ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Мобилизация без шока
Мобилизация без шока30-07-2014, 11:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Мобилизация без шокаИгорь Лавровский, председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России» «Эксперт» №29 (908)
Как вернуть темпы экономического роста первого президентского срока Владимира Путина в условиях кризиса и новой холодной войны Относительно спокойный для России исторический период закончился. Страна вошла в опасное военное, политическое и экономическое противостояние с Западом. Умиротворить Запад невозможно. Никакие уступки не приведут к пересмотру уже принятого курса на конфронтацию с путинской — то есть политически самостоятельной — Россией. Но самостоятельности в политике препятствует экономическая зависимость от Запада. Если в политике последствия катастрофы 1990-х во многом преодолены, то в экономике это пагубное наследие — зависимость от доллара и экспортных доходов — лежит в основе российской финансовой политики. До тех пор пока не будет восстановлен суверенитет в области финансирования собственного развития, Россия будет оставаться уязвимой по отношению к политическому давлению и экономическим санкциям. Когда и почему в России было жить хорошо Экономика не может расти в условиях дефицита денег. Сокращение денежного предложения из-за стабилизации цен на нефть уже привело к началу рецессии, а западные меры по ограничению российского экспорта, которые, весьма вероятно, будут действовать параллельно с ухудшением ценовой конъюнктуры рынка, повлекут за собой быстрое и жесткое сжатие российской экономики. Резерв финансирования роста экономики за счет конвертации экспортных долларов в рубли исчерпан. Заменить его можно только ускоренной монетизацией на основе собственных резервов. Возможности, создаваемые кризисом Чтобы выжить как самостоятельному субъекту истории, стране придется быстро перейти от гайдаро-кудринского врастания в мировой рынок и создания институциональных условий к самостоятельному, причем форсированному — порядка 10–15% прироста ВВП в год, — развитию за счет кратного роста инвестиций. Для этого потребуется мощный приток капитала в экономику — гораздо больший, чем простое замещение выпадающих внешних поступлений наличности в экономику. И этот капитал должен генерироваться внутри страны. В постсоветской России была внедрена простейшая из всех возможных финансовых систем: эмиссия новых денег в экономике осуществляется покупкой валютной выручки экспортеров. Де-факто рубль обеспечен не суверенными обязательствами российского государства, а суверенными обязательствами другого государства, а именно США. Нет долларов — нет рублей. Российские реформаторы заменили золотой стандарт долларовым. В результате долларовый стандарт оказывает такое же депрессивное влияние на экономику России, какое оказывал золотой стандарт на экономику США и других стран западного блока до 1973 года. Развитие экономики России все эти годы определяется не ее нуждами, а потребностями других стран в российском экспорте. Но даже и эти заработанные удовлетворением чужих потребностей доллары для каких-либо целей, не связанных с прямым импортом и обеспечением эмиссии рубля, не используются. Минфин и Центробанк выводят их из оборота и замораживают (стерилизуют) в виде значительных резервных активов, размещенных за границей. Результат — хроническое недофинансирование собственной экономики. Нет ни рискового, ни долгового финансирования в каких-либо значительных масштабах, ибо львиную долю банковских активов составляют вклады и депозиты физических лиц. То есть банки в России работают как в XIX веке — сберегательными кассами. Российским финансовым властям удалось уничтожить долг и кредит, которые со времен Адама Смита везде в мире считаются главным достижением развитой капиталистической экономики и ее двигателем. Российский госдолг меньше, чем госдолг Дании или Бельгии, почти вдесятеро ниже долга Германии и в 30 раз ниже долга США. Российский совокупный госдолг, внутренний и внешний, составляет всего 12,3% ВВП (данные на конец прошлого года), в то время как в Германии или Франции — примерно две трети ВВП. Рост долговых обязательств государства в несколько раз не приведет к серьезной нагрузке на финансовую систему страны. Как жить без экспортных доходов Чего добились США, отменив золотой стандарт? Они уничтожили нехватку капитала. Отмена золотого стандарта профинансировала технологическую революцию в Америке и бурный рост мировой торговли. Но в отличие от Америки большинство других стран, в том числе страны Евросоюза, Китай и, к сожалению, Россия, заменили золотой стандарт долларовым, переложив функции золота на доллар. Их развитие зависит не от их собственных оценок своих потребностей, а от поступления доллара в их экономики. В структуре активов ФРС США иностранная валюта занимает малую долю. Более 90% активов — внутренние обязательства: облигации казначейства и ипотечных корпораций. В крупнейших экономиках стран БРИКС ситуация противоположная: подавляющую часть активов центробанков Индии, Китая и России составляют валютные авуары. Исключение представляет собой Бразилия примерно с равным соотношением внутренних и внешних обязательств. За неимением международных финансовых центров на своей территории Россия держит свои валютные активы в странах Запада (см. график 2). России необходимо отвязаться от доллара как основы эмиссии. Нужна ускоренная монетизация на основе внутренних ресурсов. Апологеты долларового стандарта аргументируют его необходимость угрозой гиперинфляции и задачами привлечения иностранных инвестиций. Факты показывают, что угроза гиперинфляции столь же надуманна, как и привлекательность иностранных инвестиций, которые составляют не более 7–8% всех инвестиций в экономику России. Из них значительная часть — спекулятивные финансовые инвестиции, то есть покупка собственности на российские компании или финансирование российских корпораций с офшорных счетов аффилированных лиц. Миф об угрозе гиперинфляции опровергается российским же опытом 1999–2008 годов, когда удвоение темпов монетизации не привело к росту инфляции. Гиперинфляция становится реальностью в разрушенной экономике мобилизационного типа, такой как германская экономика 1918 года или советская экономика 1991 года. Но российская рыночная экономика не разрушена, «избыток» денег в ней приведет к стимулированию деловой активности и к росту предложения. Угрозу гиперинфляции в рыночной экономике можно превентивно купировать ускоренным ростом производства потребительских товаров и ввода жилья путем поддержки экспоненциального роста рознично-сбытовых сетей и их систем поставки отечественной продукции. Эмиссия денег должна осуществляться путем приобретения Центробанком квалифицированных долгосрочных облигаций институтов развития: верхнего эшелона крупнейших банков, фондов прямых инвестиций, региональных фондов развития. Таким образом, активы ЦБ будут формироваться не только за счет обязательств Минфина, выпускаемых под госбюджет, и краткосрочных обязательств банков, но и за счет долгосрочных облигаций институтов развития. Фонды прямых инвестиций должны выступать в качестве андеррайтеров при выпуске корпоративных обязательств под инфраструктурные проекты, а региональные фонды развития — гарантировать финансирование проектов застройки, проектов муниципального и регионального развития. Опасность увода новой ликвидности за границу можно устранить широким распространением документарного кредита в инфраструктурном финансировании, который предполагает оплату обязательств перед исполнителями и подрядчиками только по выполнении согласованных объемов работ в соответствии с графиком проекта, возложив функцию промежуточного финансирования на частные банки. Такие проекты фактически окажутся под тройным финансовым контролем — со стороны Центробанка, институтов развития и частных банков. Важно, что встраивание новых ценных бумаг в действующую экономику не нуждается в чрезвычайщине и при правильном подходе не вызовет экономического шока. Критический фактор при этом — качество проработки проектов для эмиссионного инвестирования. Такая система будет более устойчивой и лучше обеспеченной, чем американская, где между государственными финансами и бизнесом залегает толстый слой частного банкинга и спекулятивных инвестиций (см. схему 1), и намного более капитализированной, чем нынешняя российская (см. схему 2), полностью зависящая от накопления собственных активов в иностранной валюте, размещенных за границей. В предлагаемой системе появляется возможность мягко ввести планы государства, регионов и корпораций в ядро финансовой системы (см. схему 3) без демонтажа рыночной части экономики. Как не проесть золотовалютные резервы Обе крайности неприемлемы. Тратить дорогие высоколиквидные валютные активы на строительство инфраструктуры — действительно за пределами экономического смысла. Для инфраструктурного строительства нужны дешевые рубли, а не дорогие доллары. С другой стороны, не имеет смысла и замораживать валютные активы в виде неработающих фондов за границей. Валютные резервы должны работать на российскую экономику, и не в качестве «черной кассы», а в качестве страхового резерва, обеспечивающего устойчивость финансовой системы, построенной на внутренних обязательствах. В этом отношении Центробанк должен быть подобен обычному коммерческому банку, предоставляющему кредиты в размерах, значительно превышающих их собственный капитал. Предлагаемая реформа представляет собой переход от структуры активов Центробанка, в которой преобладают иностранные обязательства, к структуре, в которой львиную долю составляют внутренние российские обязательства. От структуры индийской — к структуре американской (см. график 3). В качестве первоочередной количественной цели можно поставить выход эмиссии, обеспеченной внутренними обязательствами, на уровень внешнеторгового профицита в последние несколько лет — 100–200 млрд долларов, или 3–6 трлн рублей в год. Что делать
Вернуться назад |