироссийский процессинг. Чиновник считает, что такая система должна иметь юридическое лицо в России и соблюдать требования, установленные ЦБ. Ранее стало известно, что система SWIFT намерена построить операционный центр в России. Как сообщил первый зампред Банка России Георгий Лунтовский, компания обсуждает с ЦБ такую возможность, переговоры перешли в активную стадию весной после угрозы отключения российских банков от иностранных сервисов в результате введения санкций США и ЕС. Ассоциация «Национальный платежный совет» (НПС) предлагает использовать вместо SWIFT систему Банка России и Национального расчетного депозитария. При этом зависимость кредитных организаций от системы SWIFT внутри России НПС не считает критической. «При рассмотрении данного вопроса необходимо иметь в виду, что как SWIFT, так и создаваемая национальная инфраструктура обмена финансовыми сообщениями не сводится к набору программных продуктов или использованию информационно-коммуникационных технологий. Ключевое свойство таких систем - фактическое выполнение роли третьей стороны, гарантирующей доставку информации всем участникам и принимающей на себя риски, а также документы, которые принимаются судами в качестве доказательной базы», - замечают в ассоциации. В начале сентября Банк России разослал в кредитные учреждения письмо с предложением использовать при проведении расчетов как в рублях, так и в валюте на территории России, а также для обмена информацией по ним обновленную технологию ED501, которую ЦБ разработал в 2010 году для обмена текстовой информацией, которая обычно сопровождает межбанковские платежи. Однако эта система не получила широкого распространения, банки используют ее только для переписки с ЦБ. Недавно стало известно, что Россия и Китай обсуждают создание системы проведения межбанковских операций, которая может стать альтернативой SWIFT. Об этом после прошедших в Пекине переговоров объявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Финансовый омбудсмен Павел Медведев называет отключение России от SWIFT концом света, поскольку заблокированы будут валютные платежи, вся информация по которым передается через SWIFT (для рублевых платежей банки могут пользоваться информационной системой Банка России). «Да, внутренние расчеты можно вести и без SWIFT, хотя это и не очень удобно. Но я плохо понимаю, о каком аналоге идет речь в случае с международными расчетами. Грубо говоря, чтобы закупить товары для внутреннего потребления, Россия продает нефть и газ, и все эти операции совершаются в рамках SWIFT, - пояснил он. – Так что отключение от этой системы будет равнозначно концу света». Отключение от SWIFT будет тяжелым ударом для российского финансового сектора, уверен управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «Свыше 95% всех банковских транзакций совершаются через эту систему. Отключение вызовет серьезное увеличение транзакционных издержек российских банков и увеличит сроки исполнения сделок. Однако если для России эффект от этих мер будет краткосрочным, и она уже обсуждает с Китаем создание альтернативной системы, для самой SWIFT в долгосрочном плане ожидаются более тяжелые последствия, поскольку будет серьезно подорвано доверие к ней и вообще ко всей европейской финансовой системе. Поэтому такое заявление Европарламента я бы оценивал как популистское, исключение России из SWIFT не выгодно никому», - уверен он. До исключения российских банков из системы SWIFT все-таки не дойдет даже несмотря на новый виток санкционной риторики в отношении РФ, полагает аналитик Tenko FX Иван Кивин. «Во-первых, не стоит забывать, что масса дочерних европейских банков, прежде всего, австрийских, работает в России, и это может нанести серьезный ущерб их бизнесу здесь. Во-вторых, Европа сейчас меньше всего заинтересована в усилении санкционного давления на РФ на фоне возможных потерь европейского бизнеса от антироссийских санкций. Так, например, немецкие станкостроители ожидают падения экспорта в Россию на 55% в текущем году, что может привести к сокращению производства станков в ФРГ на 15%. Не следует забывать, что ЕС зависим от поставок энергоносителей из РФ. Иран был отключен от системы SWIFT параллельно с введением эмбарго на поставки нефти и газа. Мы считаем, что разговоры в Европарламенте об исключении России в практическую плоскость не перейдут», - заявил он. Игра до «белых мух» Помимо угрозы отключения от SWIFT, Европа продолжает играть на «газовых струнах» России. Европарламент включил в свою резолюцию также поддержку решений саммита НАТО об укреплении коллективной безопасности в соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора об усилении восточной периферии альянса. Странам союза адресован призыв отменить запланированные соглашения с Россией в энергетической отрасли, в том числе по газопроводу «Южный поток». Европарламент призвал ЕС рассматривать газовые хранилища, трубопроводные соединения и реверсные трубопроводы как стратегические объекты и регулировать долю бизнеса третьих сторон в этой сфере. По мнению евродепутатов, необходимо укреплять энергетическую независимость и стойкость перед внешним давлением, создавать полностью функционирующий газовый рынок в Европе. Президент Российского газового союза Сергей Чижов уверен, что все эти призывы европарламентариев не несут реальных угроз, по крайней мере, в ближайшее время. «Уверен, что политики в Европе не будут сейчас сильно настаивать на исполнении условий Третьего энергопакета – накануне зимы никто не хочет проблем в сфере энергобезопасности. В дальнейшем, если дойдет до четвертого раунда санкций против России, этот вопрос может стать актуальным», - заявил он. Справка: Третий энергопакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию. Кроме того, третий энергопакет призван объединить разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения должны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза, что даст потребителю более широкий выбор и повысит качество оказываемых услуг. Наиболее дискуссионные аспекты третьего энергопакета - выделение электроэнергетических и газотранспортных сетей, а также расширение прав и возможностей национальных энергетических регуляторов и свободы выбора потребителей - отражены в двух директивах ЕС: Electricity Directive 2009/72/EC и Gas Directive 2009/73/EC. Первоначальный жесткий запрет компаниям, занятым в добыче, генерации и импорте энергоресурсов, контролировать или владеть преобладающим пакетом акций распределительных сетей (Ownership unbundling, OU), означавший, по сути, не что иное, как экспроприацию корпоративных сетей, позднее был дополнен двумя более мягкими вариантами. Вариант «Независимый оператор системы» (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, предписывая, однако, передать активы в управление независимому системному оператору. Третий вид разделения «Независимый оператор газотранспортной или энергетической сети» (Independent Transmission Operator, ITO) оставляет крупным компаниям право сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, при этом требуя следовать ряду правил, чтобы отделить управление сетями от прочей деятельности. Россия выступает против этих новаций, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу. Требования, изложенные в третьем энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей «трубе» третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей должна оставаться в резерве. Россию подобное предложение не устраивает, поскольку и в том, и в другом случае рентабельность проектов снижается. Именно поэтому Москва пытается добиться для них исключений из третьего энергопакета. В области газовых отношений и конкретно по «Южному потоку» было уже много спекуляций, замечает Платон Магута. «Сначала Болгария замораживала строительство под давлением Еврокомиссии, затем Европарламент заявил о несоответствии проекта Третьему энергопакету, теперь же европейские депутаты прямо заявляют - проект надо заморозить, потому что он выгоден России. Оснований у ЕС для подобных действий нет», - уверен он. Аналитик компании «Цэрих кэпитал менеджмент» Николай Подлевских замечает, что европейские политики также играют как кошка с мышкой с газопроводом OPAL. «Вчера на встрече с президентом Владимиром Путиным глава «Газпрома» Алексей Миллер, на мой взгляд, дал исчерпывающий ответ на очередной перенос рассмотрения вопроса о доступе компании к этой «трубе». Во-первых, он дал ясно понять, что у России есть другие рынки для сбыта газа, помимо европейского, в частности Китай. Во-вторых, предупредил, что при дальнейших недружественных шагах ЕС «Газпром» может дополнительно ограничить поставки. И хотя пока в газовом противостоянии с Россией в ЕС побеждают «ястребы», полагаю, что игра в выстраивание отношений у европолитиков закончится до «белых мух», - заявил он. Вернуться назад |